Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
В данной работе даны структура, черты, типология, виды культуры.
1. Введение
1.1. Культура и общество
2. Структура культуры
2.1. Черты культуры
3. Агенты и социальные институты культуры
4. Типология культур
5. Виды культур
5. 1. Доминирующая культура
5. 2. Субкультура и контркультура
5. 3. Сельская культура
5. 4. Городская культура
6. Заключение
7. Список литературы
Видами культуры называются такие совокупности правил и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся:
а) доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и
контркультура;
б) сельская и городская культура;
в) обыденная и специализированная культура.
Существуют следующие отрасли культуры:
Экономическая культура. Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не выполняют обязательств, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда продавцы некорректны, говорят о низкой культуре потребления.
Низкая культура
управления проявляется в
Политическая культура. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры - строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Жесткая дисциплина и бедное содержание политической культуры - производные авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показатели уровня
развития политической
Профессиональная культура. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая подтверждается документом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает сумму необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, подразумевающую совокупность практических навыков и умений, то есть профессиональный опыт.
Педагогическая культура. Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура имеет как количественные критерии, например число окончивших начальную или среднюю школу, так и качественные, в частности уровень интеллектуальности нации. Педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры может служить то обстоятельство, что на уроках информатики учитель рассказывает все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике.
5.1. Доминирующая культура
Совокупность ценностей,
верований, традиций и обычаев,
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническая культура
- совокупность черт культуры, касающихся
преимущественно обыденной
Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Территориальная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одно из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.
Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Структура национальной культуры сложнее этнической. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры. Более того, последняя входит в состав национальной. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Необходимым условием появления национальной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, рождением литературного языка и национальной литературы.
5.2. Субкультура и контркультура
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - это субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, при несходстве деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры всего лишь варианты одной, господствующей культуры.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся с культурой нации, которая получила название доминирующей. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, традициями в одежде, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит последней, находится в конфликте с господствующими ценностями (культура богемы).
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях к одному явлению применяют оба названия (преступная субкультура).
5.3. Сельская культура
Носителями этой
культуры выступают крестьяне.
Коган выделяет следующие
1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года (то период сева, сенокоса, уборки, то период большого количества праздников, приходящихся на зиму и межсезонье).
2. Персонификация межличностных
отношений, то есть вытеснение
и замена всех других типов
отношений доверительно-
3. Плотный неформальный
контроль за поведением
4. Особое качество
межличностных отношений в дере
5. В потоке информационного обмена в деревне основную роль выполняют слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.
6. Практически всем
жителям деревни присущ
7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности (даже просмотр телепередач происходит коллективно - всей семьей или дружеской компанией).
8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
9. Ограниченный культурный
досуг, недоступность для
10. Раннее занятие
физическим трудом на открытом
воздухе сформировало иное
Культурный лаг
- разрыв в культурном уровне
между городом и селом - в
итоге достигает
5.4. Городская культура
Городская культура - это
культура крупных и средних
Культурное пространство
города организовано совсем
Отличительные особенности городской жизни - это одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками. Эмоциональные стрессы и нервные перегрузки, вызванные интенсивным ритмом жизни. Городская среда насыщена огромным числом вредных веществ. Отсюда ослабленное здоровье, низкая рождаемость, большое количество всевозможных заболеваний. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан, которые стремятся наверстать упущенное на садово-огородном участке. Пригородный участок и дача сегодня - непременные атрибуты городской культуры.
Таким образом можно считать, что культура позволяет развивать человеку внутренний мир, осознавать необходимость тех или иных действий, требуемых от него обществом, принимать обоснованные решения, делать нравственный выбор.
Мотивируя свои поступки, человек опирается на приобретенный в процессе жизнедеятельности социальный и культурный опыт, ориентируется (осознанно или на подсознательном уровне) на свои потребности, как природные (биологические) так и социальные и культурные. То есть культура выступает одним из регуляторов общественных отношений и поведения людей в обществе.
1. Петухов Валерий Борисович. Культурология : [учебно-метод. пособие для студ. дневного отделения всех спец. УлГТУ] / В. Б. Петухов, Т. В. Петухова; - Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 95 с.
2. Бехман, Г. Современное общество как общество риска: современное общество // Вопр. философии. - 2007. - 1. - С. 26-46.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов вузов М.: ЭКСМО, 2004.
4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.
5. Кононенко Б. И. Культура и цивилизация. М., Наука, 1997.
6. Кравченко А.И. Культурология. М., Изд-во Норма, 2007.
7. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2007.
8. Социология. Учебник для вузов /Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. М.: Наука, 2005.
9. Культурология Суперека С. В. 2007 г.
Информация о работе Культура и общество. Агенты и социальные институты культуры