Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат
Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;
Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
С 2004 г. по настоящее время директор музея-заповедника В.А. Каплунов. В 2005 г. проведена реконструкция музея-заповедника. За 20 лет музей-заповедник превратился в признанный научно-исследовательский центр и настоящую кузницу научных кадров. Бессменным научным консультантом и главным специалистом музея все это время является академик РАЕН Анатолий Иванович Мартынов – человек, посвятивший Томской Писанице всю свою жизнь.
Музей-заповедник «Томская
Писаница» сегодня – это
3.6 ПЕТРОГЛИФЫ ГОРНОГО АЛТАЯ
Горный Алтай без преувеличения можно назвать страной петроглифов. На Алтае они обнаружены почти везде.
Петроглифы были известны
местному населению как "
История изучения писаниц Сибири насчитывает несколько веков. История же исследований наскальных изображений Горного Алтая более молода.
Ее начальный период
связан с именами известных
русских историков-тюркологов
История открытия и изучения другого обширного и яркого памятника петроглифов Горного Алтая - "полей" петроглифов на валунах долины Елангаш связана с именем русского топографа М.А. Брещинского. Он был первым, кто обследовал эти богатые местонахождения петроглифов в долине и верховьях реки Елангаш и опубликовал результаты своих наблюдений.
В 1902-03 гг. с целью выявления писаниц, художник совершил специальную поездку по долине р. Катунь. В картинах Гуркина, а также небольших рисунках, исполненных карандашом, видны попытки художника сделать предварительную, самую общую классификацию стилистических особенностей определенных сюжетов, например козлов. Работы художника Г.И. Чорос-Гуркина в области изучения петроглифов Горного Алтая - не только определенная веха в истории изучения памятников наскального искусства Центральной Азии, но и неплохой ориентир для поисковых групп.
С 20 годов XX-го века началось интенсивное накопление материалов по археологии Горного Алтая. В составе знаменитой Саяно-Алтайской экспедиции Института истории материальной культуры и Государственного Исторического музея, возглавляемой С.И. Руденко, работали известные археологи Г.П. Спасский, М.П. Грязнов, С.В. Киселев, Л.А. Евтюхова. Работы экспедиции обхватывали Алтай и сопредельные с ним районы Тувы, Хакасии. Археологами были открыты и введены в научный оборот обширные и интересные материалы в области наскального искусства.
Экспедиции СО АН СССР, проводившиеся в течении 20 лет под руководством А.П. Окладникова, убедительно доказали необходимость комплексного изучения памятников древней культуры Горного Алтая. В результате этой работы на средней Катуни были обнаружены новые местонахождения петроглифов. Результаты анализа материалов, полученных в ходе фиксации и изучения писаниц Горного Алтая, существенно дополнили представления и наскальном искусстве региона, хронологии писаниц, их этнокультурной принадлежности, характере развития хозяйственной деятельности.
Несмотря на усилия многих поколений исследователей, петроглифы Алтая пока остаются во многом неизученными. Археологам и искусствоведам предстоит большая работа по выявлению новых писаниц, проведению их съемок и камеральной обработки, составлению описаний и т.д.
Описание местонахождений петроглифов:
Петроглифический комплекс "Ялбак-Таш" ("Калбак-Таш"). Является одним из крупнейших в Горном Алтае сосредоточений наскальных рисунков различных эпох от бронзы до периода этнографической давности. Исследования 70-80-х годов этого комплекса вызвали огромный интерес во всём научном мире к данному памятнику. Кроме того, "Ялбак-Таш" расположен в непосредственной близости к Чуйскому тракту, что позволяет эффективно использовать его в туризме.
По оценкам исследователей петроглифический комплекс "Калбак-Таш" насчитывает до 8 тысяч рисунков и надписей. Среди них: выбитые на гладкой скальной поверхности фигуры различных животных, как парнокопытных, так и хищников; прочерченные рисунки; древнетюркские рунические надписи. Под большим скальным монолитом с рисунками, по всей видимости, располагался алтарь для жертвоприношений, то есть данное место является ещё и культовым объектом. Комплекс рунических надписей является крупнейшим в России.
Исследования данных петроглифов ведутся по сей день. Расположен в 7 км к западу от села Иодро Онгудайского района.
Турачакская писаница. В 1976
году объект обследован А.П. Окладниковым.
Гранитные блоки покрыты
Рисунки Турачакской писаницы похожи на многие рисунки, найденные на территории Сибири. Данная неолитическая изобразительная традиция тянется ко многим культурным центрам, в частности к "картинным галереям" Каменных островов на Ангаре. Они являются своего рода священной книгой тысячелетий.
В настоящее время
среди учёных идёт дискуссия
о хронологической
Находится на левом
берегу реки Бии у села
Петроглифы Сетерлю
(святилище). Расположен в бассейне
р. Каракол в Онгудайском
Изображения выбиты сплошь,
они покрывают почти всю
Можно предположить, что
начало функционирования этого
святилища относится к
Весь комплекс изображений
на специально подготовленной
поверхности камня является
3.7 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В СКАНДИНАВИИ И РОССИИ
Сегодня скансены являют собой
перспективное направление в
музейной деятельности. Условия современной
жизни еще позволяют нам
Множество музеев сегодня по крупицам пытаются воссоздать наше прошлое, их вклад в дело сохранения культурного наследия велик и поистине неоценим, но каким бы ни был классический музей, к жизни ушедшие времена может вернуть только скансен. Старинная одежда, традиционное жилище, внутреннее убранство помещений, народные песни и танцы – все это оживает лишь при непосредственном участии человека. Сведения о музыкальной и танцевальной культуре, о ремесленной деятельности населения, о празднествах и обрядах могут так и остаться лишь сведениями из того или иного исторического источника, если с их помощью не воспроизводить и не реконструировать бытность и повседневную жизнь людей. Такую обязанность и берет на себя музей под открытым небом.
Скансены – это качественно новое явление в музейной практике, успешно отвечающее общественному заказу. Но каким бы удачным ни было предприятие, на его пути обязательно встанут те или иные проблемы, мешающие его дальнейшему развитию и функционированию.
Наверное, одной из самых главных проблем подобного рода сегодня является отсутствие должного финансирования и надлежащего внимания к музеям со стороны властей. Содержание скансена – это крайне затратное и дорогостоящее дело, требующее немалых денежных вложений. Большинство построек и сопутствующих им предметов быта существует в среднем от 300 до 500 лет, и для поддержания таких памятников в надлежащем состоянии музеям требуются бригады реставраторов и плотников и качественные строительные материалы. В некоторых странах именно в этой сфере появляется и еще одна проблема – нехватка квалифицированных кадров. Обычно, в совокупности все это приводит к порче уникальных экспонатов многовековой давности. Музеи многих стран сталкиваются в своей работе с такими проблемами, в частности, в России с этим столкнулся Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
Европейская практика показывает, что множество музеев под открытым небом является отделениями крупных национальных музеев, они могут находиться в ведении благотворительных организаций, коммерческих предприятий или частных лиц, выделяющих большие суммы на их содержание. Но все они, местные или государственные власти, юридические лица и частные собственники, требуют от музеев «обратной отдачи». Здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой – проблемой коммерциализации.
Чтобы возвратить владельцам требуемые суммы, каждый музей вынужден расширять свою непрофессиональную, «немузейную» сферу деятельности. И, действительно, изучая скансены разных стран, мы могли это увидеть: в каждом из музеев есть множество действующих мастерских, где производится и продается разного рода сувенирная продукция, музеи налаживают торговлю на заказ, заводят у себя детские площадки с аттракционами, открывают тематические кафе и рестораны. На территории многих скансенов располагаются старинные церкви, в которых проводятся обряды венчания, крещения и конфирмации. Важным направлением деятельности здесь является изготовление качественной продукции и оказание качественных услуг посетителям.
Музеи практикуют выдачу лицензий
на использование репродукций
Важным вопросом в рамках проблемы коммерциализации является вопрос о необходимости введения в музеях платы за вход. Музеи всегда требуют вложения больших средств, необходимых для оплаты работы персонала и технической поддержки коллекций, а в условиях плохого содержания им приходится искать любые средства, чтобы обеспечивать себе достойное существование. Но, повышая плату за вход, музеи могут столкнуться с уменьшением потока туристов, которым будет просто невыгодно их посещать. Сегодня существуют различные варианты входной платы в музеях, во многих странах существуют скидки для пенсионеров, маленьких детей и студентов, цены могут снижаться в разное время года в зависимости от количества посетителей, руководство музеев может варьировать плату за вход для туристов и местных жителей. Но такое коммерческое отношение к музею может изменить отношение к нему посетителей, ведь культурное наследие принадлежит общественности, а пользование им, хотя бы на уровне «посетитель - музей», вероятно, не должно быть платным.
Серьезной проблемой также является вмешательство политиков и компаний-владельцев в музейную деятельность. С этим серьезно столкнулись шведский музей Старый Линкёппинг и один из крупнейших русских скансенов Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Фирма, владевшая Старым Линкёппингом, обвиняла музей в больших тратах и предлагала сносить старые постройки и устраивать на территории комплекса новые выставочные залы, стремилась всячески коммерциализировать музей; власти оставались безразличными к этой проблеме.
Архангельский музей в свое время жаловался на отсутствие соответствующих ведомств, которые бы занялись проблемами музеев под открытым небом, и на отсутствие автономии и самостоятельности музея – «Малые Корелы» не имели права создавать проекты реставрации памятников - автора проектов необходимо было приглашать из Москвы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что отсутствие грамотной музейной политики неизменно влечет за собой крайне неблагоприятные последствия.