Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:33, контрольная работа
Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений, по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Переговоры могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда, или с большим трудом, или вообще не прийти к, согласию. Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения.
Введение
Общая характеристика переговоров (виды переговоров, функции переговоров, совместные решения
Стратегия и динамика переговоров
Стратегия переговоров
Динамика переговоров
Тактические приемы ведения переговоров
Выводы
Литература
Сам процесс переговоров может протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
- компромиссное, или «срединное решение»;
- относительный компромисс, асимметричное решение;
- нахождение принципиально
нового решения путем
Рассмотрим их подробнее применительно к проблеме переговоров.
Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Содержание этой модели заключается в том, что при наличии конфликта стороны могут идти на взаимные уступки, которые в конечном итоге должны привести к формированию приемлемых позиций. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. Когда стороны не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут двигаться, уступая друг другу необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по мене значимым для себя вопросам, но более значимым для оппонента, участник переговоров получает больше по другим вопросам, которые представляются ему наиболее важными. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обоих сторон. Это условие получило название «принцип Парето» по имени известного итальянского ученого Вильфредо Парето (1848 - 1923), который обосновал данный принцип еще в 1904 году. Когда статусы, возможности власти и контроля, а так же интересы сторон не позволяют им найти «серединное» решение, то стороны могут прийти к ассиметричному решению. Тогда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Оппонент, получающий явно меньше условной половины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще большие потери. Асимметричность наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Третий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем нахождения принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Принципы принятия такого решения разработаны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юри. Этот способ основывается на анализе истинного соотношение интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон. Выход на новое решение возможен через изменение системы ценностей, например, включение данной проблемы в более обширный контекст. Поэтому на переговорах иногда полезно выйти за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций и тогда от сторон вообще может не потребоваться уступок. Поиск принципиально нового решения более сложен и требует нестандартного подхода.
Переговоры как сложный процесс, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей. Рассмотрим данные этапы более подробно.
Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются с момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит их инициатором. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: организационному и содержательному.
К организационным
моментам подготовки относят: определение
места и времени встречи; согласование
с заинтересованными
· проведение экономической, правовой или иной экспертизы;
· составление балансных листов (на листе бумаги записывают разные варианты решения, а против каждого из них - возможные позитивные и негативные последствия его принятия);
· проведение группового обсуждения отдельных вопросов переговоров по методу «мозгового штурма»;
· экспертный опрос по оценке вариантов решений;
· использование компьютерной техники для имитационного моделирования; выявления степени риска и неопределенности; выбора норм и процедур для принятия решений; оптимизации процесса принятия решений с использованием компьютера в качестве «третьей стороны».
Ведение переговоров.
Сама процедура переговоров
Этап обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений партнеров показывают, с чем и почему они не согласны или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения. Результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности.
В ходе согласования позиций выделяют две фазы: сначала согласование общей формулы, а затем -- деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.
Конечно, выделенные
этапы не всегда следуют строго друг
за другом. Уточняя позиции, стороны
могут и согласовывать вопросы
или отстаивать свою точку зрения.
В конце переговоров участники
могут вновь перейти к
Еще один показатель успешности переговоров -- выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.
Переговоры закончились, но взаимодействие сторон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонента, о том, насколько строго он следует договоренностям.
После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной стороны, то есть обсудить:
- что способствовало успеху переговоров;
- какие возникали
трудности, как они
- что не учтено при подготовке к переговорам и почему;
- каково было
поведение оппонента на
- какой опыт
ведения переговоров можно
В результате разработки
второй главы работы определено, что
переговорный процесс имеет свои
особенности: стадии, функции, динамику.
Знание этих особенностей необходимо
для ведения переговорного
Выделяют четыре способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров: открытие позиции, закрытие позиции, подчеркивание общности в позициях, подчеркивание различий в позициях.
Если в выступлении
характеризуется собственная
Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться либо как подчеркивание общности, либо как подчеркивание различий. Подчеркивание общности и открытие позиции являются аналогами «мягкого», кооперативного поведения, а подчеркивание различий и закрытие позиций аналогами жесткого, конкурентного типа ведения переговоров. Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие принципы:
1. не применять
приемы, вызывающие конфронтацию, --
все действия участников
2. внимательно выслушивать
оппонента, не перебивать, что
позволяет наладить
3. пассивность на
переговорах говорит о плохой
проработке позиции, ее
4. не убеждать
партнера в ошибочности его
позиции -- редко кто оказывается
готов изменить свое
5. согласие партнера
является не проявлением
Особый случай -- переговоры с оппонентом, позиция которого объективно сильнее. Здесь полезны рекомендации Д. Рубина:
1. апелляция к принципу (к нормам, принципам равенства и пр.);
2. апелляция к
длительным отношениям с
3. апелляция к
будущему отношений с
4. увязка разных
вопросов в один «пакет».
5. коалиция с
сочувствующими занимаемой
6. обращение к общественному мнению;
7. обращение за помощью к посреднику.
В процессе переговоров возможно применение ряда тактических приемов. Как и во многих других случаях, именно ситуация, опыт переговорщиков и др. обусловливают выбор конкретных действий.
Некоторые тактические приемы могут применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров.
1. «Уход» связан
с закрытием позиции. Примером
«ухода» может служить просьба
отложить рассмотрение вопроса,
2. «Затяжка» применяется
в тех случаях, когда сторона
по каким-либо соображениям
3. «Выжидание» выражается
в стремлении участника
4. «Выражение согласия»
с уже высказанными мнениями
партнера нацелено на
5. «Выражение несогласия» с высказываниями оппонента - противоположный прием.
6. «Салями» очень
медленное приоткрывание
Так же существуют приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении на каждом из них.
1. «Пакетирование»
состоит в том, что несколько
вопросов предлагаются к
3. «Постепенное
повышение сложности»
4. «Разделение проблемы
на отдельные составляющие»
Тактические приемы, применяемые на определенных этапах переговоров.
Этап уточнения позиций:
1. Завышение требований.
Суть его состоит в том, чтобы
включить в свою позицию
2. Расстановка ложных
акцентов в собственной
Информация о работе Особенности деловых переговоров и их характер