Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат
Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;
Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бийский технологический институт (филиал)
государственного
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
(БТИ Алт ГТУ)
Экономический факультет
Кафедра «Экономика коммерческих операций»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Культурное наследие народов мира в развитии туристической инфраструктуры»
на тему: «Музеи под открытым небом»
Глушкова Кристина Сергеевна
Бийск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Глава. Понятие «музей
под открытым небом»
1.1 История первого скансена
2 Глава. Музеи под открытым
небом в Северной Европе
2.1 Шведские скансены
2.2 Исландские, норвежские
и датские скансены
3 Глава. Музеи под открытым
небом в России
3.1 История возникновения
российских музеев под
3.2 Государственный историко-
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая
3.6 Проблемы и перспективы развития
музеев под открытым небом в Скандинавии
и России
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни все большую и большую актуальность приобретает проблема сохранения культурного наследия. Как известно, без прошлого нет будущего, но сохранить его в условиях индустриального или постиндустриального обществ сегодня становится сложно, а в некоторых случаях уже почти невозможно.
Верными помощниками человека в деле сохранения культурного наследия всегда выступали музеи. Именно они на протяжении многих лет хранили историю человечества. Но национально-романтические настроения в обществе привели к новаторству и в музейной сфере. Многие люди начали тосковать по ушедшему прошлому, по прошлому, которое в полной мере нельзя было сохранить и передать будущим поколения даже при помощи музея. И вот тогда-то и было найдено качественно новое решение этой проблемы, оно выразилось в создании особого вида музея, музея «живого», позволявшего окунуться в забытую жизнь, почувствовать принадлежность к культуре своего народа, а главное – транслировать опыт многих поколений людей.
Первым музеем нового типа стал Скансен; для того, чтобы проследить и понять путь его становления, отметим исторические предпосылки, условия и причины создания музея, а также изучим личность Артура Хазелиуса, его создателя.
В настоящее время скансены создаются во многих странах мира. На примере музеев Северной Европы и России мы рассмотрим коллекции нескольких скансенов, их краткую историю, историю экспонатов и отчасти затронем деятельность музеев и организацию их внутреннего пространства.
Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;
- установить проблемы, существующие сегодня в сфере деятельности музеев под открытым небом как в Европе, так и в России;
- выделить перспективные
направления развития
1 ГЛАВА. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ»
Музей под открытым небом — в наиболее общем значении, любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, многие технические музеи (под открытым небом часто размещаются экспонаты музеев авиации, военной техники, транспорта).
Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест. Значительную часть составляют музеи смешанного типа, включающие памятники как музеефицированные на месте, так и перевезенные. Наиболее ценным музеям под открытым небом присваивается статус музеев-заповедников. Сегодня термин "Музеи под открытым небом" наиболее часто употребляется по отношению к музеям, созданным на основе свезенных памятников, или смешанного типа; музеи под открытым небом, созданные на базе музеефикации архитектурных ансамблей, ландшафтов, поселений и т.п., как правило, называют музеями-заповедниками.
В более узком значении музеями под открытым небом называют музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений. Во многих музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом посетители получают возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности.
В последнее время существует тенденция воспроизводить в рамках музеев под открытым небом традиционные ремесла и виды деятельности, характерные для соответствующей местности и времени — например, работу мельника, ткача, кузнеца, гончара, плотника, винокура, пасечника и многих других. Иногда также посетителям музея предлагается попробовать свои силы под руководством специалиста.
Существуют музеи под открытым небом, реконструирующие самые разные периоды истории — от стоянок первобытного человека до рабочих посёлков начала XX века.
Одним из первых широко известных музеев под открытым небом был открытый в 1891 «Скансен» (Skansen) на о. Юргорден в Стокгольме (Швеция), в связи с чем его название стало нарицательным для этнографических музеев на большинстве европейских языков.
1.1 ИСТОРИЯ ПЕРВОГО СКАНСЕНА
Первый «музей под открытым небом» появился в конце XIX века в Швеции. Его основателем стал шведский филолог и этнограф Артур Хазелиус (1833 – 1901гг.).
Предпосылкой к созданию музея данного типа явилась утрата многовековых традиций сельского населения, связанная со стремительным развитием процессов индустриализации и урбанизации в стране. Путешествуя по сельским районам Швеции в 1870-е годы, Хазелиус видел печальные последствия данных явлений: приходили в упадок старые фермерские хозяйства, угасали ремесла и традиционное народное зодчество, выходила из употребления национальная одежда, предавалось забвению народное творчество – фольклор, музыка, танцы.
Стремясь передать облик уходящих сельских общин, хранивших дух шведской традиции, Хазелиус поместил в экспозиции одного из музеев большие диорамы интерьеров жилых построек, воспроизвел их подлинную обстановку, воссоздал ряд уличных стен, используя при этом чучела животных, манекены в народных костюмах и пейзажи в виде театральных декораций. Но традиционный музей не мог в полной мере передать желаемую атмосферу, и Хазелиус нашел нетрадиционное решение.
Им был выбран холм на
острове Дьюгарден в
Согласно концепции Хазелиуса, постройки, рельеф местности и окружающая флора должны были составлять в музее единое целое. Поэтому на остров из разных провинций страны перевезли дома и фермерские хозяйства, на крестьянском подворье был представлен домашний скот, в «зоологическом саду» – дикие животные, издавна являвшиеся объектом промысловой охоты – медведи, лоси, рыси. Вокруг привезенных жилищ была воссоздана естественная растительная среда.
Главной составляющей создаваемого Хазелиусом музея являлась идея показа условий жизни людей, их повседневной работы, праздников и разнообразных традиций. Поэтому для оживления экспозиции в домах появились люди, занимавшиеся ремеслами, огородом, домашними животными. В специально оборудованных помещениях на глазах посетителей создавались художественные изделия из глины, стекла, металла. Скансен стал местом популяризации народных танцев, музыки, устного творчества, проведения традиционных торжеств и народных праздников.
Открылся Скансен в
октябре 1891 года. С момента создания
коллекция его значительно
В настоящее время нельзя с точностью сказать, что именно послужило идеей для создания музея под открытым небом. Была ли это шведско-норвежская экспозиция, открытая на Всемирной Выставке в Париже в 1867 году, представлявшая зрителям копии исторически известных зданий и образцы национальных одежд, открытая ли всем желающим старая норвежская ферма, реконструированная недалеко от Осло, в поместье короля Оскара II, или же индонезийская деревня, которую можно было видеть на выставке в Амстердаме в начале 1880-х годов, но, так или иначе, создание Скансена стало важной вехой в истории культуры. На сегодняшний день это один из самых популярных музеев Швеции, за последнее столетие его посетило около ста сорока миллионов человек. Скансен стал первым в своем роде, его концепция, его главная цель и методы ее решения произвели настоящую революцию в музейном деле, поэтому созданная концепция нового музея быстро получила признание в Норвегии, Финляндии, Дании, Северной Германии и Нидерландах. До 1914 года в странах Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом.
В результате постепенного развития музеев под открытым небом сложилась определенная типология:
- скансен – музеи перевозимого типа, когда на пустующую специально отобранную территорию перевозятся памятники истории и культуры из других мест;
- музеи "in situ", сохраняющие
сооружения на прежних,
- музеи смешанного типа, совмещающие в себе признаки обеих категорий.
Здесь объекты, расположенные на месте своего создания, компонуются с перенесенными постройками.
2 ГЛАВА. МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ
С момента создания первого скансена прошло уже более ста лет, но музеи под открытым небом до сих пор не теряют своей актуальности. Все больше и больше стран заводят у себя скансены, в современном мире их количество измеряется сотнями, что не может не свидетельствовать об изменении отношения людей к своему прошлому.
Первыми странами, в которых получил признание новый тип музея, стали Швеция и Дания.