Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы
Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.
подхода к организации их культурно-досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих основ. Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые являются основой создания центров досуга: культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы; территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие особенности данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.
Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-
Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и
Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.
внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д. Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.
Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей,
школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.
В работе с детьми и подростками досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапазоны предлагаемых культурных занятий. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.
Принципиальным отличием современных культурных центров от
функционирующих ранее домов и дворцов культуры является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с детьми, подростками,
молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты
Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997 - 41 с.
безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.
В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно - досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.
Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно–досуговой деятельности детей и подростков.
Жизнь подсказывает, что досуг всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени детей и подростков соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью детского и подросткового досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали Дома культуры, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.
Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.
Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.
В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.
Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека-клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.
Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно-оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание, проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.
Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.
Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.
В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально- нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.
Социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на
Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972. - С. 29-46.
Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 1999. - 462 с.
формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.
Профессор Салахутдинов Р.Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:
1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:
- правово-политической направленности;
- историко-культурный и экологической направленности;
- интернациональной дружбы;
- искусствоведческой, художественно-критической направленности;
- антивоенное движение;
- движение по защите прав потребителей;
- лоббистские организации и группировки;
-фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и исполнителей;
- религиозной и экстремистской направленности и другие.
Функции:
- служат каналом выражения интересов масс;
- выступают как школа политического воспитания;
- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;
- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.