Культура и досуг детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура и досуг детей и подростков.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

    К специфическим чертам детского и подросткового периода относятся:

1. преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности.

2.  своеобразие среды его протекания.  

3. ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально - психологического склада

4. высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных технологий досуга и форм, методов эстетически насыщенного пространства и высокий художественный уровень процесса досуга.

       Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

      Ум, характер, организованность, потребности, интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга детей и подростков.

       Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

      Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.      Для того чтобы досуг выполнял свою роль в системе социализации, он должен быть двухаспектным: удовлетворять эмоциональные потребности и способствовать интеллектуальному поиску детей и подростков.

     В структуре содержания свободного времени целесообразно выделить следующие виды деятельности:

- образовательная;

- культурно - досуговая;

- трудовая;

- спортивно - рекреативная;

- научно - исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая.

     Структура досуга состоит из нескольких уровней. Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

      Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.

      Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня, он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде.  Исследователи  выделяют  три  основные   функции   активного   отдыха: восстановление, развитие и  гармонизация.

      Российская Федерация располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности, которые подразделяются на несколько типов, каждый из них включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками:

- библиотеки подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабом деятельности,

- центры, с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр,    - социально-культурные комплексы, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.),

- учреждения лекционной пропаганды (лекторий, планетарий),

- выставки и выставочные залы,

- учреждения для детей и подростков (Дома детского творчества, Центры эстетического воспитания и др.).

- интернет-салоны, интернет-клубы.

      В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.

     К  таким  реально  действующим,  динамично  развивающимся   социально-культурным институтам относятся современные культурно-досуговые центры.

      В работе с детьми и подростками досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания  участников  друг к  другу,  индивидуального  подхода  и   единства   интересов   личности   и коллектива.

      Принципиальным   отличием   современных    культурных    центров    от

функционирующих ранее домов и дворцов культуры является  преимущественный   акцент   в   их деятельности  на  групповые  и  индивидуальные  формы  работы  с  различными социально-демократическими  группами  населения,  особенно  с  детьми, подростками,

молодежью, людьми  пенсионного  возраста. 

      Организационные формы работы с детьми и подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей:

1. Художественная форма -  представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи.

2. Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии.

3. Формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".

4.Социально-культурное творчество.

     Таким образом, задачей Домов культуры, школ, культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для детей и подростков, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп детей и подростков.

      Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список используемой литературы

1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984 г.

2. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 1996.№ 7. - С. 10- 13.

4. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

5. ЕрошенковИ.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно - воспитательная работа: учеб. пособие. - М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.

6. Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М

7. Закон Российской Федерации « О Культуре» - 1992 год

8. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.

9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.

10. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.

11. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.

12. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.

13. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216 с.

 



Информация о работе Культура и досуг детей и подростков