Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:12, курсовая работа
Цель моей работы – Изучить и обобщить культуру Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого. Так как вырос сейчас интерес российского общества к объединительным тенденциям в области государственности, культуры и Православия. Национальная идея, которая до сих пор, на протяжении 1150-лет Российской государственности будоражит умы интеллигенции. Культура Руси эпохи Ярослава Мудрого, как нельзя лучше подтверждает существование истинной национальной идеи, которую мы, к большому сожалению, не смогли сохранить и приумножить.
Вступление………………………………………………………………………..3
Глава I. Киевская Русь в эпоху правления Ярослава Мудрого
1.1.Общая характеристика правления Ярослава Мудрого…………………7
1.2. Борьба за Киевский престол.
Начало правления Ярослава Мудрого…………………………………….12
1.3.Внутрення политика……………………………………………………….15
1.4.Внешняя политика…………………………………………………………..19
Глава II. Основные этапы развития культуры при Ярославе Мудром
2.1. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Илларион………………22
2.2.Архитектура. Софиевский Собор...………………………………………28
2.3.Увеличение уровня образования в Киевской Руси. ……………………33
2.4.Законодательная деятельность «Правда Ярослава»…………………….39
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………..51
Киевский князь,
как видно, имел намерение освятить
в глазах народа свой княжеский род
и с этой целью, вскоре по утверждении
своем в Киеве, перенес тело Глеба
и положил рядом с телом
Бориса в Вышгороде: с этих пор
они начали привлекать к себе народ на поклонение; говорили,
что тела их были нетленны и у гроба их
совершались исцеления.
В суздальской земле в 1024 году сам Ярослав
боролся против язычества. Христианство
сильнее стало распространяться в этой
земле между Мерею.
Всего глубже пустила свои корни новая вера в Киеве, и потому там строились один за другим монастыри. Умножение епископских кафедр потребовало установления главной кафедры над всеми, или митрополии.
«Летопись — это один из самых ярких показателей высоты: древнерусской культуры, — пишет академик Б. Д. Греков. — Это не просто погодная запись событий, как часто приходится слышать и читать, это законченный, систематизированный труд по истории русского народа и тех нерусских народов, которые вместе с русским народом были объединены в одно Киевское русское государство»./15/
Начиная с ХI
века, широкое распространение
Он оставил описание своего хождения – первое на Руси географическое произведение. “Хождение в Святую землю игумена Даниила” уже в те времена было переведено на французский, немецкий и греческий языки.
В ХII веке появляется
гениальный памятник древнерусской
литературы “Слово о полку Игореве”,
пронизанный идеей
Летописец Нестор поведал о создании на Руси, в Киеве, первой государственной библиотеки на Руси. Это событие произошло в 1037 году. Киевский князь Владимир заботился об учении и отдавал детей “лучших людей” в книжное обучение. Это были школы высшего типа – своего рода университеты. Они давали знания по философии, риторике, грамматике.
В Киеве существовала и женская школа, где обучали грамоте, ремёслам, пению. При соборах в Новгороде, Чернигове, Суздале, Полоцке, Смоленске, Рязани, Ростове и Владимире появляются библиотеки и мастерские по переписке книг.
В годы правления
Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно
развиваться книгописная и
Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри, в их числе Киево - Печерский.
По поводу так сильно развившейся любви к книжному просвещению в Ярославово время летописец говорит: «Подобно тому, как если б кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его, Ярослав, насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное ученье. Велика бывает польза от него; из книг учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, напояющие вселенную; в книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания»./7 с.249/
Так же Ярослав уделял большое значение и искусству: художники Греческие, им призванные в Россию, украсили храмы живописью и мусиею, доныне видимою в Киевской Софийской церкви. Сия мусия, составленная из четвероугольных камешков, изображает на златом поле лица и одежду Святых по рисунку весьма несовершенному, но с удивительною свежестию красок: работа более трудная, нежели изящная, однако и любопытная для знатоков Искусства.
Благоприятный случай сохранил также для нас серебряную монету княжения Ярославова, на коей представлен воин с Греческою надписью: ο Γεοργιος, и с Русскою: Ярославле сребро: доказательство, что древняя Россия не только пользовалась чужестранными драгоценными монетами, но имела и собственные. Стараясь о благолепии храмов, приятном для глаз, Великий Князь желал, чтобы и слух молящихся находил там удовольствие: пишут, что около половины XI столетия выехали к нам певцы Греческие, научившие Российских церковников согласному Демественному пению. /13/.
Книгопечатанье
В княжение Ярослава
недалеко от Киева возникает Киево-
Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст, так или иначе, вписывались сюжеты почти всех литературных произведений.
Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов.
Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.).
Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.
Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г.
«Ярослав, по свидетельству летописи, много книг «положи в Сявтой Софии, юже сам созда». Он сам был большим любителем книг и понимал значение книжных собраний. Сын его Святослав наполняет свои клети книгами»/8 с. 407/
2.4.Законодательная
деятельность «Правда Ярослава»
С его именем
связана древнейшая часть первого
свода русских законов –
В Киево-Печерском монастыре при Ярославе иноком Никоном начал составляться летописный свод, завершившийся после смерти Ярослава в 1073 г. При жизни Ярослава многие из прежних законов, которых придерживались потомки, были сохранены, другие – изменены. Новый летописный свод, созданный окружением Ярослава, отразил сложную, богатую событиями и сильными характерами людей жизнь древнерусского государства.
Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды».
«Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 – 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород.
Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся. Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей».
На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 – 17 вв. Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции – Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве. Основные положения Русской Правды. Преступление и наказание по «Русской Правде».
Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды?
С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве.
Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.
По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти.
Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм.
Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.
Также есть другая точка зрения в этом вопросе Рыбакова, по его мнению, глубоко не правы те буржуазные историки, которые рассматривали эту "Древнейшую Русскую Правду" 1015 года как первый свод законов, будто бы отражавший всю полноту тогдашней жизни. Из того факта, что этот юридический документ ничего не говорит о сельском хозяйстве, о формах феодальной зависимости крестьян, о смердах и закупах, делался совершенно нелогичный вывод: раз закон обо всем этом молчит, то, значит, и в реальной жизни таких явлений не было.
"Устав Ярослава" не был первым законодательным актом. Уже в договорах с Византией 911 и 914 годов есть ссылки на "Закон Русский", и вполне возможно, что статьи "Русской Правды" о челядине восходят к этому не дошедшему до нас древнему закону, где применялась та же терминология. Многое в "Русской Правде" опиралось на обычное неписаное право. Созданный в конкретных исторических условиях 1015 года, "Устав Ярослава" оказался вполне применим ко всем вообще случаям уличных побоищ, столь обычных в средневековых городах, и просуществовал несколько веков, входя в сборники других княжеских
законов XI--XII веков.
"Русская Правда" является драгоценнейшим источником по истории феодальных отношений Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов XI--XII веков, отразивший сложность русской социальной жизни и ее эволюцию. "Русская Правда" была объектом самого пристального внимания историков, начиная с В. Н. Татищева (1730-е годы) и кончая такими крупными советскими историками, как Б. Д. Греков, С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепнин.
Сложный комплекс законов, объединяемый названием "Русская Правда", расчленяется благодаря усилиям ученых следующим образом:
1. "Древнейшая Правда", или "Правда Ярослава", 1015-1016 годы.
2. Дополнения к "Правде Ярослава": "Устав мостником", "Покон вирный" (Положение о сборщиках судебных штрафов).
3. "Правда Ярославичей" ("Правда Русской земли"). Утверждена сыновьями Ярослава Мудрого - Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 года.
4. "Устав Владимира Мономаха", 1113 год.
5. "Пространная Русская Правда". Примерно 1120--1130-е годы.
Нередко ее датируют началом XIII века.
Отдельные разделы этих основных юридических документов могли возникать в связи с теми или иными социальными конфликтами и включаться в уже существующий текст. "Русская Правда" не всеобъемлющий и не застывший свод законов, а целая серия разновременных юридических установлений, постепенно расширявших круг вопросов, охватываемых ими. Основная тенденция этой эволюции заключалась в том, что от княжеского домениального закона "Правда" постепенно разрасталась как сборник норм феодального права вообще, права, охранявшего не только владения князя, но и любого "господина".