Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:12, курсовая работа
Цель моей работы – Изучить и обобщить культуру Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого. Так как вырос сейчас интерес российского общества к объединительным тенденциям в области государственности, культуры и Православия. Национальная идея, которая до сих пор, на протяжении 1150-лет Российской государственности будоражит умы интеллигенции. Культура Руси эпохи Ярослава Мудрого, как нельзя лучше подтверждает существование истинной национальной идеи, которую мы, к большому сожалению, не смогли сохранить и приумножить.
Вступление………………………………………………………………………..3
Глава I. Киевская Русь в эпоху правления Ярослава Мудрого
1.1.Общая характеристика правления Ярослава Мудрого…………………7
1.2. Борьба за Киевский престол.
Начало правления Ярослава Мудрого…………………………………….12
1.3.Внутрення политика……………………………………………………….15
1.4.Внешняя политика…………………………………………………………..19
Глава II. Основные этапы развития культуры при Ярославе Мудром
2.1. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Илларион………………22
2.2.Архитектура. Софиевский Собор...………………………………………28
2.3.Увеличение уровня образования в Киевской Руси. ……………………33
2.4.Законодательная деятельность «Правда Ярослава»…………………….39
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………..51
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»
Кафедра Теории и истории культуры
Курсовая работа по дисциплине
«История культуры России »
Тема работы: «Культура Руси эпохи Ярослава Мудрого»
Выполнила
Студентка 334 группы
заочного отделения
Факультета СКиИД
Боженко Е.О.
проверила:
к.э.н. доцент
Лапшина З.С.
Хабаровск
2012 г.
Содержание:
Вступление……………………………………………………
Глава I. Киевская Русь в эпоху правления Ярослава Мудрого
1.1.Общая характеристика правления Ярослава Мудрого…………………7
1.2. Борьба за Киевский престол.
Начало правления Ярослава Мудрого…………………………………….12
1.3.Внутрення политика……………………………………………………….
1.4.Внешняя политика…………………………………………………………
Глава II. Основные этапы развития культуры при Ярославе Мудром
2.1. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Илларион………………22
2.2.Архитектура. Софиевский Собор...………………………………………28
2.3.Увеличение уровня образования в Киевской Руси. ……………………33
2.4.Законодательная деятельность «Правда Ярослава»…………………….39
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВСТУПЛЕНИЕ
История – это не просто наука, не просто часть культуры. Это важнейший компонент нашего национального самосознания. Сегодня, государство и общество, впервые в новой истории России, солидарны в стремлении сформировать единое, неподвластное политической конъюнктуре понимание преемственной и непрерывной Российской истории. /24/
«Наша страна, пережившая очень тяжелый период с момента ее возникновения, сейчас, может быть, как никакая другая нуждается в консолидации: консолидации интеллектуальной, экономической, национальной, - заявил глава государства в беседе с ученными –историками»
В текущем году налицо беспрецедентная концентрация юбилейных дат. Среди них – 1150-летие зарождение Российской государственности. Уникальность Российского государства в том, что его развитие шло не по пути дробления, а через объединение многочисленных племен и народов.
На примере
объединения Руси во время правления
Ярослава Мудрого, мы получаем один из
серьезных фундаментальных
Цель моей работы – Изучить и обобщить культуру Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого. Так как вырос сейчас интерес российского общества к объединительным тенденциям в области государственности, культуры и Православия. Национальная идея, которая до сих пор, на протяжении 1150-лет Российской государственности будоражит умы интеллигенции. Культура Руси эпохи Ярослава Мудрого, как нельзя лучше подтверждает существование истинной национальной идеи, которую мы, к большому сожалению, не смогли сохранить и приумножить.
Исследуемый период – конец X начало XI века.
Актуальность темы. Изучение культуры Руси в эпоху Ярослава Мудрого, как никогда актуально и востребовано в наше время, время, когда во главу угла ставится материальные, а не духовные ценности. Растущий интерес общества к Православию и православной культуре вызван, прежде всего, тем, что последнее время общество стало проявлять беспокойство относительно своего будущего. Под воздействием множества негативных факторов возникло чувство самосохранения, появилось желание найти выход из затянувшегося периода бездуховности. В результате мучительного поиска правильного пути отчетливо сформировался общественный запрос на изучение православной культуры, что и позволило ей, преодолев на своем пути все преграды: (монголо-татарское иго, смута, крестовые походы, войны, иудейско-большевицкий геноцид православной веры и много другое….),
все-таки остаться объединяющим началом духовной идентификации российского общества на протяжении всего своего существования.
Ярослав Мудрый понимал ценность христианства, заключающуюся в том, что оно учит человека правильно соотносить категории временного и вечного. В Православии подчеркивается значимость вечных фундаментальных ценностей, которые, как бы сильно не менялся мир, не изменяются и не теряют своего значения. Рассмотрев период правления Ярослава мудрого можно прийти к выводу, что все направления жизнедеятельности государства пронизаны главной объединяющей идеей главенства Православной веры.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составили такие науки, как история, культурология, литературоведенье, библиография, этнография, фольклористика. Изучение исторических материалов с помощью авторов: Д. С. Лихачев, Александр Нечволодов, В.П Даркевич,
Н.М Карамзин, И.В Кондаков, Н.И Костомаров, Б. Д Греков, Б. А Рыбаков,
А Карпов, Б.В Раушенбах, И.В Кондаков.
Объект исследования: Эпоха правления Ярослава Мудрого.
Предмет исследования: Культура и ее развитие в эпоху правления Ярослава Мудрого, а также влияние культуры на все сферы государственной деятельности.
Задачи: Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и обобщить культуру Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого.
2. Выявить и рассмотреть влияние и распространение культуры на жизнедеятельность Киевской Руси.
3.Проанализировать
влияние на расцвет культуры
и образования под
4. Найти объединяющую силу правления и жизни народов, населяющих Русь под патронатом Православной религии. И возможно, что опираясь на опыт правления Ярослав Мудрого, мы сможем найти путь к реализации Русской национальной идеи и применить ее в дальнейшем для развития самосознания славянских народов.
Методы исследования:
- Изучение исторической литературы по данному вопросу.
- Структурирование
и обобщение историко-
База исследования: Монографии, учебники, научно – популярные статьи, историко-биографическая литература, энциклопедическая литература, научно - исследовательские работы, периодические издания, интернет ресурсы.
Практическая значимость: Осознание себя, как часть высоко культурной нации, с большим культурно-историческим наследием, благодаря таким историческим личностям каким был Ярослав Мудрый. Народ, который смог пронести через столетия культуру и самобытность присущую всем славянским народам, а также ассимилировать, адаптировать к православной культуре народности, которые населяли восточную часть Руси, при этом сохранить свою этно - культурную идентичность.
Глава I. Киевская Русь в эпоху правления Ярослава Мудрого.
1.1.Общая
характеристика правления
Эпиграф:
“Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого;
не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею
в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал
мужество; успокаивал отечество и любил народ свой”.
( Н.М. Карамзин.) /13/
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связках с западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовке священнослужителей из русских. Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства Православной церкви и успешного развития христианской веры. Чтобы привить в народе начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования.
Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права - «Устав», или «Суд Ярославль», или «Русская Правда». При Ярославе появился церковный устав, или Кормчая книга – перевод византийского Номаканона.
Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствии и безопасности: он был князем «нарядником» земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города (Юрьев – Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли и Византии.
Время Ярослава было эпохой деятельных связей с государствами запада. Сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии Ирине), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы; Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна – за Генрихом I Французским, третья, Анастасия, - за Андреем I Венгерским. /1. с. 682-684/
В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Еще Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь его приемник для распространения грамоты велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 г. Первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит «Слово о законе и Благодати» - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли.
По поводу так сильно развившейся любви к книжному просвещению в Ярославово время летописей говорит: «Подобно тому, как если б кто распахал землю, в другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердце людей, просветивши их крещением; сын его, Ярослав, насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное ученье. Велика бывает польза от него; из книг учимся путям покаяния, в ловах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, напояющие вселенную; в книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания». /3 с. 249/
Киев времен
Ярослава превратился в один из крупнейших
городских центров всего
В самом Киеве,
по свидетельству немецкого
Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.
В княжение Ярослава
недалеко от Киева возникает Киево-
Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст, так или иначе, вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.).