Музеи под открытым небом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;

Содержание

Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

реферат.готовый.скансены (2).docx

— 69.16 Кб (Скачать документ)

В настоящее время мы сталкиваемся с серьезной проблемой: остается все меньше и меньше памятников национального зодчества, образцов старинной мебели, народного костюма. Сельские жители перебираются в города, и деревня, носительница традиций, постепенно утрачивает свою роль, свое большое значение в культуре.

В настоящее время также остается важным вопрос об аутентичности и реконструкции памятников. Что лучше: сохранить тот или иной объект или воссоздать его заново? К сожалению, в современной ситуации выбирать почти не приходится. Большинство музеев под открытым небом специализируется на сохранении старинных построек, возраст которых в среднем варьируется от двухсот до пятисот лет. Естественно, что за такие большие промежутки времени здание не может не подвергаться перестройкам и не реставрироваться, этого требуют условия жизни людей, и время. Нам известно, что памятники зачастую подвергались определенным реновациям уже на территории самого музея, к тому же столь старые строения требуют регулярной поддержки и работ по сохранению. Конечно, заботиться об аутентичности старинных объектов легче в таких странах, где это позволяет уклад жизни и внутренняя политика государства. Но, например, в России, где происходит бурный рост промышленных предприятий и где отсутствует грамотная музейная политика, заботится о сохранении аутентичности памятников становится крайне сложно. Перспективным направлением в таких странах становится реконструкция – создание моделей того или иного музейного предмета. Многие специалисты, занятые в сфере музейного дела, считают не только реконструкцию, но и даже замену некоторых элементов памятников губительной, ведь действия подобного рода постепенно превращают старинные памятники в копии.

Реконструкция приобретает  немаловажное значение и при восстановлении национальных одежд и предметов  интерьера. В этой сфере сохранять  и использовать экспонаты (а ведь скансен – это живой музей, все в нем должно «жить» своей  подлинной жизнью, использоваться людьми) становится гораздо труднее, ведь здания и постройки могут длительное время существовать и без какой-либо поддержки, а, например, костюм или мебель гораздо менее долговечны.

Для того чтобы правильно  обустроить то или иное помещение  музея необходимо располагать определенными сведениями о внутреннем убранстве жилища. Здесь специалистам могут помочь материалы архивов, воспоминания современников разных лет, сведения об изменении быта и уклада жизни людей, описания жилых домов в художественной литературе, произведения изобразительного искусства, фотодокументы, а также исследования внутреннего пространства и сохранившейся обстановки старых построек. Эта проблема ныне актуальна для всех стран, где есть скансены. Многие из них, в частности и Россия, добились серьезных успехов в ее разрешении.

Стоит также отметить, что  сотрудничество России и Европы в сфере музейного дела протекает довольно успешно. К примеру, на сегодняшний день большой интерес представляет проект музея норвежского города Вардё и Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» по созданию Поморского музея в Норвегии.

Руководители проекта  решили разделить экспозицию на две  части. В первой, предполагает собрать подлинные экспонаты, макеты и модели различных объектов. Здесь будут представлены карты Поморья и карты морских промыслов, материалы, касающиеся религиозных центров Поморья, рыболовного и зверобойного промысла. Доминантой экспозиции должен стать макет церкви. Вторая часть экспозиции – это восстановленная поморская изба в натуральную величину. Она должна информировать посетителей о повседневной жизни, домашних занятиях и праздниках поморов.

Данный проект предполагает вложение значительных средств, работники  музеев постоянно сталкиваются с экономическими трудностями, будь то недостаточное финансирование или проблемы с вывозом экспонатов за рубеж. Но, тем не менее, какой бы сложной не оказалась эта задумка, ее осуществление поставит музейное дело России на новый этап развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования была проделана следующая работа:

- изучены исторические предпосылки создания первого в мире скансена;

- рассмотрены предпосылки для создания музеев данного типа;

- описано устройство некоторых скансенов в Северной Европе и России;

- выявлены проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в России и Скандинавии.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что скансены – это новая сфера российского музейного дела, но отсутствие грамотной политики и финансирования со стороны государства не дают ему нормально развиваться в новом направлении.

Будущее нашей культуры в  наших руках, и именно от нас зависит  ее сохранение и передача последующим поколениям. Скансены играют здесь очень большую роль, и это значит, что мы должны уделять им больше внимания, исследовать и изучать, воплощая в жизнь их главные принципы, реализовывая их на огромном культурном пространстве Европы и России.

Таким образом, в современных условиях, когда традиционная культура под влиянием индустриального развития утратила присущие ей особенности, совершенно понятна популярность музеев под открытым небом. Они дают возможность прикоснуться к образцам, бытовавших форм деятельности и культуры. Поскольку для таких музеев характерен широкий показ бытовой культуры с сохранением ландшафтных особенностей, посетители имеют возможность не только получить определенную историко-культурную информацию, но и отдохнуть. Все это дает право считать музеи данного типа эффективнейшей формой сохранения и использования национального культурного наследия.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гречко Т. Музей под  открытым небом в г.Лянторе // Югра, 2006, №9-10, С. 36 – 37.

2. Западная Сибирь в  академических и музейных исследованиях  / Тезисы окружной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Сургутского краеведческого музея 24-27 ноября 2005 г., – Сургут: Дефис, 2005. – 170 с.

3. Музееведение. На пути  к музею XXI века / сб. науч. трудов  НИИ культуры. – М., 2000. – 224с.

4. Музееведение. На пути  к музею XXI века: Музеи-заповедники.  – М., 2005. – 238 с.

5. Museum. Этнографические музеи  и музеи под открытым небом.2006, №1 (175), 64 с.

6. Хадсон К. Влиятельные  музеи. Пер. с англ. – Новосибирск:  «Сибирский хронограф», 2008. 196 с.

7. Маковецкий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи, "Российская этнография", 2006, №2;

8. Станюкович Т., Чистов К. Этнография и актуальные проблемы развития этнографических музеев, 2005, 250с.

9. Шмелев В.Г. Музей под открытым небом. Очерки истории, возникновения и развития. Киев, 2004;

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музеи под открытым небом