Культура как предмет исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Главная цель работы: Исследовать и произвести сравнительный анализ различных подходов в школах и направлениях.

Задачи:
Исследовать и изучить различные школы и направления.
Провести сравнительный анализ различных подходов в определении понятия культуры.

Содержание

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Теория и методология школы 23
Марбургская школа. Основоположником Марбургской школы считается Герман Коген (1842–1918). Ее наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854–1924), Эрнст Кассирер (1874–1945), Ханс Файхингер (1852–1933). В это время в естествознании возникают новые объекты и задачи исследования, где законы ньютоновско-галилеевской механики перестают действовать и многие ее философские и методологические установки оказываются неэффективными. Неокантианцы Марбургской школы предложили свой вариант ответов, основываясь при этом на кантовском теоретическом наследии. Их ключевой тезис гласил, что все последние открытия в науке и сам характер современной научно-исследовательской деятельности неопровержимо свидетельствуют об активной конструктивной роли человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности. Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, творит его. Он вносит связь и порядок в дотоле бессвязное и хаотичное бытие. Без его созидательной упорядочивающей деятельности мир превращается в ничто, в темное и немое небытие. Разум – это имманентный человеку свет, который, подобно прожектору, высвечивает вещи и процессы в окружающем мире, придает им логику и смысл. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ 97.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   Государственное образовательное учреждение

   Высшего профессионального образования

   Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна

   СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ 
 

   Факультет: Издательского дела, рекламы и  книжной торговли

   Специальность: 032401 «Реклама»

   Форма обучения: дневная

   Кафедра: Рекламы (РКД 2.1) 
 
 
 

   Курсовая  работа

   Дисциплина: Культурология 
 

   Тема: «Культура как предмет исследования» 
 
 
 
 

   Выполнила: Чухломина М.П.

   Студентка группы РКД 2.1 

   Проверил: Доктор культурологи, профессор Маняхина М.Р. 

   Оценка:_________ 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

 

       Изучение  культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников и просто многих любознательных людей. Однако за столько лет изучения этого феномена, ему так и не было присвоено точное определение. Культура начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. и приобрела статус самостоятельный научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. В дальнейшем было введено слово «Культурология» американским учёным Л. Уайтом в начале 1930-х гг.

       Культурология – комплексная гуманитарная наука. Формирование её выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Предмет Культурологиикультура – есть феномен слишком многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, цельного и общепризнанного его описания (пример: философия не достигла этого идеала за три тысячелетия).

         Культура постоянно находится на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

       Актуальность данной тематики обусловлена тем, что культура включает в себя ёмкое понятие, которое требует объяснения.

       Объект  исследования: История культурологической мысли.

       Предмет исследования: Понятие культуры в различных концепциях, школах и направлениях гуманитарного знания.

       Главная цель работы: Исследовать и произвести сравнительный анализ различных подходов в школах и направлениях.

       Задачи:

  1. Исследовать и изучить различные школы и направления.
  2. Провести сравнительный анализ различных подходов в определении понятия культуры.

       Методы:

       1)Гносеологический: изучение т отношения теории, как языкового образования, к объективной действительности.

       2)Описательный: сбор информации для написания курсовой работы, изложение характеристик школ и направлений в определении культуры.

       3)Сравнительный: исследование сходств и различий между различными школами и направлениями в определении культуры.

       Источники: в основу написания курсовой работы были положены труды Иловайского Д. И. «Древняя история. Средние века. Новая история» для написания первой главы и Малиновского Б. «Функциональный анализ // Антология исследований культуры», Шейкина А.Г. «Структурализм» и Кассирера Э. «Понятие символической формы в структуре о духе» для написания второй главы.

       Структура: состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Главы называются:

       1.ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: изучает историю культурологической мысли. Она включает в себя три параграфа: античность, средние века, новое время, которые раскрывают и характеризуют понятие культуры в своем отрезке времени.

       2.ПОНЯТИЕ  КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ  ШКОЛАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ  ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: исследует современные направления, а именно: функционализм, структурализм и символизм, в концепциях Б.Малиновского, Клода Леви-Стросса и Эрнста Кассирера.

 

1.ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

       История культуры — раздел исторической науки и Культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой.

        Предмет истории культуры – ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.

       Изучение  истории культуры существует столько  же, сколько и историческая наука, однако само понятие истории культуры трактуется, зачастую, по-разному. В  связи со сложившейся в России традицией изучения культуры, преимущественно, искусствоведами, в рамках истории культуры зачастую преподаётся история искусств.

  1.1.АНТИЧНОСТЬ

       Науки юношей питают,

       Отраду  старцам подают,

       В счастливой жизни  украшают,

       В несчастный случай берегут.

       Цицерон Марк Туллий

       (106-43 гг. до н. э.)  
(Древний Рим, I в. до н. э.)

       Каждая  речь Цицерона - завершенный памфлет  с острым сюжетом, синхронным тому событию, которое явилось предметом страстной  критики или защиты, с анекдотами о знаменитых людях, новеллами, примерами  аналогичных случаев, живыми бытовыми картинами, яркими портретами - характеристиками лиц, причастных к данному делу, вымышленными диалогами, цитатами или изречениями, шутками и насмешками. Из всех работ Цицерона особый интерес для культурологов представляют его “Тускуланские беседы”, посвященные Марку Юнию Бруту, вошедшему в историю как глава заговора против Юлия Цезаря, где Цицерон наиболее обстоятельно высказывается относительно того, что есть культура. “Тускуланские беседы” были написаны Цицероном осенью 45 г. до н.э. Это был год последнего творческого подъема, который испытал Цицерон на закате жизни (он был убит два года спустя как враг Марка Антония, открыто выступивший против его стремления стать принцепсом.  “Тускуланские беседы” существенно отличаются от других работ Цицерона, как по содержанию, так и по форме. Они состоят из пяти книг, представляющих конспект лекций, будто бы прочитанных перед обширной аудиторией. Как бы отвечая на вопросы слушателей, Цицерон излагает свою точку зрения по ряду важнейших вопросов, которые волновали не только его, но и многих образованных людей того времени. [1]

       Основная  проблема, которая обсуждается в  “Тускуланских беседах”, это проблема эвдемонии, т.е. счастливой жизни и  способов ее достижения. В той или  иной степени Цицерон обращался  к ее рассмотрению и в более ранних работах, но тогда она не казалась ему главной. На закате жизни она представляется ему в качестве центральной проблемы философского знания. Вывод, к которому приходит Цицерон, таков: самое надежное убежище от жизненных бурь - это философия. Тот, кто занимается ею, вполне способен прожить счастливую жизнь и достичь заветной гармонии телесного и духовного, обрести внутренний покой и умиротворенность не зависимо от того, как сложится его судьба, будет он богачом или нищим, свободным или рабом. Понимание философии как единственного пути, ведущего к эвдемонии, как незаменимого средства преобразования человека в духовно богатую личность позволяет Цицерону установить ее связь с культурой. Не трудно заметить, что ход размышлений Цицерона в значительной степени напоминает ход размышлений софистов, однако (это следует подчеркнуть особо) он говорит не столько о результате “обработки человека вообще” и формировании всего комплекса физических и духовных качеств, а только о “культуре души”, которая возникает как логическое следствие овладения конкретным индивидом комплексом философского знания, позволяющего видеть подлинную цену всему, отличать истинные цели от ложных. Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов. Смысл и историческое оправдание культуры Цицерон видел в выработке из индивида, жаждущего только “хлеба и зрелищ”, сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового, не колеблясь, пожертвовать своим благополучием, имуществом и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства. Главной проблемой культуры Цицерон считал достижение органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Цель культурного процесса он видел в создании идеала человека, который по своим личностным характеристикам был бы тождественен идеалу гражданина. Цицерон, по сути, ставил знак равенства между “окультуренностью человека” и “civilis”, обозначавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и римской общиной.

       Подобная  трактовка культуры была далеко не случайной. Цицерон жил и творил на переломе эпох, когда стала ясна исчерпанность потенциала, что несла  полисная демократия, и начали явственно  проступать контуры императорского Рима. Время Цицерона - это время перехода от республиканской формы правления к принципату. Самоуправляемые общины-республики, являвшиеся основой политической системы Древней Греции и первоначально Древнего Рима, постепенно уходили в прошлое. Им на смену шла жесткая централизация власти, единая система административных установлений, единовластие в виде личной диктатуры. [1]

       В понятии «культура», восходящем к  римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». И действительно, первое значение данного термина выглядит так:

       Культура - это возделывание, обработка, уход  и конечно же, в первую очередь - земли, поэтому культура - это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и сельское хозяйство.

       Наиболее  же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования  в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. Стоит отметить, что:

       Культура - это поклонение, почитание, почет, культ и, прежде всего религиозный культ.

       В древности человек постоянно  находился в окружении богов: он встречался с ними в поле и  в роще, в зелени деревьев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан. Не случайно известный эллинист Макс Поленц вообще отождествляет благочестие и полисный патриотизм. 
Коснувшись темы античного полиса, мы приступили к реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура».

       Полис - это город со сравнительно небольшим, числом жителей, которые, составляя ядро полиса, являлись его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т.д.), т.е. город был одновременно 23и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом».[3]

         «Пайдейя» (pais - ребенок) - обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле: образованность; просвещение, культуру.

       В этих (далеко не всех возможных) значениях  выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея контакта воспитания и обучения, прочного овладения навыком.

         «Политика техне» - гражданский навык, необходимый каждому полноправному гражданину полиса.

Информация о работе Культура как предмет исследования