Культура Руси Эпохи Ярослава Мудрого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель моей работы – Изучить и обобщить культуру Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого. Так как вырос сейчас интерес российского общества к объединительным тенденциям в области государственности, культуры и Православия. Национальная идея, которая до сих пор, на протяжении 1150-лет Российской государственности будоражит умы интеллигенции. Культура Руси эпохи Ярослава Мудрого, как нельзя лучше подтверждает существование истинной национальной идеи, которую мы, к большому сожалению, не смогли сохранить и приумножить.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………..3
Глава I. Киевская Русь в эпоху правления Ярослава Мудрого
1.1.Общая характеристика правления Ярослава Мудрого…………………7
1.2. Борьба за Киевский престол.
Начало правления Ярослава Мудрого…………………………………….12
1.3.Внутрення политика……………………………………………………….15
1.4.Внешняя политика…………………………………………………………..19
Глава II. Основные этапы развития культуры при Ярославе Мудром
2.1. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Илларион………………22
2.2.Архитектура. Софиевский Собор...………………………………………28
2.3.Увеличение уровня образования в Киевской Руси. ……………………33
2.4.Законодательная деятельность «Правда Ярослава»…………………….39
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

При Ярославе продолжалось распространение грамотности и  строительство школ (не только в  Киеве). Сохранилось свидетельство  об открытии в 1030 году школы на 300 детей в Новгороде, где их « учили книгам». Учили не только мальчиков, возникали и школы для девушек. Грамотой постепенно овладевали все сословия – об этом говорят находки древних берестяных грамот. Происходил быстрый культурный рост населения Древней Руси. /4.c 234-239/;

 

 

 

 

1.4.Внешняя  политика.

С большим упорством  и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

Еще в 30-е годы 11 века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того как были отвоеваны «Червенские города» Польша, испытывая влияние со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

После долгого  периода мирных отношений с Византией  Русь при Ярославе начала новую войну  с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

 

 

 

Большая русская  рать под началом старшего сына Ярослава Владимировича двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал  в бурю, которая разметала и  потопила часть русских судов. Около шести тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.

Судьба сухопутных войск была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили  восвояси для устрашения Руси. Долго  еще по русским селам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор  с Византией. В знак возобновления  дружеских связей между двумя  странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава – Всеволода. В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последнее десятилетие международный авторитет Руси. Русь, по истине, стала Европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного.

 

 

 

 

Рост международного престижа Руси подтверждали и династические  браки, киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна – за французского короля Генриха I, Анастия – за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета – за норвежского короля Гарольда.

          Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике./30/

Выводы: В эпоху правления Ярослава Мудрого Русь объединилась в единое феодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией. Исчезло старое деление по племенным признакам. Получила окончательное государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы и белорусы.

Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных  войнах и внешних династических  связках с западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению  христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения. Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства Православной церкви и успешного развития христианской веры. Чтобы привить в народе начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал.

 

 

 

 

Воссозданное  единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Объединив всю  Русь, Ярослав избегал захватнических  войн, а основное свое внимание  сосредоточил на внутриполитическое развитие  государства. Целью его военных походов  было только обеспечение целостности  государственных границ.

Время Ярослава было эпохой деятельных связей с государствами  запада. Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки, киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах, а его дочери были выданы замуж за правителей разных стран.

 Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира.

Происходит  распространение грамотности и строительство школ (не только в Киеве). Грамотой постепенно овладевали все сословия – об этом говорят находки древних берестяных грамот. Происходил быстрый культурный рост населения Древней Руси.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные этапы развития  культуры  при Ярославе Мудром.

 

2.1. Церковь  и религии при Ярославе. Митрополит  Илларион.

Принятие христианства Русью имело обоюдоострый характер.

С одной стороны, оно  приносило вновь обращенному  народу европейскую византийскую культуру, (что являлось живой необходимостью для молодого феодализирующегося государства.) С другой же стороны, принятие христианства угрожало политической самостоятельности Руси, грозило превратить Русскую землю в провинцию Империи. И эта опасность была вовремя осознана русскими князьями.

Особенно острая борьба завязывается между Русским государством и Византией в годы могущественного княжения Ярослава Мудрого. Русский князь блестяще парирует все попытки Константинополя лишить русских церковной самостоятельности и превратить русскую церковь в агентуру Империи. Ярославу удается еще более высоко поднять международный авторитет Руси и упрочить основания русской политической и церковной самостоятельности, русской книжности, русского летописания, русской архитектуры и изобразительного искусства.

Византийский писатель Михаил Пселл пишет про русских, имея в виду военное столкновение Руси и Империи в 1043 г.: «Это варварское племя всегда питало яростную и бешеную ненависть против греческой игемонии; при каждом удобном случае изобретая то или другое обвинение, они создавали из него предлог для войны о нами». Говоря о «яростной и бешеной ненависти» русских, Пселл, главным образом, считается с фактом постоянных попыток русских добиться признания независимости русской церкви. Он ставит в связь эту ненависть русских к византийской «игемонии» с походом Владимира Ярославича на Константинополь, закончившимся поражением русских, во время которого с ними поступили, как с бунтовщиками: пленные русские были ослеплены.

Поход Владимира Ярославича на Константинополь был кульминационным  пунктом борьбы Руси в эпоху княжения Ярослава за свою культурную, гражданскую и церковную самостоятельность. Не успех похода Владимира Ярославича не сломил волю русских. Военное размирие с Константинополем было только внешним и наиболее «скандальным» выражением той борьбы, которую вел вновь обращенный русский народ со своими крестителями. Эта борьба за свою самостоятельность захватывала все области духовной культуры Киевского государства; печатью этой борьбы отмечены и литературное произведения этой поры, и летопись, и бурное архитектурное строительство, и изобразительное искусство княжения Ярослава.

В 1037 г. Ярослав Мудрый добился учреждения в Киеве особой митрополии Константинопольского патриархата. Назначение особого митрополита  для Киевского государства, было немалым успехом Ярослава, так  как оно поднимало международный  престиж Русской земли.

Давая разрешение на установление отдельной Киевской митрополии, греки  все же надеялись, что новый митрополит, избираемый императором из угодных  ему ромеев-греков, станет надежным агентом Византийской империи и  будет проводить политику полного подчинения Руси императору. В свою очередь, Ярослав рассматривал назначение особого киевского митрополита, как успех своей политики и рассчитывал добиться впоследствии полного признания независимости русской церкви от Константинополя.

Торжество русской политики, крупный политический успех в отношениях с Империей и свои надежды на жизненно крепкое будущее Руси Ярослав подкрепил богатым строительством: «В лето 6545. Заложи Ярослав город великыи, у него же града суть Златая врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью; и по семь цьркъвь на Золотых воротех святое Богородице Благовещенье, по семь святого Георгия манастырь и святыя Ирины» (Лавр. лет.).

То, что Ярослав смотрел  на назначение киевского митрополита  только, как на первый успех своей  политики, доказывается тем, что сразу же после 1037 г. Ярослав продолжает свои домогательства в Константинополе, добиваясь расширения прав русской митрополии и постепенного освобождения ее из-под опеки константинопольского патриарха и византийского императора. Для этого Ярослав стремится к поставлению митрополита из русских и к канонизации русских святых; он ведет военные приготовления против Империи и начинает крупную идеологическую борьбу с византийской теорией Вселенской Церкви, отождествлявшейся со Вселенской Империей нового Рима. /15/

Большое внимание князь уделял развитию православия  на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в  годы молодости Ярослава, когда шла  борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей.

В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси. В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли.

 

 

 

Одной из важнейших  забот Ярослава были церковные дела. С именем Ярослава связан церковный  устав (Устав Ярослава), в котором  права и привилегии церкви были значительно  расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и христианской культуры.

Ярослав заложил  великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины - в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри  стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х  годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенежский монастырь. У истоков  его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестове, загородней резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.

Именно Иллариону  принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди  них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Илларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировоззрение других русских авторов 9 века.

Истинная цель по утверждения Д.С Лихачева. «Слова» Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового Заветов, как думали некоторые его исследователи. По выражению В. М. Истрина — это «ученый трактат в защиту Владимира». Иларион прославляет Русь и её «просветителя» Владимира.

Византийской теории вселенской церкви и вселенской империи Иларион  противопоставил свое учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной  истории, как постепенного и равного  приобщения всех народов к культуре христианства.

Широкий универсализм характерен для произведения Илариона. История  Руси и ее крещение изображены Иларионом  как логическое следствие развития мировых событий. Чем больше сужает Иларион свою тему, постепенно переходя от общего к частному, тем выше становится его патриотическое одушевление.

Таким образом, все «Слово»  Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. Впоследствии своим принятием сана митрополита  без санкции Константинополя, единственно по выбору русских епископов, Иларион практически выступил против гегемонии Византии, доказывая, что русская церковь — церковь свободы, а не рабства, а Киев равноправен Константинополю./15/

Информация о работе Культура Руси Эпохи Ярослава Мудрого