Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:21, реферат
Целью данной работы является изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики.
В процессе изучения были поставлены следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки создания скансена;
- выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;
- описать устройство скансенов в Северной Европе и России;
Введение 3
1 Глава. Понятие «музей под открытым небом» 4
1.1 История первого скансена 5
2 Глава. Музеи под открытым небом в Северной Европе 7
2.1 Шведские скансены 7
2.2 Исландские, норвежские и датские скансены 10
3 Глава. Музеи под открытым небом в России 14
3.1 История возникновения российских музеев под открытым небом 14
3.2 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» 15
3.3 Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 16
3.4 Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» 18
3.5 Петроглифы Горного Алтая 20
3.6 Проблемы и перспективы развития музеев под открытым небом в Скандинавии и России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Скандинавы издревле известны
своей приверженностью
В этой главе обращено внимание к наиболее известным музеям Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии и Дании.
2.1 ШВЕДСКИЕ СКАНСЕНЫ
Одним из популярнейших на сегодняшний день музеев является шведский Скансен. Он представляет собой комплекс построек, привезенных на остров Юргорден из разных концов страны. Большинство из них – это дома и усадьбы XVIII, XIX и XX столетий, они сохраняют подлинную обстановку и показывают, как жили в Швеции люди различного социального положения на протяжении нескольких веков.
Так, например, усадьба Эльврус представляет собой характерный северный хутор XIX века. Смотритель усадьбы рассказывает о быте крестьян, живших в этом поместье, об их повседневных занятиях типа сушения сыра или прядения пряжи. Усадьба Дельсбу принадлежала большому фермерскому хозяйству северной Швеции. Строения здесь интересны декоративной резьбой по дереву, украшающей дома, и росписями внутренних помещений, сделанных вручную. В поместье Скугахольм некогда жила аристократическая семья. Поместье это - прекрасный образец густавианского стиля. В состав его входят флигели, в которых расположены комнаты для гостей, библиотека и кухня. Рядом разбит огород, типичный для того времени и выглядящий сегодня также, как и много лет назад. О высоком положении хозяев свидетельствуют не только большой дом и множество дополнительных помещений, - в поместье Скугахольм имеются еще и регулярный французский и иррегулярный английский парки.
Не забыли в Скансене и коренных жителей Швеции – саамов, стоянка которых появилась на территории музея еще при жизни его создателя. Саамы живут в чумах, сделанных из тонких березовых стволов и покрытых берестой и торфом, внутри чумов расположен традиционный очаг, обложенный камнями, а пол укрыт оленьими шкурами. Помимо традиционных жилищ в музее представлены и склады саамов, в которых они обычно хранили припасы, уходя кочевать на север. Эти избушки строились на стволах деревьев с растопыренными корнями, из-за чего их внешний вид напоминает домик Бабы Яги.
За каждым зданием Скансена кроется страница шведской истории. Ярким примером может служить Миссионерский дом, в котором община проводила воскресные вечера за молитвой и пением. Он напоминает нам о движении за «духовное пробуждение», набравшем силу в конце XIX века.
Помимо жилых построек
сельского типа в музее имеются
своя собственная церковь и
Церковь Скансена называется Сеглура, построена она была в 1729 году. Сеглура является одной из популярнейших в народе венчальных церквей Швеции, здесь проводятся обряды крещения и конфирмации. Немаловажным достоянием церкви является также старинный расписной орган.
Городской квартал был устроен в музее в 1930 году. Он воссоздает обстановку шведского города конца XVIII – середины XX веков. Большинство домов перенесены сюда из района Стокгольма Сёдер. В этом квартале представлены все заведения, необходимые горожанам, - столярная, сапожная, стеклодувная мастерские, пекарня, бакалейная и скобяная лавки, типография, дома священника и ювелира, почта и банковская контора. Все лавки и мастерские являются действующими: мастера занимаются традиционными ремеслами, они изготавливают сувениры, бытовые изделия и украшения, и даже создают изделия по частным заказам, используя старинное оборудование, а их появление на работе, как и в давние времена, отмечают настенные часы-компостер. Мастера работают по старинным технологиям, так, Скансен славится своим особым стеклом с трещинами, производство которого налажено здесь с 1933 года.
В музее постоянно проводятся фестивали и празднества. В Скансене справляют национальный день Швеции, праздник середины лета, праздник урожая – все мероприятия сопровождаются танцами, песнями и народными обрядами. Например, в праздник середины лета посетители украшают цветами майский шест и водят хороводы вместе с работниками музея. На Вальпургиеву ночь разжигают большой праздничный костер в знак приветствия весны – эта традиция восходит еще к XIV веку. Уже более ста лет в Скансене проходят Рождественские базары, проводятся они в, так называемые, выходные адвента - четыре воскресенья перед Рождеством. Во многих старинных домах, в соответствии с народными традициями, накрывают большой праздничный стол.
Особенностью музея является работа по сохранению редких видов животных. На хуторе представлены старинные породы домашнего скота, в стане саамов обитают северные олени. На территории Скансена есть Медвежья гора, где живут медведи и лисы. Сотрудники музея поддерживают популяции волков, лосей, тюленей, росомах и других животных, заботятся об улучшении условий их существования.
Скансен не может оставить равнодушными своих посетителей, он оригинален во всем: даже обзорные экскурсии по достопримечательностям здесь предлагается совершать на маленьком старинном поезде, а от одного из входов в музей, от ворот Хазелиуса, несколько месяцев в году в Скансен поднимается фуникулер.
Сегодня можно абсолютно
точно сказать, что концепция
Артура Хазелиуса с успехом
Но если целью Скансена было охватить культурные явления всей Швеции, то другие музеи решили сосредоточить свое внимание на отдельных ее регионах. Городская культура в большей степени представлена в урбоскансене Старый Линкёппинг. Идея создания музея была предложена в послевоенные годы, когда началось бурное развитие промышленности и расширение городов. Целью создания музея было сохранить старые здания, которым грозило разрушение, а Линкёппинг почти весь был застроен домами XVIII-XIX веков. Территорией для нового скансена была выбрана провинция Ёстерготланд, куда и планировалось перевозить здания из Линкёппинга. Со временем цель музея была несколько изменена, и назначением его стало отражение повседневной жизни шведского города XX века. В настоящее время музей насчитывает около тридцати строений.
Старый Линкёппинг – это не типичный музей под открытым небом, он имеет ряд важных особенностей: все здания, перенесенные из центра Линкёппинга, являются частью архитектурной истории города, все они расположены на улицах, которые представляют собой копию городского центра. Примерно десять зданий музея так расположены по городскому плану, как это и было первоначально. Старый Линкёппинг – это «живой музей», здесь в двадцати восьми жилых квартирах проживают более пятидесяти человек, они снимают мастерские, в которых и работают. В музее есть помещение для собраний, здесь предоставляют различные услуги, и это вызывает необходимость модернизировать старые здания, а, следовательно, принцип старины не является доминирующим в оформлении интерьеров. Старый Линкёппинг показывает особенности быта и труда городских людей прошлых поколений, здесь экспонируются пять домов представителей различных социальных ступеней: дом представителя высшего класса, зажиточного горожанина, бедняка, дом крестьянина и обеспеченного рабочего.
Каждый музей под отрытым небом уникален, несет ли он в себе воспоминание о прошлом целой страны или отдельного его региона; это может быть урбоскансен, включающий в себя городские постройки, усадьба крупного предпринимателя, скансен, акцентирующий внимание преимущественно на сельском быте, либо же скансен, стремящийся уделить внимание развитию и изменению национальной культуры на протяжении нескольких столетий. Главными здесь по-прежнему остаются музейная концепция Артура Хазелиуса и его принцип «Познай себя».
2.2 ИСЛАНДСКИЕ, НОРВЕЖСКИЕ И ДАТСКИЕ СКАНСЕНЫ
Исландия – это маленькое островное государство, находящееся на севере Европы. Изолированное положение этой страны ограничило влияние на нее континентальных держав и сделало Исландию крайне самобытным государством, дорожащим своими традициями. Но даже здесь под влиянием технического прогресса возникла проблема сноса старых зданий и возведения новых современных построек. На помощь в этой ситуации опять же пришли скансены.
Как и все музеи под открытым небом, исландские скансены стремятся передать обстановку, быт, условия жизни и повседневные занятия людей, живших в прошлые века. Здесь регулярно проводятся различные мероприятия, такие как дни ремесел или Рождественские базары.
Пожалуй, самым необычным скансеном Исландии является село Хеймей, которое называют «Северными Помпеями». В 1973 году на одноименном острове произошло извержение вулкана, который за один день засыпал пеплом весь поселок. Более четырехсот человек вынуждены были покинуть свои дома. Археологические раскопки велись на острове Хеймей около семи лет, территории эти были расчищены, и маленький рыбацкий поселок превратился в музей под открытым небом. По сообщению исследователей в селе все осталось таким, каким было до катастрофы: на столах стоят миски и стаканы, до сих пор работают керосиновые фонари. И хотя извержение вулкана повлекло за собой массу неблагоприятных последствий, мы получили великолепный образец исландской народной культуры, позволяющий нам доподлинно изучить быть и уклад жизни исландских рыбаков.
В настоящее время лидером в области музеефикации является Норвегия, оставившая позади Италию и Францию по количеству музеев на душу населения. Норвегия уделяет немало внимания сохранению историко-культурного наследия: здесь получили развитие самые разные типы музеев, и скансены опять-таки не стали исключением. Мы рассмотрим их на примере Норвежского Народного музея, одним из отделений которого является самый старейший музей под открытым небом во всем мире.
Начало его было положено в 1881 году шведско-норвежским королем Оскаром II, который начал собирать коллекцию старинных построек, чтобы показать свою заинтересованность норвежской культурой, тесную связь между правителем и его подданными.
Наверное, самым замечательным
предметом королевской
Ставкирка из Гуля безусловно являлась жемчужиной королевской коллекции, даже сам Артур Хазелиус мечтал создать в Скансене копию этой старинной церкви. Но все-таки, коллекция короля Оскара II так и не смогла стать официальным музеем под открытым небом в свое время, она была передана Норвежскому музею истории культуры в 1907 году, и на сегодняшний день входит в состав одного из его отделений. Сейчас оно представляет вниманию своих посетителей 158 строений из сельских и городских районов страны, рассказывает об условиях жизни, быте и повседневных занятиях жителей Норвегии, показывает различия между городской и деревенской культурой, противоречия социальных классов, начиная с периода Средневековья и заканчивая XX столетием. Здесь экспонируются ферма, усадьба, старый город, коллекция Оскара II и современный многоквартирный дом.
Ферма включает в себя жилые дома, склады, спальные кварталы, амбары, овчарни и прочие постройки хозяйственного типа. Согласно концепции Скансена все здания здесь расположены в соответствии с региональными особенностями страны.
В Старом городе представлены строения из Осло и его окрестностей. Ярким примером городских зданий могут послужить постройки из Бревика, находящиеся в настоящий момент на территории музея. В скансене эти постройки представляют собой маленький комплекс, который образуют городской дом, амбар для сена, коровник и сарай для дров, окружающие внутренний дворик. Таким образом, комплекс представляет собой типичный образец норвежского городского дома. Помимо всего прочего, в Старом Городе постоянно открыты кабинет дантиста, банк, пивной бар и аптека, которые одновременно выполняют функции музеев.
Музейное дело в Норвегии получило широкое распространение, здесь были заложена основа скансенов Северной Европы, и Норвегия по праву может считать себя прародиной музеев под открытым небом.
Второй страной после Швеции, которая озаботилась проблемой сохранения памятников народной культуры, стала Дания, на территории которой находятся старейшие скансены мира.
Одним из таких музеев является музей под открытым небом в Лингби, открытый публике в 1897 году. В настоящее время этот скансен представляет собой одно из отделений Датского Национального музея. Здесь собрано более пятидесяти различных построек: фермы, жилые дома и мельницы XVII-XX столетий. Музей следует ставшей уже классической концепции скансена: здания привозятся сюда со всех концов страны, включая Фарерские острова, некогда принадлежавшие Дании южные провинции Швеции Сконе и Халланд и северогерманский Шлезвиг.
Еще одним примеров датских музеев под открытым небом может стать урбоскансен Старый город в Орхусе. Открылся он в начале XX века, и на сегодняшний день пользуется большой популярностью. В его состав входят множество мастерских, жилых домов, магазинов, бакалейных лавок, а также здания школы, театра и почты.
В этой главе были рассмотрены различные виды скансенов в Северной Европе. Все они в целом схожи друг с другом, имеют общую форму и общую концепцию, но содержание каждого разительно отличается от остальных, ведь скансен – это миниатюрная страна со своей историей, традицией и культурой, это государство в государстве, рассказывающее о прошлом, о ценностях каждого народа, населявшего эти территории. Скансены выполняют в обществе крайне важную функцию: они сохраняют для потомков частицы ушедшей жизни, реконструируют наше прошлое, без которого не может быть настоящего и будущего. Скансены объединяют людей, заставляя их чувствовать себя частью одной большой семьи; это многофункциональные музеи, вышедшие за рамки традиционного понятия музея. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в условиях современной жизни скансены стали именно тем, что требовалось многим и многим людям. Они позволяют нам, опираясь на прошлое, двигаться к будущему.