Культура и досуг детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура и досуг детей и подростков.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.

 

подхода  к  организации  их  культурно-досуговой  деятельности,  расширению  ее  содержательных  и   управленческих основ. Особо  нужно  отметить  наличие  трех  главных   параметров,   которые являются  основой   создания   центров   досуга:  культурного, отражающего культурную ситуацию  в  регионе;  социального,  характеризующего состояние  тенденции  развития  социальной  сферы;    территориального, представляющего экономико-географические,  этические  и  другие  особенности данного региона. Практически каждый из  этих  параметров  уже  сам  по  себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.

      Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного,  предпринимательского  инициативного   характера.          Культурные  центры  создаются  на  основе  добровольного   объединения государственных,  общественных, частных,  кооперативных,   ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования,  сферы   информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица.  Их  открытие осуществляется по территориально-производственному    принципу,    путем объединения  на  договорной  основе  тех  или   иных   социально-культурных, досуговых  и   близких   по   профилю   формирований,   сохраняющих   статус самостоятельного  юридического  лица.  Цель   их   создания   –   интеграция родственных по своим задачам  социально-культурных  объектов,  использование благоприятных  условий  для  реализации  творческого  досугового  потенциала входящих в него структурных единиц и  формирований,  организация  совместных крупномасштабных   региональных   мероприятий,   разработка   и   реализация социально-культурных программ.

      Экономическую основу  деятельности  центров  составляет  хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных  и

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.

 

внебюджетных  ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия  различных  ведомств,  предприятий учреждений, общественных организаций, доходов  от  оказания  платных  услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.       Структура    культурного    центра    основана    на    взаимодействии профессионального  или  полупрофессионального  труда  организаторов  в  лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной  стороны,  а  с другой – развивающей, творческой игровой,  развлекательной,  оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

      Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека,  парк,  музей,

школа, кинотеатр и т.д.) перестают  быть  автономными  источниками  культуры для жителей региона, а  становятся  в  рамках  социально-культурного  центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

      В работе с детьми и подростками досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания  участников  друг к  другу,  индивидуального  подхода  и   единства   интересов   личности   и коллектива. Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как  особый социальный институт. Однако  в  каждом  конкретном  случае  он  может   проявляться   в   своей   специфической   форме, определяемой  диапазоны  предлагаемых  культурных  занятий.  Такие центры  создаются и функционируют в разнотипных  микрорайонах  больших городов, а также средних и малых.

      Принципиальным   отличием   современных    культурных    центров    от

функционирующих ранее домов и дворцов культуры является  преимущественный   акцент   в   их деятельности  на  групповые  и  индивидуальные  формы  работы  с  различными социально-демократическими  группами  населения,  особенно  с  детьми, подростками,

молодежью, людьми  пенсионного  возраста.  Да  и  в  самой  идее  социально-культурных  центров   открытого   типа   приоритеты

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.

безоговорочно   отданы демократизму,   самодеятельности  и  инициативе  населения  и  общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально  использовать  большие  и потенциальные возможности таких социальных институтов, как  семья,  трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

    В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно - досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.

    Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.

 

  2.2. Основные направления и формы работы по организации                      культурно–досуговой деятельности детей и подростков.

            Жизнь подсказывает, что досуг всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени детей и подростков соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру.    Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью детского и подросткового досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали Дома культуры, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

      Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.

Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.

      Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

      В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.

      Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".

      Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека-клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

      Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно-оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание, проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.

Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.

Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.

      В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально- нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.

    Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

     Социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.       Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на

Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.

Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.

формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.     Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

      Профессор Салахутдинов Р.Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:

- правово-политической направленности;

- историко-культурный и экологической направленности;

- интернациональной дружбы;

- искусствоведческой, художественно-критической направленности;

- антивоенное движение;

- движение по защите прав потребителей;

- лоббистские организации и группировки;

-фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и исполнителей;

- религиозной и экстремистской направленности и другие.

Функции:

- служат каналом выражения интересов масс;

- выступают как школа политического воспитания;

- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;

- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.

Информация о работе Культура и досуг детей и подростков