Предмет общения и средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:18, реферат

Описание

Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 2
Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
Основные характеристики общения……………………………… 13
Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

      - поведением в общении (сдержанностью,  беспокойством, неуверенностью, скованностью);

      - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

      Дистанция в общении определяет характер отношения  партнёров. Интимная и личная дистанции  свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает  на официальный, а публичная –  на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

      Манер общения много. Общение может  быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере.

      Стиль общения  - это индивиндуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

      В стиле общения находят выражение:

      - особенности коммуникативных возможностей  человека;

      - сложившийся характер отношений  с конкретными людьми или коллективами;

      - психологическая или социальная  индивидуальность человека;

      - особенности партнёра по общению.

      Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические установки  и оценки социально-этических установок  общества.

      Наиболее  распространены следующие стили  общения:

      творчески-продуктивный,

      дружеский,

      дистанционный,

      подавляющий,

      популистский,

      заигрывающий,

      требовательный,

      деловой,

      позиционный.

      Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. 

      4. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ  В ОБЩЕНИИ.

      Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы:

  1. Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
  2. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам;
  3. Рефлексия – это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению;
  4. Обратная связь – это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

      Воздействие, таким образом, слагается из органического  единства трёх действий:

      • словесного;
      • оптико-кинетического;
      • психотехнического.

      Воздействие – это фактическое выражение  коммуникативности общения. Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:

      дистанцией  – расстоянием, причём физическим, между партнёрами по общению;

      пристройкой – позицией, выражающей отношение  одного партнёра к другому;

      временем, местом и ситуацией – условиями общения, определяющими напряжённый или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.

      Общение представляет собой системное образование  и может быть рассмотрено с  этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов. 

      5. СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  В ОБЩЕНИИ.

      В структуру взаимодействия входят: [5, c. 53].

      а) субъекты взаимодействия;

      б) взаимная связь;

      в) взаимное воздействие друг на друга;

      г) взаимные изменения субъектов общения.

      Взаимодействие  представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причём вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

      Взаимодействие  складывается из действий. Каждое действие определяют:

      • действующий субъект;
      • объект действия или субъект, на который направлено воздействие;
      • средства или орудия действия;
      • метод действия или способ использования средств воздействия;
      • реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия.

      Взаимодействие – это процесс, который складывается из:

      физического перемещения в пространстве,

      совместного перемещения в пространстве,

      совместного группового или массового действия,

      духовного вербального контакта,

      невербального информационного контакта.

      Взаимодействие как процесс характеризуют:

      совокупная, кооперативная деятельность,

      информационная  связь,

      взаимовлияние,

      взаимоотношения,

      взаимопонимание.

      Взаимодействия  бывают разных типов:

      • межличностные;
      • личностно-групповые;
      • личностно-массовые;
      • межгрупповые;
      • массово-групповые;
      • планетарные или глобально-массовые.

      Как диалектический процесс, общение представляет собой единство двух противоположных  тенденций:

      к сотрудничеству, к интеграции, с  одной стороны,

      и к борьбе, к дифференциации –  с другой.

      Социальные  воздействия могут быть самыми разнообразными.

      Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут быть исчерпаны  представленной классификацией, как  и не может быть представлено в  кратком, почти конспективном изложении  все многообразие подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия социальных субъектов.

      Важно подчеркнуть, что для общения  как взаимодействия социальных субъектов  с позиции диалогической методологии  характерны следующие особенности:

  1. Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса;
  2. Равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
  3. Психологическая поддержка друг друга.

      Называя эти три основные особенности, подчеркну  ещё раз: субъект-личность, вступая  в общение как систему социального взаимодействия, сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий. 

      6. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

      Все средства общения делятся на две  большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счёт невербальных средств – на 55 %.

      К таким же выводам пришёл и профессор  Бердвиссл, который установил, что  словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению. [3, c. 119].

      Рассмотрим  кратко основные невербальные средства общения.

      Кинесические  средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

     1. Особая роль в передаче информации  отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру. Показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 % информации. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

      Исследования  психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной  точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

      2. С мимикой очень тесно связаны  взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

      Американские  психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс  установили, что взгляд связан с  процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ( «в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника.

      Если  речь идёт о сложных вещах, на собеседника  смотрят меньше, когда трудность  преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

      Визуальный  контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

      С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека передаются самые точные сигналы  о состоянии человека, поскольку  расширение или сужение зрачков  не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек  возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его значки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

      Таким образом, не только экспрессия лицевая  несёт информацию о человеке, но и его взгляд.

      Хотя  лицо, по общему мнению, является главным  источником информации о психологических  состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определённых обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

      3. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Информация о работе Предмет общения и средства общения