Музеи под открытым небом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;

Содержание

Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

реферат.готовый.скансены (2).docx

— 69.16 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГЛАВА. МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ  НЕБОМ В РОССИИ

3.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКИХ  МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Прообразом музеев под  открытым небом в России можно  считать Летний сад. С 1-й половины 19 в. появляется тенденция оставлять открытыми для осмотра территории археологических раскопок, появляются археологические экспозиции под открытым небом. В 1885 г. складывается "Исторический уголок города Вологды"; в него вошли Дом Петра I, церковь Феодора Стратилата, сад на берегу р. Вологды, в котором были размещены под открытым небом такие экспонаты, как пушки и била петровского времени. Черты музеев под открытым небом имели многие музеи-усадьбы и музеи-монастыри, созданные после 1917 г. После 1958 г. большинство музеев под открытым небом, созданных путем музеефикации памятников на месте их нахождения, получают статус музеев-заповедников.

Первый в мире музей  на основе свезенных памятников, как говорилось выше, был основан в 1891 г. в Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Хазелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.

Дальнейшее развитие сети музеев под открытым небом происходило  в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан  Архангельский музей деревянного  зодчества и народного искусства "Малые Корелы" (организован  по программе арх. В.А. Лапина, генплан  разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в  музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные". Самым известным  среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества  и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья  Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный  и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Также с 1960-х гг. формируется сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры.

В 1990-е гг. процесс формирования экспозиций российских скансенов затормозился в связи с экономическими проблемами. По данным 2004 года, в России насчитывалось около двадцати скансенов – крайне малое количество для столь обширного государства.

3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КИЖИ»

Самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества  Севера является ансамбль Кижи - группа небольших островов в шхерах южной части Заонежского полуострова, на одном из которых расположился Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В наше время ансамбль Кижского погоста стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Музей, общая территория которого насчитывает 10 тыс. га, находится в 68 км от Петрозаводска на о.Кижи, входящем в состав Кижских шхер.

Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея  находится несколько старинных  деревень, выявлены ценные природные  объекты и памятники археологии. Кижи – один из первых музеев под открытым небом. Первый дом был привезен на остров в 1951 году, а начиная с 1966 года Кижи существует как самостоятельный музей.

Первые летописные сведения о селении и шатровых церквях  на острове Кижи датируются XV веком. С XVI века Кижи становятся административным центром целого района (погоста) с населением в 12 тысяч человек. На народные средства в 1714 году здесь была построена двадцатидвухглавая Преображенская церковь. В 1764 году рядом с ней выросла Покровская. Третье сооружение ансамбля - стройная колокольня, которая придает комплексу равновесие и завершенность. Народ воплотил в этих культовых постройках свое представление о мире. Собор, церковь и часовня - модель Вселенной.

В настоящее время музей-заповедник "Кижи" - один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек. За годы существования музея на его территорию были привезены древнейшая деревянная церковь в России - церковь Воскрешения Лазаря, несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, в том числе домов-комплексов, большое количество хозяйственных построек — амбаров, риг, бань и пр.

Этнографическое собрание музея  насчитывает около 30 тыс. предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX - начале XX века, 500 икон XVI - XIX века, среди  которых единственное собрание "небес" из храмов Обонежья. Музей-заповедник является не только хранилищем памятников культуры прошлого, но и исследовательским центром. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево. Еще один экспозиционный центр, посвященный культуре русских Пудожья, находится в северной части острова. Кроме того, один из секторов посвящен Пряжинским карелам. Главные памятники сосредоточены в южной части острова, поблизости от причала. Здесь же объекты социально-бытовой инфраструктуры – кафе, бар, сувенирные киоски, почта и медпункт. Основу собрания составили выдающиеся памятники народного зодчества - кижский архитектурный ансамбль, возведенный на острове в XVIII - XIX веках.

Почти 250 лет пожары, антирелигиозная  истерия 1930-х гг., военное лихолетье (в последнюю войну финский летчик, пораженный красотой соборов, не выполнил приказ о бомбардировке острова Кижи) обходили храмы стороной. А в 1966 году погост был превращен в музей.

В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров - древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово "кижат" означает "игрища").

В музее создана "ожившая  экспозиция" - организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее "Кижи" функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузится в неповторимое соединение природы и народного мастерства.

Ежегодно около 180 тыс. человек  из Карелии, России, стран Европы, Америки, Азии приезжают на остров Кижи. Музей-заповедник "Кижи" держит первенство среди самых посещаемых мест в Карелии.

3.4 МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА  И НАРОДНОГО ИСКУССТВА «МАЛЫЕ  КОРЕЛЫ»

Особенность музея в том, что он был первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение.

Основная задача музей - сохранить  для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого.

Расположен в 25 км. от Архангельска, на живописном берегу Северной Двины  около деревни Малые Карелы, открыт для посетителей с 1973 г.

На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных  построек XVII-XX вв. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек - живая повесть о быте и ремеслах северян.

Экспозиция построена  по принципу секторов, представляющих собой модели наиболее характерных  для Русского Севера поселений с  характерной для них планировкой  и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор решается как фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом. Концепцией музея планируется создание шести секторов, каждый из которых должен отразить определенный тип крестьянских поселений, характерных для бассейнов самых крупных рек Архангельской области:

В Каргопольско-Онежском секторе, с которого начинается знакомство с  музеем, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоят Вознесенская церковь 1669 г. и колокольня из села Кушерека. Центром любой усадьбы является дом. Суров климат на Севере и потому под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения, а избы поставлены на высокий подклет.

 Мезенский сектор представляет  архитектуру северо-востока области.  Селения здесь располагались по высоким обрывистым берегам реки. Чтобы укрепить их, рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти своеобразные набережные ставили амбары, ледники, а ближе к воде - бани. Наиболее часто на Мезени встречались дома-шестистенки. Главное украшение дома - крыльцо на витых и резных столбах с ажурной декоративной отделкой, перекликающейся с резьбой наличников и причелин.

 В Пинежском секторе  отражена архитектура бассейна  Пинеги, самого крупного притока  Двины. Здесь избы поставлены  лицом к солнцу, в «порядок».  Перед домами или чуть в  стороне - амбарный городок на высоких столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.

Между Мезенским и Пинежским  секторами - деревушка из небольших  изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это - сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в  нем летом, в период сенокоса или  во время рубки леса.

 Самый большой и  разнообразный в архитектурном  отношении - Двинской сектор. Тут  представлены памятники с огромной  территории Подвинья. На центральной  площади - Георгиевская церковь  XVII в. из села Вершина Верхнетоемского  района. В церкви восстановлен остов иконостаса, выполненный в стиле барокко. Вокруг церкви - дома двинских крестьян разного достатка.

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и  мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки.

Гордостью музея является коллекция колоколов и необычайная  экспозиция «Звоны северные». В 1975 г. музей первым возродил это древнее искусство. Во время фольклорных праздников, когда звучат вековые песни и сказы, когда музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко окрест слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном бубенцов под дугой лошадей.

Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, здесь возрожден  годовой праздничный цикл народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие  в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных  рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.

Музей является членом Европейской  ассоциации музеев под открытым небом. В 1996г. Указом Президента РФ музей включен  в Свод особо ценных объектов культурного  наследия народов РФ.

3.5 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И  ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ТОМСКАЯ  ПИСАНИЦА»

Уникальный многопрофильный  музей под открытым небом был  создан в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 февраля 1988 года. Но для того, чтобы такое  решение состоялось, потребовались  многолетние усилия десятков людей, в разные годы посвятивших свою жизнь  изучению и охране всемирно известного памятника первобытного искусства.  
Скала с рисунками древних людей на берегу р. Томи, открытая на рубеже XVI -XVII вв., на протяжении сотен лет приковывала к себе внимание исследователей. Ее описания содержатся в трудах известных ученых и путешественников XVII- XIX веков Ф.И. Страленберга, Г.Ф. Миллера, Г.И Спасского и многих других. В 60-70-х годах ХХ века изучение томских петроглифов продолжили советские исследователи А.П. Окладников, А.И. Мартынов, В.В. Бобров, Ю.М. Бородкин, Э.И. Биглер. Завершающим этапом этих многолетних исследований стал капитальный труд А.П. Окладникова и А.И. Мартынова «Сокровища Томских Писаниц» (1972), а также десятки статей в научных журналах в СССР и за рубежом. Наука сделала свое дело, ученые помогли современникам понять смысл жизни и мировоззрение древних, но оградить памятник от естественного разрушения под действием природных факторов, а главное от вандалов, они были не в силах.

В 60-80-е годы своеобразным штабом по спасению скалы стала группа ученых, преподавателей и студентов-историков под руководством профессора Анатолия Ивановича Мартынова.  
Благодаря этим людям была осуществлена первая реставрация памятника, построена знаменитая лестница, которая и сегодня является главным спуском к скале, развернута просветительская деятельность среди населения посредствам публикаций в прессе, радио и телепередач, организованы первые экскурсии. В 1968 г. территория, прилегающая к писанице была объявлена заповедной зоной, а к середине 80-х, в том, что здесь, на Томской писанице, должен быть музей сомнений уже ни у кого не было.

Во главе музея-заповедника  «Томская Писаница» стал профессиональный этнограф, к.и.н. В.М. Кимеев. В это время были проведены первые комплексные экспедиции по комплектованию фондов и изучению традиционной культуры русского и шорского – коренного населения Притомья, положено начало формированию этнографических экспозиций музея: «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село». В 1989-91 гг. в результате разведывательных археологических экспедиций вниз по течению Томи сотрудниками музея были обнаружены новые наскальные рисунки. С 1991 по ноябрь 2004 года музей возглавляла Г.С. Мартынова. Этот период в истории музея-заповедника «Томской Писаницы» ознаменован появлением новых экспозиций, организацией научных конференций и семинаров. В 1995 году музеем-заповедником организована международная конференция по проблемам древнего наскального искусства; открыты музей «Петроглифов Азии», являющийся сегодня крупнейшим в России хранилищем коллекций наскального искусства Центральной Азии и археологический комплекс «Археодром». В 1996-97 гг. созданы экспозиции «Мифология и эпос народов Сибири», Славянский мифологический лес», в 2000 г. экспозиционные комплексы «Время, космос и календари» и «Живая археология». Во второй половине 90-х годов музей-заповедник начинает принимать активное участие в конкурсах и музейных форумах и получает признание в России и за рубежом.

Информация о работе Музеи под открытым небом