Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы
2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:
- конструирование - постройка технических объектов с выполнением их проектов;
- моделирование, воспроизведение технических объектов по образцам в
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.
уменьшенном виде (или увеличенном);
- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;
- изобретательство - техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;
- рационализаторство - техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;
- любительство - техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;
- массово-техническое творчество - творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.
Функции:
- ознакомить с достижениями НТП;
- развитие творческих способностей человека;
- воспитание культуры труда - потребности познания, творчества и созидательного труда;
- трудовое воспитание - бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;
- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.
3. Самодеятельное, художественное творчество:
- самодеятельность, направленная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;
- художественная самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство;
- массово-художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
- народно-художественные промыслы и ремесла;
- авторская самодеятельность;
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.
- оригинальная самодеятельность, не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Функции:
- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу во время досуга;
- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
-организационно-педагогическое - воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
-возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
4. Естественно-научное самодеятельное творчество:
- краеведение, природоведение;
- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
- изучение живой фауны;
- аквариумисты, рыболовы, голубеводы;
- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.
Функции:
- экологическое просвещение;
- благоустройство, озеленение района, города;
- формирование умений и навыков рационального природопользования;
- воспитание любви и патриотизма к своему краю.
5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:
- туризм, альпинизм;
- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);
- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;
- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);
- шахматно-шашечный, нарды;
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.
- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;
- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.
Функции:
- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;
- воспитание физической культуры;
- пропаганда здорового образа жизни;
- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.
6. Неординарные формы самодеятельного творчества:
- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;
- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я - спортивная семья”;
- конкурсы красоты “Мисс Самара”, моделей одежды;
- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);
- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.
Функции:
- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;
- вовлечение людей в социально-культурную практику;
- превращение пассивных потребителей культуры в активных
потребителей; активных - в распространителей; распространителей - в созидателей;
- формирование культуры быта.
Таким образом, достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р.Г. назвал предметными и воспитательными:
1. Предметные - это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.
2. Питательные - это культура личности. Под ней подразумевают нравственную, эстетическую, физическую, экологическую, экономическую,
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.
правовую культуры и культуру общения.
Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.
Анализ работы профессора Салахутдинова Р.Г. показал, что в нашей стране существует множество различных способов организации детского и подросткового досуга. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества детей и подростков, заложены основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности.
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
В результате социологического опроса о предпочтениях досуга детей и подростков выяснилось, что основная масса предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.
Изучение деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга детей и подростков подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами:
- недостаточное финансирование;
- падение интереса у населения к деятельности учреждений досуга;
- низкая их посещаемость;
- устаревшая или же слабая материальная база Домов Культуры и центров досуга.
По результатам исследования, можно прийти к следующим выводам, что: учащиеся имеют четко сформированное мнение по вопросам организации своего свободного времени и досуга; досуг и свободное время подростков не разносторонний. Распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора; не интересны подросткам такие формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры.
Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения.
Сфера подросткового досуга имеет свои особенности. Досуг детей и подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих
Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.
ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Детей и подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.
Своеобразной формой социализации детей и подростков является деятельность по интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по интересам (увлечения, хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности ребёнка, подростка.
В настоящее время в сфере детского и подросткового досуга сложились два основных вида деятельности по интересам:
- общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.);
- организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.
Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации детей и подростков к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей.
Таким образом, задачей Домов культуры, школ, культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для детей и подростков, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп детей и подростков. Совершенствование организации культурных форм
Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.
Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.
детского и подросткового досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы детей и подростков.
Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков.
Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.
Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме «Культура и досуг детей и подростков», можно сделать следующие выводы.
Понятие «культура» слагается из трёх составляющих:
- жизненные ценности - обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры;
- нормы поведения - отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях;
- артефакты (материальные произведения) - обычно являются производными от первых двух составляющих.
Свободное время является одним из важных средств формирования ребёнка и подростка.
Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.