Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:33, дипломная работа
Целью данной работы было исследование и сопоставление двух культур России и Китая – в их историко – типологическом аспекте. Прежде всего, предполагался типологический анализ картины мира, главным образом на материале художественной культуры. Кроме того, для удобства выяснения картин мира 20 века России и Китая мы рассмотрели историко - культурный особенности традиционных картин мира двух культур, служащих своеобразным основанием всего последующего развития данных народов и их духовного наследия.
Конспект лекций.
Тема. Культура Древней Руси. Введение христианства на Руси.
Цель занятия: раскрыть особенности эстетического сознания Древнерусского общества, повлиявшего на народное восприятие христианства.
План лекции.
Вводная часть.
1.
«Повесть временных лет» –
сюжет выбора веры князем
2. Нравственная роль литературы становления христианского сознания: утверждение идеалов «практической духовности» на Руси – святости и подвига.
3.
Икона: духовность как
Заключение
Краткий конспект лекций (основное содержание):
На примере сюжета выбора веры князем Владимиром проникаемся особенностью мировосприятия славян («и не знали мы, где находимся, на небе или на земле, потому что на земле не бывает такой красоты» – заключают послы) – критерием истины и правды выступает простота, гармония. (В качестве иллюстрации используется фото и видеоматериалы, отображающие богослужение и интерьеры православного храма).
Роль
Житие Святых Глеба и Бориса наиболее яркая впечатляющая страница в истории становления и утверждения христианства на Руси. Следует отметить, что христианство на Руси получает свое особое толкование и восприятие. Подвиг Глеба и Бориса рационально не воспринимаем и не объясним. И только посредством художественной выразительности подробно освещается в чем именно состоит их подвиг. Простое летоописание не уместно. Именно акцент на человеческие переживания Глеба и Бориса позволяет осмыслить их личности и подвиг. Именно посредством художественных образов позволяет глубоко понять жизнеутвержающий оптимизм русских людей: «Красота и подвиг побеждают смерть!».
Лучше всего идею всепобеждающей жизни, духовности, бессмертия выражает икона. Древнерусская эстетика ведет человека по лестнице возводя его от низшего к высшему без излишнего отрицания телесного. По сути икона помогает человеку Древней Руси сгладить конфликт души и тела, Бога и мира. Мир прекрасен тем, что он творение божье. Человек же центральная тема сотворенного мира. Иконопись высоко поднимает роль личности в культуре древней Руси, она позволяет видеть человека в его сущности, учит ценить его переживания, искать более глубокий смысл, чем то. Что мы видим в повседневной жизни. Тем самым, русская христианская культура делает акцент на нравственное формирование личности человека.
Таким образом, имеет место триада – добро, красота, истина – как ядро русской культуры, что нашло свое отображение в литературе и искусстве. Именно эти ценности легли в основу формирования наиболее значимых черт менталитета русского человека.
Информация о работе Культуры России и Китая в их историко – типологическом аспекте