Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:18, реферат
Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.
Введение……………………………………………………………… 2
Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
Основные характеристики общения……………………………… 13
Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28
-
поведением в общении (
-
дистанцией в общении (
Дистанция
в общении определяет характер отношения
партнёров. Интимная и личная дистанции
свидетельствуют о том, что общающиеся
являются близкими людьми или друзьями.
Социальная дистанция указывает
на официальный, а публичная –
на интеллектуально-
Манер
общения много. Общение может
быть уважительным или пренебрежительным,
протекать в шутливой или серьёзной,
озлобленной или
Стиль общения - это индивиндуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
В
стиле общения находят
-
особенности коммуникативных
-
сложившийся характер
-
психологическая или
- особенности партнёра по общению.
Фундамент
стиля общения личности составляет
её нравственно-этические
Наиболее распространены следующие стили общения:
творчески-продуктивный,
дружеский,
дистанционный,
подавляющий,
популистский,
заигрывающий,
требовательный,
деловой,
позиционный.
Стиль
общения непосредственно влияет
на эмоциональную атмосферу
4. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ.
Механизмы
взаимопонимания в общении
Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трёх действий:
Воздействие – это фактическое выражение коммуникативности общения. Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:
дистанцией – расстоянием, причём физическим, между партнёрами по общению;
пристройкой – позицией, выражающей отношение одного партнёра к другому;
временем, местом и ситуацией – условиями общения, определяющими напряжённый или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.
Общение
представляет собой системное образование
и может быть рассмотрено с
этой позиции как взаимодействие
равноправных субъектов.
5. СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕНИИ.
В структуру взаимодействия входят: [5, c. 53].
а) субъекты взаимодействия;
б) взаимная связь;
в) взаимное воздействие друг на друга;
г) взаимные изменения субъектов общения.
Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причём вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют:
Взаимодействие – это процесс, который складывается из:
физического перемещения в пространстве,
совместного перемещения в пространстве,
совместного группового или массового действия,
духовного вербального контакта,
невербального информационного контакта.
Взаимодействие как процесс характеризуют:
совокупная, кооперативная деятельность,
информационная связь,
взаимовлияние,
взаимоотношения,
взаимопонимание.
Взаимодействия бывают разных типов:
Как диалектический процесс, общение представляет собой единство двух противоположных тенденций:
к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны,
и к борьбе, к дифференциации – с другой.
Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными.
Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут быть исчерпаны представленной классификацией, как и не может быть представлено в кратком, почти конспективном изложении все многообразие подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия социальных субъектов.
Важно
подчеркнуть, что для общения
как взаимодействия социальных субъектов
с позиции диалогической
Называя
эти три основные особенности, подчеркну
ещё раз: субъект-личность, вступая
в общение как систему социального
взаимодействия, сохраняет при этом свою
автономность и обеспечивает саморегуляцию
своих коммуникативных действий.
6. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счёт невербальных средств – на 55 %.
К таким же выводам пришёл и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению. [3, c. 119].
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
1.
Особая роль в передаче
Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.
Американские
психологи Р.Экслайн и Л.
Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.
С
помощью глаз передаются самые точные
сигналы о состоянии человека
передаются самые точные сигналы
о состоянии человека, поскольку
расширение или сужение зрачков
не поддаются сознательному
Таким образом, не только экспрессия лицевая несёт информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя
лицо, по общему мнению, является главным
источником информации о психологических
состояниях человека, оно во многих
ситуациях гораздо менее
3. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.