Культуры России и Китая в их историко – типологическом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание

Целью данной работы было исследование и сопоставление двух культур России и Китая – в их историко – типологическом аспекте. Прежде всего, предполагался типологический анализ картины мира, главным образом на материале художественной культуры. Кроме того, для удобства выяснения картин мира 20 века России и Китая мы рассмотрели историко - культурный особенности традиционных картин мира двух культур, служащих своеобразным основанием всего последующего развития данных народов и их духовного наследия.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.карта мира.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Приложение

            Конспект лекций.

            Тема. Культура Древней  Руси. Введение христианства на Руси.

            Цель занятия: раскрыть особенности эстетического сознания Древнерусского общества, повлиявшего на народное восприятие христианства.

      План  лекции.

        Вводная часть.

      1. «Повесть временных лет» –  сюжет выбора веры князем Владимиром  «Красное солнышко»

      2. Нравственная роль литературы  становления христианского сознания: утверждение идеалов «практической духовности» на Руси – святости и подвига.

      3. Икона: духовность как эстетическая  категория; прекрасное как преображающая  и согласующая душу сила.

      Заключение

            Краткий конспект лекций (основное содержание):

            На примере сюжета выбора веры князем Владимиром проникаемся  особенностью мировосприятия славян («и не знали мы, где находимся, на небе или на земле, потому что на земле  не бывает такой красоты» – заключают  послы) – критерием истины и правды выступает простота, гармония. (В качестве иллюстрации используется фото и видеоматериалы, отображающие богослужение и интерьеры православного храма).

            Роль эстетического  начала преображают душу, способствуют формированию нового мировосприятия и  на этой основе иного действия. (Проиводиттся описание жизни князя Владимира и его детей, принявших христианства).

            Житие Святых Глеба и  Бориса наиболее яркая впечатляющая страница в истории становления  и утверждения христианства на Руси. Следует отметить, что христианство на Руси получает свое особое толкование и восприятие. Подвиг Глеба и Бориса рационально не воспринимаем и не объясним. И только посредством художественной выразительности подробно освещается в чем именно состоит их подвиг. Простое летоописание не уместно. Именно акцент на человеческие переживания Глеба и Бориса позволяет осмыслить их личности и подвиг. Именно посредством художественных образов позволяет глубоко понять жизнеутвержающий оптимизм русских людей: «Красота и подвиг побеждают смерть!».

            Лучше всего идею всепобеждающей жизни, духовности, бессмертия выражает икона. Древнерусская эстетика ведет человека по лестнице   возводя его от низшего к высшему без излишнего отрицания телесного. По сути икона помогает человеку Древней Руси сгладить конфликт души и тела, Бога и мира. Мир прекрасен тем, что он творение божье. Человек же центральная тема сотворенного мира. Иконопись высоко поднимает роль личности в культуре древней Руси, она позволяет видеть человека в его сущности, учит ценить его переживания, искать более глубокий смысл, чем то. Что мы видим в повседневной жизни. Тем самым, русская христианская культура делает акцент на нравственное формирование личности человека.

            Таким образом, имеет место  триада – добро, красота, истина –  как ядро русской культуры, что нашло свое отображение в литературе и искусстве. Именно эти ценности легли в основу формирования наиболее значимых черт менталитета русского человека.

Информация о работе Культуры России и Китая в их историко – типологическом аспекте