Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:12, курсовая работа
Цель моей работы – Изучить и обобщить культуру Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого. Так как вырос сейчас интерес российского общества к объединительным тенденциям в области государственности, культуры и Православия. Национальная идея, которая до сих пор, на протяжении 1150-лет Российской государственности будоражит умы интеллигенции. Культура Руси эпохи Ярослава Мудрого, как нельзя лучше подтверждает существование истинной национальной идеи, которую мы, к большому сожалению, не смогли сохранить и приумножить.
Вступление………………………………………………………………………..3
Глава I. Киевская Русь в эпоху правления Ярослава Мудрого
1.1.Общая характеристика правления Ярослава Мудрого…………………7
1.2. Борьба за Киевский престол.
Начало правления Ярослава Мудрого…………………………………….12
1.3.Внутрення политика……………………………………………………….15
1.4.Внешняя политика…………………………………………………………..19
Глава II. Основные этапы развития культуры при Ярославе Мудром
2.1. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Илларион………………22
2.2.Архитектура. Софиевский Собор...………………………………………28
2.3.Увеличение уровня образования в Киевской Руси. ……………………33
2.4.Законодательная деятельность «Правда Ярослава»…………………….39
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………..51
Помимо светского законодательства, в Древней Руси существовало и обособленное от него законодательство церковное, обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи, убогие, призреваемые люди, врачи), а во-вторых, для всего населения по преступлениям и спорным делам нефеодального порядка: умыкание невесты, развод, ссоры в семье, колдовство, языческие моления, еретичество и др. Это законодательство XI--XIII веков оформлено под названием "уставов", приписанных Владимиру I и Ярославу Мудрому. Уставы дают богатый материал по русскому семейному праву.
Появление "Древнейшей Правды" как первой главы будущего кодекса объясняется не тем, что драки рыцарей являлись самым существенным в жизни государства, а тем, что в тот исторический момент, в разгар острых событий 1015--1016 годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам гарантию безопасности./9/
Выводы: В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической формации (феодализм, который продолжал свое развитие), ни в смысле культуры, ремесла, военного дела.
Введение христианства,
ставшего идеологической основой единой
феодальной государственности Древней
Руси, сыграло в период раннего
средневековья прогрессивную
Ярославу удается еще более высоко поднять международный авторитет Руси и упрочить основания русской политической и церковной самостоятельности, русской книжности, русского летописания, русской архитектуры и изобразительного искусства. Эта борьба за свою самостоятельность захватывала все области духовной культуры Киевского государства; печатью этой борьбы отмечены и литературное произведения этой поры, и летопись, и бурное архитектурное строительство, и изобразительное искусство княжения Ярослава.
Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени.
Одной из важнейших забот Ярослава были церковные дела. С именем Ярослава связан церковный устав (Устав Ярослава), в котором права и привилегии церкви были значительно расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и христианской культуры.
Расцвет древнерусской архитектуры приходится на время княжение Ярослава Мудрого. Задуманное им грандиозное строительство необходимо воспринимать в русле великокняжеской политической программы, направленной на укрепление государственности и власти.
При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя.
В годы правления Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно развиваться книгописная и переводческая деятельность византийских и иных книг на русский язык. Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри, в их числе Киево - Печерский.
Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм.
Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.
Заключение
В эпоху правления Ярослава Мудрого Русь объединилась в единое феодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией. Исчезло старое деление по племенным признакам. Получила окончательное государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы и белорусы.
Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связках с западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения. Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства Православной церкви и успешного развития христианской веры. Чтобы привить в народе начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал.
Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.
Объединив всю
Русь, Ярослав избегал
Время Ярослава было эпохой деятельных связей с государствами запада. Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки, киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах, а его дочери были выданы замуж за правителей разных стран.
Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира.
Происходит распространение грамотности и строительство школ (не только в Киеве). Грамотой постепенно овладевали все сословия – об этом говорят находки древних берестяных грамот. Происходил быстрый культурный рост населения Древней Руси.
В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической формации (феодализм, который продолжал свое развитие), ни в смысле культуры, ремесла, военного дела.
Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль. Поход Владимира Ярославича на Константинополь был кульминационным пунктом борьбы Руси в эпоху княжения Ярослава за свою культурную, гражданскую и церковную самостоятельность. Русский князь блестяще парирует все попытки Константинополя лишить русских церковной самостоятельности и превратить русскую церковь в агентуру Империи.
Ярославу удается еще более высоко поднять международный авторитет Руси и упрочить основания русской политической и церковной самостоятельности, русской книжности, русского летописания, русской архитектуры и изобразительного искусства.
Эта борьба за свою самостоятельность захватывала все области духовной культуры Киевского государства; печатью этой борьбы отмечены и литературное произведения этой поры, и летопись, и бурное архитектурное строительство, и изобразительное искусство княжения Ярослава.
Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени.
Одной из важнейших забот Ярослава были церковные дела. С именем Ярослава связан церковный устав (Устав Ярослава), в котором права и привилегии церкви были значительно расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и христианской культуры.
Расцвет древнерусской
архитектуры приходится на время
княжение Ярослава Мудрого. Задуманное
им грандиозное строительство
При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя.
В годы правления
Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно
развиваться книгописная и
Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм.
Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.
И государственное строительство, и творчество культуры в эпоху Ярослава Мудрого имеет непреходящее значение еще и в том смысле, что после позднейших тяжелых испытаний и резкого подчас упадка страны так или иначе сохранялся – пусть хотя бы в самой глубине исторической памяти – некий первообраз Великой Руси, взывающий к своему восстановлению, воскрешению.
Древнерусское государство возникло из конгломерата « варварских» племен на глазах изумленной Европы за время жизни двух поколений. Вот как Владимир «вспахал», а Ярослав «засеял»! /4 с.239/;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.: Молодая гвардия, 2005.- 583 с.
М.: ДиректМедиа, 2007.- С.230-274