Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы
К специфическим чертам детского и подросткового периода относятся:
1. преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности.
2. своеобразие среды его протекания.
3. ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально - психологического склада
4. высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных технологий досуга и форм, методов эстетически насыщенного пространства и высокий художественный уровень процесса досуга.
Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.
Ум, характер, организованность, потребности, интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга детей и подростков.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.
Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Для того чтобы досуг выполнял свою роль в системе социализации, он должен быть двухаспектным: удовлетворять эмоциональные потребности и способствовать интеллектуальному поиску детей и подростков.
В структуре содержания свободного времени целесообразно выделить следующие виды деятельности:
- образовательная;
- культурно - досуговая;
- трудовая;
- спортивно - рекреативная;
- научно - исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая.
Структура досуга состоит из нескольких уровней. Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.
Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня, он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановление, развитие и гармонизация.
Российская Федерация располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности, которые подразделяются на несколько типов, каждый из них включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками:
- библиотеки подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабом деятельности,
- центры, с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр, - социально-культурные комплексы, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.),
- учреждения лекционной пропаганды (лекторий, планетарий),
- выставки и выставочные залы,
- учреждения для детей и подростков (Дома детского творчества, Центры эстетического воспитания и др.).
- интернет-салоны, интернет-клубы.
В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.
К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-культурным институтам относятся современные культурно-досуговые центры.
В работе с детьми и подростками досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.
Принципиальным отличием современных культурных центров от
функционирующих ранее домов и дворцов культуры является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с детьми, подростками,
молодежью, людьми пенсионного возраста.
Организационные формы работы с детьми и подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей:
1. Художественная форма - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи.
2. Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии.
3. Формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".
4.Социально-культурное творчество.
Таким образом, задачей Домов культуры, школ, культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для детей и подростков, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп детей и подростков.
Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков.
Список используемой литературы
1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984 г.
2. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 1996.№ 7. - С. 10- 13.
4. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
5. ЕрошенковИ.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно - воспитательная работа: учеб. пособие. - М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.
6. Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М
7. Закон Российской Федерации « О Культуре» - 1992 год
8. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.
9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.
10. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.
11. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.
12. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.
13. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.