Обряд и ритуал в системе знаковых средств этнической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.
Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….... 1
Значение слова «ритуал»…………………………………………………… 3
Этологический подход к понятию «ритуал» ……………... 5
Классификация и функции ритуала………………………... 9
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

и поехали!!.docx

— 76.36 Кб (Скачать документ)

правилами на трех основных уровнях: синтаксическом,семантическом и прагматическом.

Синтаксической  уровень – это, по сути, обряд, как мы его определили в начале статьи. То есть та часть ритуала, которая эксплицируется через последовательность действий, совершаемых авторами по установленным заранее правилам. И именно этот уровень можно рассматривать, как идеальную языковую схему.

Таким образом, синтаксический уровень ритуала  можно обнаружить в рукописных источниках, которые описывают то, «как должно быть».

Семантический уровень исследования ритуала рассматривает  то значение, которое закладывается  в ритуал, т.е. связь автора со сверх реальностью, которая достигается с помощью ритуала. Причем в идеальной схеме

должна быть однозначность смысла обращения  и последующего ответа. Но специфика  объекта нашего изучения не позволяет  говорить о некоторой идеальной  схеме, т.к. достижение перехода от профанного к сакральному

не может быть однозначно эксплицируемым.

Прагматический  уровень позволяет исследовать  то, как ритуальное действие в качестве системы знаков соотносится с актором в конкретной ситуации. И с этой точки зрения прагматический уровень изучается этнографией. Также под прагматическим уровнем изучения ритуала можно понимать все те внешние условия, которые влияют в конкретной ситуации на идеальные

схемы семиотического и синтаксического уровня ритуального  действия.

Но что отличает ритуал от всех остальных языковых игр? Если обратиться к концепции  О. Розенштока-Хюсса и к его разделению языка на три уровня – неформальный обиходный, формальный и доисторический, – то языковая игра ритуала происходит именно на формальном уровне, который, по мнению О. Розенштока-Хюсса, и отличает язык человека от доисториче-

ского языка животных, и только человек приобщается к вечности посредством ритуала. «Язык делает нас, бабочек-однодневок, как бы частями великого Человека, проходящего сквозь времена» [6. С. 140]. Исследо-

ватель доказывает, что лишь в ритуальном действии мог появиться язык, отличный от языка животных и жестикуляции. «Ритуал создает подлинную основу устойчивости языка. Человеческий артикулированный язык возникает там, где люди проходят инициацию или где умерших предают земле, ибо эти пожизненные установления и предписания ставят подлинные задачи

перед теми людьми, которые пытаются положить конец  войне, чрезвычайному положению, упадку или революции» [6. С. 133–134].

Формальный язык – язык ритуала – всегда ведет  к объединению людей в единое историческое поле и пространство. Соответственно, языковая игра ритуала должна быть понятна любому человеку, включенному в нее, т.к. обращается к символическому универсуму и нашему подсознанию. Результат обыденной языковой игры нельзя предсказать, в то время как ритуал, явля-

ясь строго формализованной конвенцией, направлен на определенный результат, который заложен изначально.Непонимание языковой игры ритуала может быть у наблюдателя, который не включен в ритуальный про-

цесс. Участники ритуального действия понимают его или интуитивно, т.к. способы расшифровки, содержащегося в нем послания содержатся в контексте, или с помощью посредника (жреца, священника и т.д.). Зада-

ча исследователей в таком случае состоит в том, чтобы эксплицировать те правила и конвенции, согласно которым происходит языковая игра ритуала. Но для решения этой задачи необходимо выделить универсальные структуры, лежащие в основе ритуального действия. Решением этих проблем занимаются в рамках философии языка. Исходя из вышесказанного, исследование ритуала как языковой игры невозможно без дискурс-анализа, который позволяет достигнуть целостности в понимании изучаемого феномена, но одновременно требует рассмотрения ритуала в зависимости от

конкретного общественно-исторического  дискурса.

Подводя итог, можно  сделать вывод, что ритуал в современно мире обретает новые значение и смысл, и, следовательно, изучать его необходимо с новых позиций. Одним из современных подходов к изучению ритуала является его понимание через категорию «языковая игра», что позволяет преодолеть недостатки узкодисциплинарного подхода и выработать новое понимание феномена ритуала.

ВЫВОД

Система ритуалов – это семиотическая  система, которая представляет собой  определенное содержание (информацию о мире) и специфический для  данной конкретной семиотики способ хранения и передачи этой информации из поколения в поколение.

 

Ритуал - коллективное, массовое действие, предполагающее наличие очень тесной и неразрывной  связи между индивидом и социумом. В ритуале индивид как бы теряет свое лицо, но приобретает особую силу, вытекающую из осознания своей тесной и неразрывной связи с природой и космосом.

 

Для современного человека ритуал – это компонент плана в ы р а ж е н и я конфессиональной семиотики; для верующих он ценен своей традиционностью, индивидуально окрашенными эмоциональными обертонами, однако он утратил ту самодовлеющую фидеистическую актуальность, которой был наполнен для первобытного человека.

Ритуал  предстает как самый древний  способ хранения информации в бесписьменном  обществе. Информация, запечатленная  и сберегаемая в системе ритуалов определенного этноса, содержала  в себе, во-первых, ту или иную картину  мира и, во-вторых, некоторую модель (стереотип, образец) поведения людей  в особо значимых ситуациях. Смысл  ритуала – именно в повторении, в воспроизведении сложившейся  у племени картины мира и представлений  о должном поведении в ответственных  и критических обстоятельствах. Соблюдение ритуалов ощущалось архаическим  социумом как залог безопасности и процветания.

 

Ряд исследователей, ставящих вопрос о генезисе ритуала, приходят к выводу, что в филогенезе ритуальное действие было первым семиотическим  процессом, на основе которого формировались  мифологические представления и  язык.

Итак, ритуал в качестве знаковой системы выступает  средством общественной коммуникации в ее религиозных или светских формах. Номенклатура знаков ритуала  не просто жестко определена, употребление любого знака в ритуале всегда мотивировано. Это значит, что знак в данном случае имеет совсем не условный и, следовательно, не случайный характер. Отношения между знаком и означаемой информацией определяется не простым соглашением участников ритуальной коммуникации. Между ритуалом и его значением устанавливается некая онтологическая зависимость. Значение ритуала воздействует на качество знаков, используемых для передачи этого значения.

Выбранный в качестве знака материальный объект одновременно передает информацию и  вызывает определенные эстетические переживания. Постройка дома уподоблялась сотворению мира, свадьба – священному браку, болезнь – борьбе добрых и злых духов, похороны – уходу в иной мир для последующего воскрешения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Клопыжникова А.А. Ритуал как кодификация обряда // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». М., 2009. URL:

http://analiculturolog.ru/old/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=624 (дата обращения: 10.05.2010).

2. Костоусов Н.С. История России в традициях, праздниках, обычаях и ритуалах (на примере Министерства внутренних дел) // Образование:

исследовано в  мире // Электронное научное издание  «Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-

депозитарием». М., 2000. URL: http://www.oim.ru (дата обращения: 10.05.2010).

3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. М.: Наука, 1994. Ч. 1. С. 80–130.

4. Хёйзинга И. Homo ludens / Пер. с нидерл. и примеч. В.В. Ошиса; Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Прогресс-Академия, 1992. 458 с.

5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / РАН, Музей антропол. и

этнограф. им. Петра Великого (Кунсткамера); Отв. ред. Б.Н. Путилов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.

6. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М.; СПб: Университетская книга, 2000. 608 с.

7. Яговдик Е.В. Трансформации ритуала в культурно-эволюционном процессе (философско-культурологический анализ): Дис. … канд. филос.

наук. Белгород, 2005. 134 с.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человече-

ской судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесл. Л.Г. Ионина, М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. 399 с.

 

Список  литературы

Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977

Мечковская Н. Б.  Язык и религия.

Самыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии. (священные ритуалы и церемонии)  Ростов-на-Дону 1996.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

 

http://anthropology.ru/ru/texts/morina/secular_29.html (ритуальный танец)

 

http://filosof10.narod.ru/family/fm0401.htm (семейные обряды)

 

http://www.humanities.edu.ru

Информация о работе Обряд и ритуал в системе знаковых средств этнической культуры