Культура как предмет исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Главная цель работы: Исследовать и произвести сравнительный анализ различных подходов в школах и направлениях.

Задачи:
Исследовать и изучить различные школы и направления.
Провести сравнительный анализ различных подходов в определении понятия культуры.

Содержание

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Теория и методология школы 23
Марбургская школа. Основоположником Марбургской школы считается Герман Коген (1842–1918). Ее наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854–1924), Эрнст Кассирер (1874–1945), Ханс Файхингер (1852–1933). В это время в естествознании возникают новые объекты и задачи исследования, где законы ньютоновско-галилеевской механики перестают действовать и многие ее философские и методологические установки оказываются неэффективными. Неокантианцы Марбургской школы предложили свой вариант ответов, основываясь при этом на кантовском теоретическом наследии. Их ключевой тезис гласил, что все последние открытия в науке и сам характер современной научно-исследовательской деятельности неопровержимо свидетельствуют об активной конструктивной роли человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности. Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, творит его. Он вносит связь и порядок в дотоле бессвязное и хаотичное бытие. Без его созидательной упорядочивающей деятельности мир превращается в ничто, в темное и немое небытие. Разум – это имманентный человеку свет, который, подобно прожектору, высвечивает вещи и процессы в окружающем мире, придает им логику и смысл. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ 97.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

       Абсолютизм - это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения, когда старая, Возрожденческая, культура показала свою утопичность, несостоятельность, несоответствие тенденциям развития общества и человека, а новая культура - ещё не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса - буржуазии и пролетариата.

       Период  Абсолютизма - это период утверждения единства культуры. В основе этого единства лежит слабость, неразвитость буржуазии, пролетариата, с одной стороны, а с другой - шаткость позиций старых феодальных кругов. В этой ситуации все слои, сословия видели своё спасение, свою будущность в едином государственном начале, в сильной, ничем не ограниченной, абсолютной, власти короля.

       XVIII век вошёл в историю культуры  как век Просвещения. Это период  промышленного переворота и перехода  политической власти в руки  нового класса - буржуазии. Заканчивается длительная полоса господства традиционной аграрной культуры. В результате промышленной революции утверждается новая индустриальная культура. Но это и период политических революций в Европе, отдающих власть в руки промышленной буржуазии.[7]

       Просвещение - идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

       "Мыслящий  рассудок стал мерилом всего  существующего". Если культура  не устраивает человека, её надо  изменить. Прошлая культура - плод  "непросвещённой", неразумной, "ненаучной" деятельности. Во имя будущего надо строить сегодняшнюю культуру на принципах разума, добра, справедливости. Главный метод - это изменение человека, его сознания. Надо "просветить" духовный мир человека.

       Главный метод: убеждение, а не принуждение, обучение, а не революция.

       Культура  Просвещения не остаётся неизменной: меняются акценты, умонастроения, идеи. Обычно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:

       1. Просветительский классицизм. Он определял умонастроения до 30х гг. XVIII в.

       2. Просветительский реализм. Он характерен для развития культуры вплоть до 80х гг. XVIII в.

       3. Революционный классицизм, который охватывает 80е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции.

       Просвещение отдаёт приоритет другим областям культуры - литературе и науке.

       Типичным  примером просветительской культуры в  литературном творчестве может служить  творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761), оказавшего значительное влияние и  на последующие культурные эпохи. С. Ричардсон получил известность, выпустив роман "Кларисса, или история молодой леди... показывающая бедствия, происходящие из непредусмотренного отношения как родителей, так и детей к браку". Героев романа отличает строгий рационализм поступков, рассудочность. Рационализм сказывается и на художественной форме романа, он выполнен в эпистолярном жанре, при котором герои ведут диалог, обмениваясь письмами. Они любят всяческие договора, взаимные обязательства, на страницах романа даются подробные характеристики персонажам, приводится их описание, применяются и другие приемы рационального характера.

       Широкую известность получает творчество Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он начинал свою литературную деятельность с сентиментализма, но быстро эволюционирует, обращаясь к философским и политическим проблемам.[8]

       В 1749 г. Руссо публикует "Рассуждения  о том, способствовало ли возрождение  наук и искусств очищению нравов?", написанные для участия в конкурсе, объявленном Академией наук в  Дижоне. Впервые была поставлена проблема связи культуры с прогрессом морали, нравственности. Руссо даёт отрицательный ответ: современная культура, искусство губительно влияют на нравы общества. Руссо считает, что виной этому служит дворянская культура, враждебная нравам народа, а не вообще человека. Причиной такого положения является социальное неравенство людей, богатство одних и нищета других. Это приводит к тому, что деятель культуры, художник, писатель не защищает интересы народа, а обслуживает богатых. "Необходимость воздвигла троны науки и искусства их утвердили", - делает вывод Руссо.

       Выходом из этого положения Руссо считает  отказ от культуры, возврат к естественному  состоянию. Сам Руссо снял шпагу, часы, золотое шитьё, пышный парик, заменил  костюм камзолом грубого шитья.

       Не  меньший успех выпадает на долю науки, второй сферы культуры, в которой требования рационализма сказались столь отчётливо и однозначно.

       В период Просвещения  в науке сложилось  четыре самостоятельных  научных программы:

       -Атомистическая ( сложившаяся ещё в Античности)

       -Картезианская

       -Ньютоновская

       -Лейбницева.

       Но  все они обладали общим убеждением в том, что все природные явления  подчинены закону. Наука Просвещения  начинает длительный процесс очищения истинного знания от "ложного", "достоверного" от "гипотетического".

       Истинное  знание стало отождествляться с законом, объективной, существенной, повторяющейся, необходимой связью между явлениями. Закону подчиняются природа, общество, а значит, человек и культура, в том числе - идеология, религия, бог.

       В науке Просвещения находится  не просто "человек" (это - антропоцентризм Возрождения), а познающий разум человека, то есть часть человека, хотя и лучшая. И более того, разум - познаёт закон, это уже моноцентризм. Для Просвещения характерно признание мощи человеческого разума, его способности познать законы природы. Сама закономерность - сводится к необходимости, а последняя понимается механически, уподобляется механизму. Вот как определял природу Лейбниц:[9]

       "Всякое  органическое тело  живого существа  есть своего рода  божественная машина, или естественный автомат, который бесконечно превосходит все автоматы искусственные.

       Ибо машина, сооруженная  искусством человека, не есть машина в  каждой своей части; например, зубец латунного  колеса состоит из частей или кусков, которые уже не представляют более  для нас ничего искусственного...

       Но  машины естественные, то есть живые тела, и в своих наименьших частях до бесконечности  продолжают быть машинами..."

       "Божественные машины" - организмы, живые тела, и есть искусственные - машины, механизмы. Весь мир - машина. И человек - машина, только "божественная".

       Изменилось  и представление о материи.

       Для Античности, материя - что-то неопределённое, изменчивое, неупорядоченное.

       Для Возрождения, материя - что-то неизменное, постоянное, телесное. Просвещение в этом постоянстве усматривает движение, закон.

       Вопросы "для чего", "с какой целью" объявлялись вне научного рассмотрения. Они относились к области схоластики и предрассудков. Вопрос "зачем?" (цели) наука заменила вопросом "почему?" (причины) и "каким образом?" (законы).

       Иммануил Кант (1724-1804):"Понятие о целях природы - чуждое в естествознании".

       Бенедикт  Спиноза (1632-1677):"Природа не действует по цели, ибо то вечное и бесконечное существо, которое мы называем Богом, или природой, действует по той же необходимости, по которой существует... Поэтому, как природа, то есть бог, существует не ради какой-либо цели, так и действует не ради какой-либо цели".

       Категория "цели" убиралась из естественных наук, она сохранялась только в  метафизике, философии и теологии.

       Отсюда  проистекает кардинальное отличие  культуры Просвещения от культуры предшествующих эпох. Из неё выпадает целый пласт представителей. Дело в том, что в культуре Античной, Средневековой, да и Возрождения, природа - целесообразна. Эта цель вносится Творцом, Демиургом, Богом, Перводвигателем.

       В культуре Просвещения происходит разделение: выделяется наука, система знаний, опирающаяся на закон. Она лишена элемента целесообразности, поскольку цели в природе нет. Но в данном случае просветители не учитывали, что наука сама стремится к определённой цели - адекватному отражению природы, и поэтому наука – также и культура. Вторым разделом является метафизика, то есть философия, богословие, в которых присутствует элемент целесообразности. Таким образом, Просвещение, по сути, разделило культуру на естественнонаучную и гуманитарную области знания, и это разделение сохраняется и в современности.

 

2.ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

       Изучив  историю культуры, следует провести сравнительный анализ современных концепций. Сперва нужно исследовать термин Концепция, для того, чтобы в дальнейшем можно было структурировать данную информацию.

       Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

       Культурная  антропология, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии, которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов.

       Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

       Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США.

       Не  разрешенным является вопрос о связи  культурной антропологии с этнологией. Поэтому нужно изучить определение  этнологии, чтобы выявить их связь  в исследовании культуры.

       Этнология (греч. народ + - логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

 

2.1 ФУНКЦИОНАЛИЗМ

       Функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

       В центре внимания функционалистской школы находилось изучение функции, которой обладает всякий общественный институт в рамках совокупного организма и которую она выполняет в целях его сохранения. “Хотя эта школа стала приобретать особо заметное влияние начиная с 20-х годов ХХ в., основополагающие принципы функционалистского метода были сформулированы еще в 1895 г. французским социологом Э.Дюркгеймом. Его требование изучения функций социальных явлений было связано с попыткой противодействовать влиянию субъективистского направления философии истории, в частности школы В.Дильтея. Субъективистской оценке фактов противопоставлялось  изучение объективных необходимостей, лежавших в основе исторических явлений. Дюркгейм и его сторонники – а впоследствии и представители функционализма – усматривали критерий объективной необходимости в функции вещей, отношений и представлений, в результате чего сама функция становилась у них сущностью понятия причинности. Это, однако, означало, что в конечном счете явления объяснялись из самих себя или их собственного образа действия.

Информация о работе Культура как предмет исследования