Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:52, курсовая работа
Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.
Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.
Введение ………………………………………………………………………….... 1
Значение слова «ритуал»…………………………………………………… 3
Этологический подход к понятию «ритуал» ……………... 5
Классификация и функции ритуала………………………... 9
Вывод
Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
Значение слова «ритуал»…………………………………………………… 3
Этологический подход к понятию «ритуал» ……………... 5
Классификация и функции ритуала………………………... 9
Вывод
Список литературы
1
ВВЕДЕНИЕ.
Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.
Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.
Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени.
Ритуал
- это неотъемлемое и важное средство
организации общественной жизни. Ритуалы
- прежде всего это видимое действие
лица или лиц, призывающих всех, кто
присутствует, обратить внимание на какое-либо
явление или факт и не только обратить
внимание, но и выразить определенное
эмоциональное отношение, содействовать
общественному настрою. При этом
обязательны некоторые принципы: во-первых
общепринятая условность действия; во-вторых
общественная значимость явления или
факта, на котором концентрируется ритуал;
в третьих, его особая цель. Ритуал призван
создать единый психологический настрой
в группе людей, вызвать их к активному
сопереживанию или признанию факта или
явления. В чем и как выражается это психологическое
переживание, зависит от конкретной цели.
2
Целью
данной курсовой работы является- разобраться
что же собой представляет ритуал и какое
место он занимает в системе знаковых
средств этнической культуры.
3
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «РИТУАЛ»
Уже первые исследования традиционных культур привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывно связано с ритуалами и обрядами.
Слово «ритуал» пришло к нам из санскрита, в котором есть корень «ар» - «приводить в движение, двигаться». Причастие от этого глагола «рита» как прилагательное означает: «соответствующий, подходящий, правильный».Как существительное – «закон», «порядок», «истина», «священный обряд» и «жертвоприношение».
Впервые это
слово встречается в
Исследователь Ригведы Т. Я. Елизаренкова так определяет значение слова рита: «Это закон круговращения вселенной регулирует правильное функционирование космоса и жизнь. По закону рита восходит и заходит солнце; одно время года в установленном порядке следует за другим. Все повторяется, и, следуя закону рита, человек воспроизводит цикличность космических явлений в цикличности ритуала, поддерживая тем самым порядок в космосе и в человеческом обществе и создавая условия для нормальной и успешной жизни. Рита является одновременно и этическим законом в обществе. Хорошо и правильно то, что этому закону соответствует: почитание богов и принесение им жертв; награждение жрецов, совершающих жертвоприношение, и поэтов-риши, создающих молитвы. Все эти понятия с отрицательным знаком относятся к области анрита. То есть плохо и неправедно не почитание богов, не принесение им жертв, скупость в отношении жрецов и риши и т.д.» Однокоренными с санскритским понятием рита являются и такие индоевропейские слова, как английское rigyt «право», art «искусство», rite «обычай, обряд», русское «ряд», «обряд», «порядок». Современный научный термин «ритуал» происходит из латинского языка, в котором есть существительное ritus «обряд, служба» и образованное от него прилагательное ritualis «обрядовый».
В современном
энциклопедическом словаре
4
древнейших религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религиозно-философской систем формируются мифологическая интерпретации ритуала и ритуальные средства «драматизации» мифа.
В толковом
словаре Д.Н.Ушакова ритуал
Толковый словарь
С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова
В настоящее
время изучением ритуала
В русском языке
разница между понятиями «
“Обряд”, кажется,
стоит намного ближе к “
1. Толковый словарь
Д.Н.Ушакова,
2. Толковый словарь С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова.
5
ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ РИТУАЛ
На рубеже 1970— 1980-х гг. появилось
новое научное направление —
этология человека, которое синтезировало
в себе достижения этологии, этнологии,
физиологии и психологии. Его основным
объектом исследования стало традиционное
общество в сравнении с современной
индустриальной культурой. Важная особенность
такого подхода состоит в изучении
культуры и человека в «естественном»
состоянии, где ритуал имеет огромное
значение для социокультурной адаптации.
Согласно этологическому подходу, для
функционирования любой этнической общности
необходимы такие качества, как сотрудничество,
сплоченность, способность образовывать
дружеские узы. У животных аналогичное
поведение по отношению к особям своего
вида определяется специфическими биологическими
организмами. У человека же со становлением
социального типа жизнедеятельности подобные
механизмы заторможены. У него нет той
сложной системы поз, жестов, которые свойственны
животным. На смену ей пришла культурная
система ритуала, контролирующая и регулирующая
способы социального взаимодействия людей,
вырабатывая стереотипы их поведения.
Собственно культура начинается с того,
что на поведение накладываются некоторые
дополнительные ограничения, не мотивированные
физическими или биологическими критериями,
в частности — овладение информацией,
необходимой для жизни и приобретаемой
только в процессе обучения. Так появляется
язык, знаковые средства для ее передачи.
Информация усваивалась в стереотипах
поведения, превратившихся в образцы,
модели, следование которым было обязательным
условием социальной жизни коллектива.
Эти программы поведения имели нерасчлененный,
синкретический характер и поэтому одновременно
были и образом мира, без которого невозможно
функционирование культуры.
Хотя стереотипы поведения претендуют
на всеобщность и абсолютность, на практике
одни из них выполняются всегда и всеми,
другие соблюдаются с некоторыми отклонениями
и послаблениями. Разумеется, у каждого
этноса свои представления о том, что является
более важным и значимым, а чем можно пренебречь.
Поэтому обряды и обычаи разных народов
не совпадают. Но все они принципиально
сходятся в одном — ими жестко контролируется
соблюдение важнейших для данного этноса
и культуры стереотипов. Менее
6
значимые фрагменты
традиционной культуры регулируются с
помощью обычаев — стереотипизированных
форм поведения, связанных с практической
деятельностью. Обычаи регламентируют
поступки членов этноса в конкретных ситуациях,
регулируют поведение индивида в той или
иной сфере жизни и деятельности, требуя
проявления нравственных качеств, типичных
для данного этноса. Они существуют в обыденной
жизни, на культурной периферии. Более
высокая ступень регуляции — ритуалы,
намного более жесткие программы поведения,
которые функционируют в сакральном центре
культуры и от правильного выполнения
которых зависит само существование этой
культуры и народа.
Как считается в этнологии, ритуал представляет
собой определенные ycmановленныe действия,
которые совершаются с целью повлиять
на действительность, имеют символический
характер и, как правило, санкционированы
обществом. Ритуалы существуют не только
в традиционных, но и в современных обществах.
И это относится не только к религии. Под
определение ритуала подпадает любое
разрешение, получаемое бюрократически
и изменяющее ситуацию лишь символически
(например, штамп в паспорте, поставленный
в ЗАГСе). В традиционных культурах, где
ритуалы играют более важную роль (считается,
что от них зависит само существование
мира), их важнейшая цель — достижение
идеального состояния мира, характеризующегося
слиянием человека, коллектива и космоса
в гармоничном единстве.
В исследованиях В.Н.Топорова ритуал
является сводом правил организации сакрализованного
мира; он восстанавливает, обновляет и
усиливает все, что к концу цикла приходит
в упадок, убывает и стирается из памяти.
Топоров пишет о возможном ритуальном
происхождении человеческого языка и
о его связи с символическими средствами
коммуникации у животных, «имея при этом
в виду, что именно ритуал был основой,
где происходило становление языка как
некоей знаковой системы, в которой предполагается
связь означаемого и означающего, выраженная
в звуках. Многое, видимо, свидетельствует
о том, что ритуал древнее языка, предшествует
ему и во многих важных чертах предопределяет
его».
Ю.М.Лотман рассматривал два этапа эволюции семиотического универсума: дописьменного и письменного. На первом этапе человек искал знание о порядке, в котором организована жизнь. Он следовал той стратегии
7
поведения, на которую ему указывали приметы или результаты гаданий. Поэтому высоко ценилось умение распознавать естественные знаки природы, заложенные в окружающих человека вещах и явлениях. Память коллектива в такой ситуации ориентировалась на повторение одного и того же набора действий и слов, от которых ожидали повторения прежних благоприятных примет, гарантировавших психологическую устойчивость и жизненное благополучие. После изобретения письменности на смену тотальной знаковости пришли специализированные знаковые системы, и культура начала ориентироваться на выработку новых текстов, а не на воспроизведение уже известных, поскольку письменный текст предоставляет человеку возможность оригинального, авторского творчества, идеи которого в силу свойств письменности не будут сведены к уже известным общественным идеалам. Письменность порождает историю и художественное творчество - сферы сознания, объектами которого являются всякого рода изменения и отклонения от порядка. Таким образом, основным семиотическим конфликтом, по Лотману, является конфликт между ритуалом и письменностью, между миром естественных знаков и коллективной традиции и миром свободы индивидуального творчества внутри специализированных знаковых систем.
Ученик Лотмана А.К.Байбурин изучает ритуал как символическую форму поведения, имеющую свою грамматику, синтаксис и лексику, т.е. представляющую собой особый текст. Для него «ритуал является высшей формой и наиболее последовательным воплощением символичности. В ритуале конструируется особого рода реальность – семиотический двойник того, что было «в первый раз» и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни. Ритуальная реальность с точки зрения архаического сознания – отнюдь не условность, но подлинная, единственно истинная реальность. Ритуал как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение. В обыденной жизни доминирует «внешнее» (экстенсивное) распространение себя: дом, орудия труда, транспортные средства и т.д. – типичные примеры такого распространения человека и органов его тела. В ритуале представлен иной тип освоения: человек распространяет свою внутреннюю сущность, свою мысль, способность к творчеству. Не случайно ритуал все чаще рассматривается в качестве первоисточника будущих искусств, науки и философии». Для Байбурина ритуал и обычай – вовсе не синонимы, а крайние точки на шкале символических форм поведения. Обычай регламентирует повседневную жизнь, ритуал же – символическую область поведения, касающуюся выживания и благополучия всего
8
коллектива. И вырождение ритуала происходит именно тогда, когда он начинает подстраиваться под быт.
Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. М., 1988, стр.15, 21
9
КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ РИТУАЛА
Показательно, что
попытки прояснить природу
Вслед за Тэйлором эту идею развивал Дж. Фрэзер, выделивший 3 этапа развития мысли: магия — религия — наука. Фрэзер считал, что в основе магии лежит тот же принцип, что и в науке: убеждение в постоянстве и единообразии действия сил природы, в незыблемости причинно-следственных связей (Фрэзер, 1928, с. 75—77). Как и Дюркгейм, он настаивал на принципиальной разнице между магией и религией, но на другом основании: религию породило бессилие магии как инструмента контроля и регуляции природы. Таким образом, магия существовала, по мысли Фрэзера, до религии и непосредственно ей предшествовала. В свою очередь религия тоже соотносилась с познавательной и объяснительной деятельностью человека.
Информация о работе Обряд и ритуал в системе знаковых средств этнической культуры