Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат
Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;
Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
3 ГЛАВА. МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В РОССИИ
3.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Прообразом музеев под открытым небом в России можно считать Летний сад. С 1-й половины 19 в. появляется тенденция оставлять открытыми для осмотра территории археологических раскопок, появляются археологические экспозиции под открытым небом. В 1885 г. складывается "Исторический уголок города Вологды"; в него вошли Дом Петра I, церковь Феодора Стратилата, сад на берегу р. Вологды, в котором были размещены под открытым небом такие экспонаты, как пушки и била петровского времени. Черты музеев под открытым небом имели многие музеи-усадьбы и музеи-монастыри, созданные после 1917 г. После 1958 г. большинство музеев под открытым небом, созданных путем музеефикации памятников на месте их нахождения, получают статус музеев-заповедников.
Первый в мире музей на основе свезенных памятников, как говорилось выше, был основан в 1891 г. в Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Хазелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.
Дальнейшее развитие сети
музеев под открытым небом происходило
в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан
Архангельский музей
В 1990-е гг. процесс формирования экспозиций российских скансенов затормозился в связи с экономическими проблемами. По данным 2004 года, в России насчитывалось около двадцати скансенов – крайне малое количество для столь обширного государства.
3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КИЖИ»
Самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества Севера является ансамбль Кижи - группа небольших островов в шхерах южной части Заонежского полуострова, на одном из которых расположился Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В наше время ансамбль Кижского погоста стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Музей, общая территория которого насчитывает 10 тыс. га, находится в 68 км от Петрозаводска на о.Кижи, входящем в состав Кижских шхер.
Кроме памятников, составляющих
основную экспозицию, на территории музея
находится несколько старинных
деревень, выявлены ценные природные
объекты и памятники
Первые летописные сведения о селении и шатровых церквях на острове Кижи датируются XV веком. С XVI века Кижи становятся административным центром целого района (погоста) с населением в 12 тысяч человек. На народные средства в 1714 году здесь была построена двадцатидвухглавая Преображенская церковь. В 1764 году рядом с ней выросла Покровская. Третье сооружение ансамбля - стройная колокольня, которая придает комплексу равновесие и завершенность. Народ воплотил в этих культовых постройках свое представление о мире. Собор, церковь и часовня - модель Вселенной.
В настоящее время музей-
Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тыс. предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX - начале XX века, 500 икон XVI - XIX века, среди которых единственное собрание "небес" из храмов Обонежья. Музей-заповедник является не только хранилищем памятников культуры прошлого, но и исследовательским центром. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево. Еще один экспозиционный центр, посвященный культуре русских Пудожья, находится в северной части острова. Кроме того, один из секторов посвящен Пряжинским карелам. Главные памятники сосредоточены в южной части острова, поблизости от причала. Здесь же объекты социально-бытовой инфраструктуры – кафе, бар, сувенирные киоски, почта и медпункт. Основу собрания составили выдающиеся памятники народного зодчества - кижский архитектурный ансамбль, возведенный на острове в XVIII - XIX веках.
Почти 250 лет пожары, антирелигиозная истерия 1930-х гг., военное лихолетье (в последнюю войну финский летчик, пораженный красотой соборов, не выполнил приказ о бомбардировке острова Кижи) обходили храмы стороной. А в 1966 году погост был превращен в музей.
В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров - древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово "кижат" означает "игрища").
В музее создана "ожившая экспозиция" - организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее "Кижи" функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузится в неповторимое соединение природы и народного мастерства.
Ежегодно около 180 тыс. человек из Карелии, России, стран Европы, Америки, Азии приезжают на остров Кижи. Музей-заповедник "Кижи" держит первенство среди самых посещаемых мест в Карелии.
3.4 МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА И НАРОДНОГО ИСКУССТВА «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ»
Особенность музея в том,
что он был первым в России музеем
под открытым небом, формирование которого
велось на основе предварительных архитектурно-историко-
Основная задача музей - сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого.
Расположен в 25 км. от Архангельска, на живописном берегу Северной Двины около деревни Малые Карелы, открыт для посетителей с 1973 г.
На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек - живая повесть о быте и ремеслах северян.
Экспозиция построена
по принципу секторов, представляющих
собой модели наиболее характерных
для Русского Севера поселений с
характерной для них
В Каргопольско-Онежском секторе, с которого начинается знакомство с музеем, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоят Вознесенская церковь 1669 г. и колокольня из села Кушерека. Центром любой усадьбы является дом. Суров климат на Севере и потому под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения, а избы поставлены на высокий подклет.
Мезенский сектор
В Пинежском секторе отражена архитектура бассейна Пинеги, самого крупного притока Двины. Здесь избы поставлены лицом к солнцу, в «порядок». Перед домами или чуть в стороне - амбарный городок на высоких столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.
Между Мезенским и Пинежским секторами - деревушка из небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это - сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки леса.
Самый большой и
разнообразный в архитектурном
отношении - Двинской сектор. Тут
представлены памятники с
Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки.
Гордостью музея является
коллекция колоколов и
Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.
Музей является членом Европейской ассоциации музеев под открытым небом. В 1996г. Указом Президента РФ музей включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
3.5 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И
ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «
Уникальный многопрофильный
музей под открытым небом был
создан в соответствии с Постановлением
Совета Министров РСФСР от 16 февраля
1988 года. Но для того, чтобы такое
решение состоялось, потребовались
многолетние усилия десятков людей,
в разные годы посвятивших свою жизнь
изучению и охране всемирно известного
памятника первобытного искусства.
Скала с рисунками древних людей
на берегу р. Томи, открытая на рубеже XVI
-XVII вв., на протяжении сотен лет приковывала
к себе внимание исследователей. Ее описания
содержатся в трудах известных ученых
и путешественников XVII- XIX веков Ф.И. Страленберга,
Г.Ф. Миллера, Г.И Спасского и многих других.
В 60-70-х годах ХХ века изучение томских
петроглифов продолжили советские исследователи
А.П. Окладников, А.И. Мартынов, В.В. Бобров,
Ю.М. Бородкин, Э.И. Биглер. Завершающим
этапом этих многолетних исследований
стал капитальный труд А.П. Окладникова
и А.И. Мартынова «Сокровища Томских Писаниц»
(1972), а также десятки статей в научных
журналах в СССР и за рубежом. Наука сделала
свое дело, ученые помогли современникам
понять смысл жизни и мировоззрение древних,
но оградить памятник от естественного
разрушения под действием природных факторов,
а главное от вандалов, они были не в силах.
В 60-80-е годы своеобразным
штабом по спасению скалы стала группа
ученых, преподавателей и студентов-историков
под руководством профессора Анатолия
Ивановича Мартынова.
Благодаря этим людям была осуществлена
первая реставрация памятника, построена
знаменитая лестница, которая и сегодня
является главным спуском к скале, развернута
просветительская деятельность среди
населения посредствам публикаций в прессе,
радио и телепередач, организованы первые
экскурсии. В 1968 г. территория, прилегающая
к писанице была объявлена заповедной
зоной, а к середине 80-х, в том, что здесь,
на Томской писанице, должен быть музей
сомнений уже ни у кого не было.
Во главе музея-заповедника «Томская Писаница» стал профессиональный этнограф, к.и.н. В.М. Кимеев. В это время были проведены первые комплексные экспедиции по комплектованию фондов и изучению традиционной культуры русского и шорского – коренного населения Притомья, положено начало формированию этнографических экспозиций музея: «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село». В 1989-91 гг. в результате разведывательных археологических экспедиций вниз по течению Томи сотрудниками музея были обнаружены новые наскальные рисунки. С 1991 по ноябрь 2004 года музей возглавляла Г.С. Мартынова. Этот период в истории музея-заповедника «Томской Писаницы» ознаменован появлением новых экспозиций, организацией научных конференций и семинаров. В 1995 году музеем-заповедником организована международная конференция по проблемам древнего наскального искусства; открыты музей «Петроглифов Азии», являющийся сегодня крупнейшим в России хранилищем коллекций наскального искусства Центральной Азии и археологический комплекс «Археодром». В 1996-97 гг. созданы экспозиции «Мифология и эпос народов Сибири», Славянский мифологический лес», в 2000 г. экспозиционные комплексы «Время, космос и календари» и «Живая археология». Во второй половине 90-х годов музей-заповедник начинает принимать активное участие в конкурсах и музейных форумах и получает признание в России и за рубежом.