Музеи под открытым небом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;

Содержание

Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

реферат.готовый.скансены (2).docx

— 69.16 Кб (Скачать документ)

С 2004 г. по настоящее время  директор музея-заповедника В.А. Каплунов. В 2005 г. проведена реконструкция музея-заповедника. За 20 лет музей-заповедник превратился в признанный научно-исследовательский центр и настоящую кузницу научных кадров. Бессменным научным консультантом и главным специалистом музея все это время является академик РАЕН Анатолий Иванович Мартынов – человек, посвятивший Томской Писанице всю свою жизнь.

Музей-заповедник «Томская Писаница» сегодня – это динамично  развивающийся современный многопрофильный культурный комплекс, успешно сочетающий в себе музейную специфику, научную и культурно-просветительскую деятельность. За 20 лет, практически с нуля, он превратился в настоящий музей XXI века и по праву является гордостью Кузбасса. В штате музея сейчас состоят более 60 человек, работающих в разных отделах: фондов, экскурсий и туризма, научно-экспозиционном, реставрации и строительства, административно-хозяйственном. Музей-заповедник «Томская Писаница» - излюбленное место отдыха кузбассовцев и гостей области. Томскую писаницу посещают находящиеся в Кузбассе с деловыми визитами политики, бизнесмены, представители культуры и науки. В разные годы в музее побывали многие наши знаменитые соотечественники и звезды мировой величины, среди них: многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, космонавт Алексей Леонов, певцы Дмитрий Хворостовский и Валентина Толкунова, знаменитый путешественник Юрий Сенкевич, актер Пьер Ришар и многие другие. 

3.6 ПЕТРОГЛИФЫ ГОРНОГО  АЛТАЯ

 Горный Алтай без  преувеличения можно назвать  страной петроглифов. На Алтае  они обнаружены почти везде.

 Петроглифы были известны  местному населению как "бичикту-кая" или "бичикту-боом" писанные скалы. Часто под "бичикту-кая" подразумевались скалы, на поверхности которых сохранились не только рисунки, но и надписи, обычно рунические. Аналогичное название петроглифов как "писаниц" было распространено в Сибири в XVIII-XIX вв.

История изучения писаниц  Сибири насчитывает несколько веков. История же исследований наскальных изображений Горного Алтая более молода.

 Ее начальный период  связан с именами известных  русских историков-тюркологов и  археологов Б.С. Спасского, В.В. Радлова и др. Уже в конце 80-х годов XIX-го века В.В. Радлову, благодаря его неоднократным длительным экспедициям в Горный Алтай, были известны многочисленные памятники древнего наскального искусства. Он собрал и подготовил к печати обширные материалы по наскальному искусству ряда памятников Горного Алтая. Его преемниками в этом начинании были А.В. Адрианов и М.А. Брещинский. В результате раскопок А.В. Адрианова целый период в истории Горного Алтая получил название майэмирского, по названию той степи, где проводились раскопки.

История открытия и изучения другого обширного и яркого памятника  петроглифов Горного Алтая - "полей" петроглифов на валунах долины Елангаш связана с именем русского топографа М.А. Брещинского. Он был первым, кто обследовал эти богатые местонахождения петроглифов в долине и верховьях реки Елангаш и опубликовал результаты своих наблюдений.

В 1902-03 гг. с целью выявления  писаниц, художник совершил специальную  поездку по долине р. Катунь. В картинах Гуркина, а также небольших рисунках, исполненных карандашом, видны попытки художника сделать предварительную, самую общую классификацию стилистических особенностей определенных сюжетов, например козлов. Работы художника Г.И. Чорос-Гуркина в области изучения петроглифов Горного Алтая - не только определенная веха в истории изучения памятников наскального искусства Центральной Азии, но и неплохой ориентир для поисковых групп.

С 20 годов XX-го века началось интенсивное накопление материалов по археологии Горного Алтая. В составе знаменитой Саяно-Алтайской экспедиции Института истории материальной культуры и Государственного Исторического музея, возглавляемой С.И. Руденко, работали известные археологи Г.П. Спасский, М.П. Грязнов, С.В. Киселев, Л.А. Евтюхова. Работы экспедиции обхватывали Алтай и сопредельные с ним районы Тувы, Хакасии. Археологами были открыты и введены в научный оборот обширные и интересные материалы в области наскального искусства.

Экспедиции СО АН СССР, проводившиеся  в течении 20 лет под руководством А.П. Окладникова, убедительно доказали необходимость комплексного изучения памятников древней культуры Горного Алтая. В результате этой работы на средней Катуни были обнаружены новые местонахождения петроглифов. Результаты анализа материалов, полученных в ходе фиксации и изучения писаниц Горного Алтая, существенно дополнили представления и наскальном искусстве региона, хронологии писаниц, их этнокультурной принадлежности, характере развития хозяйственной деятельности.

Несмотря на усилия многих поколений исследователей, петроглифы Алтая пока остаются во многом неизученными. Археологам и искусствоведам предстоит  большая работа по выявлению новых  писаниц, проведению их съемок и камеральной  обработки, составлению описаний и т.д.

Описание местонахождений  петроглифов: 

Петроглифический комплекс "Ялбак-Таш" ("Калбак-Таш"). Является одним из крупнейших в Горном Алтае сосредоточений наскальных рисунков различных эпох от бронзы до периода этнографической давности. Исследования 70-80-х годов этого комплекса вызвали огромный интерес во всём научном мире к данному памятнику. Кроме того, "Ялбак-Таш" расположен в непосредственной близости к Чуйскому тракту, что позволяет эффективно использовать его в туризме.

По оценкам исследователей петроглифический комплекс "Калбак-Таш" насчитывает до 8 тысяч рисунков и надписей. Среди них: выбитые  на гладкой скальной поверхности  фигуры различных животных, как парнокопытных, так и хищников; прочерченные рисунки; древнетюркские рунические надписи. Под большим скальным монолитом с рисунками, по всей видимости, располагался алтарь для жертвоприношений, то есть данное место является ещё и культовым объектом. Комплекс рунических надписей является крупнейшим в России.

Исследования данных петроглифов  ведутся по сей день. Расположен в 7 км к западу от села Иодро Онгудайского района.

Турачакская писаница. В 1976 году объект обследован А.П. Окладниковым. Гранитные блоки покрыты корочкой пустынного скального загара, под  которым проступали следы красной  охры. Они показывали крупные фигуры бегущих лосей. Длина одного из рисунков достигала 225 сантиметров.

Рисунки Турачакской писаницы похожи на многие рисунки, найденные  на территории Сибири. Данная неолитическая  изобразительная традиция тянется  ко многим культурным центрам, в частности  к "картинным галереям" Каменных островов на Ангаре. Они являются своего рода священной книгой тысячелетий.

 В настоящее время  среди учёных идёт дискуссия  о хронологической принадлежности  Турачакских писаниц. Так, кроме неолитической эпохи, высказывается точка зрения о более позднем создании писаницы с отнесением её к началу эпохи бронзы. Видимо, рисунки лосей на Турачакских писаницах играли немаловажную роль в культах неолитических охотников.

 Находится на левом  берегу реки Бии у села Турачак.  Памятник федерального значения.

 Петроглифы Сетерлю  (святилище). Расположен в бассейне  р. Каракол в Онгудайском районе  возле р. Сетерлю. Скала с  рисунками возвышается в наиболее  узком месте Каракольской долины, рядом проходит дорога между селами Боочи и Бичикту-Боом. Ниже скалы небольшой родник, а рядом с ним священная лиственница с лоскутами материи на ветках. Скала отвесная и имеет выступ внизу - признак, характерный для природного святилища.

Изображения выбиты сплошь, они покрывают почти всю поверхность  камня. Большинство рисунков - олени, козлы, бараны. Встречаются отдельные антропоморфные фигуры, изображения собак и лошадей.

 Можно предположить, что  начало функционирования этого  святилища относится к пазырыкской эпохе т.е. к середине второй половины I тыс. до н.э.

 Весь комплекс изображений  на специально подготовленной  поверхности камня является частью  природного святилища. 

3.7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В СКАНДИНАВИИ И РОССИИ

Сегодня скансены являют собой  перспективное направление в  музейной деятельности. Условия современной  жизни еще позволяют нам собирать памятники народного зодчества, предметы декоративно-прикладного искусства, домашнюю утварь, традиционные одежды и разного рода бытовые предметы, мы до сих пор имеем возможность фиксировать обычаи, фольклор, манеру поведения и говор людей, принадлежащих разным этническим общностям.

Множество музеев сегодня  по крупицам пытаются воссоздать наше прошлое, их вклад в дело сохранения культурного наследия велик и  поистине неоценим, но каким бы ни был  классический музей, к жизни ушедшие  времена может вернуть только скансен. Старинная одежда, традиционное жилище, внутреннее убранство помещений, народные песни и танцы – все это оживает лишь при непосредственном участии человека. Сведения о музыкальной и танцевальной культуре, о ремесленной деятельности населения, о празднествах и обрядах могут так и остаться лишь сведениями из того или иного исторического источника, если с их помощью не воспроизводить и не реконструировать бытность и повседневную жизнь людей. Такую обязанность и берет на себя музей под открытым небом.

Скансены – это качественно  новое явление в музейной практике, успешно отвечающее общественному  заказу. Но каким бы удачным ни было предприятие, на его пути обязательно встанут те или иные проблемы, мешающие его дальнейшему развитию и функционированию.

Наверное, одной из самых  главных проблем подобного рода сегодня является отсутствие должного финансирования и надлежащего внимания к музеям со стороны властей. Содержание скансена – это крайне затратное и дорогостоящее дело, требующее немалых денежных вложений. Большинство построек и сопутствующих им предметов быта существует в среднем от 300 до 500 лет, и для поддержания таких памятников в надлежащем состоянии музеям требуются бригады реставраторов и плотников и качественные строительные материалы. В некоторых странах именно в этой сфере появляется и еще одна проблема – нехватка квалифицированных кадров. Обычно, в совокупности все это приводит к порче уникальных экспонатов многовековой давности. Музеи многих стран сталкиваются в своей работе с такими проблемами, в частности, в России с этим столкнулся Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Европейская практика показывает, что множество музеев под открытым небом является отделениями крупных  национальных музеев, они могут находиться в ведении благотворительных организаций, коммерческих предприятий или частных лиц, выделяющих большие суммы на их содержание. Но все они, местные или государственные власти, юридические лица и частные собственники, требуют от музеев «обратной отдачи». Здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой – проблемой коммерциализации.

Чтобы возвратить владельцам требуемые суммы, каждый музей вынужден расширять свою непрофессиональную, «немузейную» сферу деятельности. И, действительно, изучая скансены разных стран, мы могли это увидеть: в  каждом из музеев есть множество действующих мастерских, где производится и продается разного рода сувенирная продукция, музеи налаживают торговлю на заказ, заводят у себя детские площадки с аттракционами, открывают тематические кафе и рестораны. На территории многих скансенов располагаются старинные церкви, в которых проводятся обряды венчания, крещения и конфирмации. Важным направлением деятельности здесь является изготовление качественной продукции и оказание качественных услуг посетителям.

Музеи практикуют выдачу лицензий на использование репродукций экспонатов в качестве объектов торговли, такая лицензия дает право создавать копии музейных предметов и в дальнейшем продавать их. Эта деятельность рекламирует музеи, повышая их доходность и привлекая больше посетителей.

Важным вопросом в рамках проблемы коммерциализации является вопрос о необходимости введения в музеях платы за вход. Музеи всегда требуют вложения больших средств, необходимых для оплаты работы персонала и технической поддержки коллекций, а в условиях плохого содержания им приходится искать любые средства, чтобы обеспечивать себе достойное существование. Но, повышая плату за вход, музеи могут столкнуться с уменьшением потока туристов, которым будет просто невыгодно их посещать. Сегодня существуют различные варианты входной платы в музеях, во многих странах существуют скидки для пенсионеров, маленьких детей и студентов, цены могут снижаться в разное время года в зависимости от количества посетителей, руководство музеев может варьировать плату за вход для туристов и местных жителей. Но такое коммерческое отношение к музею может изменить отношение к нему посетителей, ведь культурное наследие принадлежит общественности, а пользование им, хотя бы на уровне «посетитель - музей», вероятно, не должно быть платным.

Серьезной проблемой также  является вмешательство политиков  и компаний-владельцев в музейную деятельность. С этим серьезно столкнулись  шведский музей Старый Линкёппинг и один из крупнейших русских скансенов Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Фирма, владевшая Старым Линкёппингом, обвиняла музей в больших тратах и предлагала сносить старые постройки и устраивать на территории комплекса новые выставочные залы, стремилась всячески коммерциализировать музей; власти оставались безразличными к этой проблеме.

Архангельский музей в  свое время жаловался на отсутствие соответствующих ведомств, которые  бы занялись проблемами музеев под  открытым небом, и на отсутствие автономии  и самостоятельности музея –  «Малые Корелы» не имели права  создавать проекты реставрации памятников - автора проектов необходимо было приглашать из Москвы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что отсутствие грамотной музейной политики неизменно влечет за собой крайне неблагоприятные последствия.

Информация о работе Музеи под открытым небом