Обряд и ритуал в системе знаковых средств этнической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.
Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….... 1
Значение слова «ритуал»…………………………………………………… 3
Этологический подход к понятию «ритуал» ……………... 5
Классификация и функции ритуала………………………... 9
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

и поехали!!.docx

— 76.36 Кб (Скачать документ)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение …………………………………………………………………………....  1

Значение слова  «ритуал»……………………………………………………  3

Этологический подход к понятию «ритуал» ……………...  5

Классификация и функции ритуала………………………...  9

Вывод

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

ВВЕДЕНИЕ.

     Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические  действия пронизывают все области  человеческой культуры.

     Ритуал  — сильно стилизованный и тщательно  распланированный набор жестов и  слов, исполняемых людьми, особо  избранными и подготовленными для  этого. Ритуал обладает символическим  значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.

     Ритуальные  действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени.

     Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни. Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто  присутствует, обратить внимание на какое-либо явление или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать  общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых общепринятая условность действия; во-вторых общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание, зависит от конкретной цели. 
 
 

     2

     Целью данной курсовой работы является- разобраться что же собой представляет ритуал и какое место он занимает в системе знаковых средств этнической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

ЗНАЧЕНИЕ  СЛОВА «РИТУАЛ»

Уже первые исследования традиционных культур привели этнологов  к убеждению, что их существование  неразрывно связано с ритуалами  и обрядами.

Слово «ритуал» пришло к нам из санскрита, в котором  есть корень «ар» - «приводить в движение, двигаться». Причастие от этого глагола «рита»  как прилагательное означает: «соответствующий, подходящий, правильный».Как существительное – «закон», «порядок», «истина», «священный обряд» и «жертвоприношение».

 Впервые это  слово встречается в древнеиндийских  гимнах богам – Ригведе, которое одновременно с упоминанием, выступает как совершенно отработанное социальное действие. То есть понятие «ритуал» чрезвычайно давно имело четкую структуру и характеристику.

Исследователь Ригведы Т. Я. Елизаренкова так определяет значение слова рита: «Это закон круговращения вселенной регулирует правильное функционирование космоса и жизнь. По закону рита восходит и заходит солнце; одно время года в установленном порядке следует за другим. Все повторяется, и, следуя закону рита, человек воспроизводит цикличность космических явлений в цикличности ритуала, поддерживая тем самым порядок в космосе и в человеческом обществе и создавая условия для нормальной и успешной жизни. Рита является одновременно и этическим законом в обществе. Хорошо и правильно то, что этому закону соответствует: почитание богов и принесение им жертв; награждение жрецов, совершающих жертвоприношение, и поэтов-риши, создающих молитвы. Все эти понятия с отрицательным знаком относятся к области анрита. То есть плохо и неправедно не почитание богов, не принесение им жертв, скупость в отношении жрецов и риши и т.д.» Однокоренными с санскритским понятием рита являются и такие индоевропейские слова, как английское rigyt «право», art «искусство», rite «обычай, обряд», русское «ряд», «обряд», «порядок». Современный научный термин «ритуал» происходит из латинского языка, в котором есть существительное ritus «обряд, служба» и образованное от него прилагательное ritualis «обрядовый».

В современном  энциклопедическом словаре понятие  «ритуал», рассматривается как вид  обряда, исторически сложившаяся  форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания  каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной  системы и т. п.). В 

4

древнейших религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религиозно-философской систем формируются мифологическая интерпретации ритуала и ритуальные средства «драматизации» мифа.

 В толковом  словаре Д.Н.Ушакова ритуал трактуется  как установленный порядок обрядовых  действий при совершении какого-нибудь  религиозного акта. Существуют определенные  правила поведения в конкретных  ситуациях, которыми человек должен  соответствовать, даже не смотря  на внутреннее состояние души.

Толковый словарь  С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова определяет ритуал как установленный порядок  действий при совершении церковного таинства.

В настоящее  время изучением ритуала занимаются этнографы, социологи, историки, филологи, философы, психологи и психиатры. Все они рассматривают ритуал как одну из форм культурной деятельности человека.

В русском языке  разница между понятиями «обряд»  и «ритуал» более очевидна. Слово «обряд» произошло от славянского «об-рѧдъ» (ряд), фактически это означает ряд действий; таким образом, эта категория в своем изначальном значении не имеет отношения к религии и, следовательно, к переходу в сакральное пространство. Хотя подобное различение в этимологии усматривают и в европейских языках. Так, например, в английском языке дается версия того, что обряд как «rite» отсылает в своей этимологии к приставке – re(i)- «to count, number». И тогда оно соотносится со значением, данным в русском языке.

“Обряд”, кажется, стоит намного ближе к “ритуалу”, часто эти слова используются как заменяющие друг друга. Однако в  древнерусском языке “обряд” имеет семантику, близкую к “обычаю”, и строится на идее договора - так делается, потому что так договорено, принято, таков порядок. В этом смысле обряд крещения - это не указание на какую-то высшую реальность, а действие, освященное традицией; крестят, потому что так принято, так договорено. Обряд этимологически ближе, видимо, к обычаю, чем к ритуалу и использовался для выражения идеи ритуала только из-за отсутствия других, более близких по смыслу слов. 

 

1. Толковый словарь  Д.Н.Ушакова, 
2. Толковый словарь С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова.

5

 

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ РИТУАЛ

 
На рубеже 1970— 1980-х гг. появилось  новое научное направление —  этология человека, которое синтезировало  в себе достижения этологии, этнологии, физиологии и психологии. Его основным объектом исследования стало традиционное общество в сравнении с современной  индустриальной культурой. Важная особенность  такого подхода состоит в изучении культуры и человека в «естественном» состоянии, где ритуал имеет огромное значение для социокультурной адаптации. 
Согласно этологическому подходу, для функционирования любой этнической общности необходимы такие качества, как сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские узы. У животных аналогичное поведение по отношению к особям своего вида определяется специфическими биологическими организмами. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные механизмы заторможены. У него нет той сложной системы поз, жестов, которые свойственны животным. На смену ей пришла культурная система ритуала, контролирующая и регулирующая способы социального взаимодействия людей, вырабатывая стереотипы их поведения. 
Собственно культура начинается с того, что на поведение накладываются некоторые дополнительные ограничения, не мотивированные физическими или биологическими критериями, в частности — овладение информацией, необходимой для жизни и приобретаемой только в процессе обучения. Так появляется язык, знаковые средства для ее передачи. 
Информация усваивалась в стереотипах поведения, превратившихся в образцы, модели, следование которым было обязательным условием социальной жизни коллектива. Эти программы поведения имели нерасчлененный, синкретический характер и поэтому одновременно были и образом мира, без которого невозможно функционирование культуры. 
Хотя стереотипы поведения претендуют на всеобщность и абсолютность, на практике одни из них выполняются всегда и всеми, другие соблюдаются с некоторыми отклонениями и послаблениями. Разумеется, у каждого этноса свои представления о том, что является более важным и значимым, а чем можно пренебречь. Поэтому обряды и обычаи разных народов не совпадают. Но все они принципиально сходятся в одном — ими жестко контролируется соблюдение важнейших для данного этноса и культуры стереотипов. Менее

6

значимые фрагменты  традиционной культуры регулируются с помощью обычаев — стереотипизированных форм поведения, связанных с практической деятельностью. Обычаи регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение индивида в той или иной сфере жизни и деятельности, требуя проявления нравственных качеств, типичных для данного этноса. Они существуют в обыденной жизни, на культурной периферии. Более высокая ступень регуляции — ритуалы, намного более жесткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре культуры и от правильного выполнения которых зависит само существование этой культуры и народа. 
Как считается в этнологии, ритуал представляет собой определенные ycmановленныe действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и, как правило, санкционированы обществом. Ритуалы существуют не только в традиционных, но и в современных обществах. И это относится не только к религии. Под определение ритуала подпадает любое разрешение, получаемое бюрократически и изменяющее ситуацию лишь символически (например, штамп в паспорте, поставленный в ЗАГСе). В традиционных культурах, где ритуалы играют более важную роль (считается, что от них зависит само существование мира), их важнейшая цель — достижение идеального состояния мира, характеризующегося слиянием человека, коллектива и космоса в гармоничном единстве.

 
В исследованиях В.Н.Топорова ритуал является сводом правил организации сакрализованного мира; он восстанавливает, обновляет и усиливает все, что к концу цикла приходит в упадок, убывает и стирается из памяти. Топоров пишет о возможном ритуальном происхождении человеческого языка и о его связи с символическими средствами коммуникации у животных, «имея при этом в виду, что именно ритуал был основой, где происходило становление языка как некоей знаковой системы, в которой предполагается связь означаемого и означающего, выраженная в звуках. Многое, видимо, свидетельствует о том, что ритуал древнее языка, предшествует ему и во многих важных чертах предопределяет его».

Ю.М.Лотман рассматривал два этапа эволюции семиотического универсума: дописьменного и письменного. На первом этапе человек искал знание о порядке, в котором организована жизнь. Он следовал той стратегии

 

7

поведения, на которую ему указывали приметы или результаты гаданий. Поэтому высоко ценилось умение распознавать естественные знаки природы, заложенные в окружающих человека вещах и явлениях. Память коллектива в такой ситуации ориентировалась на повторение одного и того же набора действий и слов, от которых ожидали повторения прежних благоприятных примет, гарантировавших психологическую устойчивость и жизненное благополучие. После изобретения письменности на смену тотальной знаковости пришли специализированные знаковые системы, и культура начала ориентироваться на выработку новых текстов, а не на воспроизведение уже известных, поскольку письменный текст предоставляет человеку возможность оригинального, авторского творчества, идеи которого в силу свойств письменности не будут сведены к уже известным общественным идеалам. Письменность порождает историю и художественное творчество - сферы сознания, объектами которого являются всякого рода изменения и отклонения от порядка. Таким образом, основным семиотическим конфликтом, по Лотману, является конфликт между ритуалом и письменностью, между миром естественных знаков и коллективной традиции и миром свободы индивидуального творчества внутри специализированных знаковых систем.

Ученик Лотмана  А.К.Байбурин изучает ритуал как символическую форму поведения, имеющую свою грамматику, синтаксис и лексику, т.е. представляющую собой особый текст. Для него «ритуал является высшей формой и наиболее последовательным воплощением символичности. В ритуале конструируется особого рода реальность – семиотический двойник того, что было «в первый раз» и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни. Ритуальная реальность с точки зрения архаического сознания – отнюдь не условность, но подлинная, единственно истинная реальность. Ритуал как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение. В обыденной жизни доминирует «внешнее» (экстенсивное) распространение себя: дом, орудия труда, транспортные средства и т.д. – типичные примеры такого распространения человека и органов его тела. В ритуале представлен иной тип освоения: человек распространяет свою внутреннюю сущность, свою мысль, способность к творчеству. Не случайно ритуал все чаще рассматривается в качестве первоисточника будущих искусств, науки и философии». Для Байбурина ритуал и обычай – вовсе не синонимы, а крайние точки на шкале символических форм поведения. Обычай регламентирует повседневную жизнь, ритуал же – символическую область поведения, касающуюся выживания и благополучия всего

 

8

коллектива. И  вырождение ритуала происходит именно тогда, когда он начинает подстраиваться под быт.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975

Топоров В.Н. О  ритуале. Введение в проблематику. М., 1988, стр.15, 21

 

9

КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ РИТУАЛА

Показательно, что  попытки прояснить природу ритуала, как правило, связаны (в научной  традиции) с поисками его места  в пространстве, определяемом координатами практическое / символическое и рациональное / иррациональное. Пожалуй, первым попытался  определить это место Э. Тэйлор. В ритуале (и мифе) он видел сугубо рациональное явление, своего рода преднауку, с помощью которой человек делал свои первые попытки объяснения и познания мира (“первобытная гносеология”).

Вслед за Тэйлором эту идею развивал Дж. Фрэзер, выделивший 3 этапа развития мысли: магия — религия — наука. Фрэзер считал, что в основе магии лежит тот же принцип, что и в науке: убеждение в постоянстве и единообразии действия сил природы, в незыблемости причинно-следственных связей (Фрэзер, 1928, с. 75—77). Как и Дюркгейм, он настаивал на принципиальной разнице между магией и религией, но на другом основании: религию породило бессилие магии как инструмента контроля и регуляции природы. Таким образом, магия существовала, по мысли Фрэзера, до религии и непосредственно ей предшествовала. В свою очередь религия тоже соотносилась с познавательной и объяснительной деятельностью человека.

Информация о работе Обряд и ритуал в системе знаковых средств этнической культуры