Предмет общения и средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:18, реферат

Описание

Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 2
Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………. 5
Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
Основные характеристики общения……………………………… 13
Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
Средства общения………………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 27
Список используемой литературы…………………………………… 28

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

      Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.

      При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

      Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.  

      2. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

      В специальной социально-психологической  литературе общение понимается и  как коммуникативная деятельность.[5, c. 44]

      Коммуникативная деятельность представляет собой сложную  многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М.Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

      А.А.Леонтьев и Б.Х.Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный  и социально-ориентированный. Эти  типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

      Как отмечает Б.Х.Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении  адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к  ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

      Наряду  с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует её внутренняя, психологическая характеристика. Она, согласно И.А.Зимней, проявляется в социальной и индивиндуально-психологической репрезентативности этого процесса.

      Социальная  репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивиндуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивиндуально-личностных особенностей общающихся.

      Опираясь  на концепцию А.Н.Леонтьева и его  анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,

      предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;

      потребность в общении –  это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

      коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;

      действия  общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении –инициативные и ответные;

      задачи  общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

      средства  общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

      продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

      Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой «сопряжённый акт» – это взаимодействие двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М.М.Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряжённых актов».

      Таким образом, диалог – это реальная единица  коммуникативной деятельности. В  свою очередь, элементарными единицами  диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

      Общение субъекта-организатора с другим человеком  определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) – как групповой, общение с массой - как личностно-массовый. В единстве этих трёх уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

      Деятельностный  подход применительно к коммуникативной  технологии означает прежде всего трактовку  её как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:

      а) монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов – участников общения);

      б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);

      в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).

      Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

      а) субъектом – инициатором общения;

      б) субъектом, которому адресована инициатива;

      в) нормами, по которым организуется общение;

      г) целями, которые преследуют участники  общения;

      д) ситуацией, в которой совершается  взаимодействие.

      Каждый  акт общения представляет собой  цепь взаимосвязанных коммуникативных  действий:

  1. Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);
  3. Ориентация в коммуникативной ситуации;
  4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
  5. Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения;
  6. Выработка подхода к субъекту взаимодействия;
  7. Пристройка к субъекту – партнёру по взаимодействию;
  8. Привлечение субъектом – инициатором внимания субъекта-партнёра;
  9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта – партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
  10. Самонастройка субъекта – инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;
  11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
  12. Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-партнёра;
  13. Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на воздействие;
  14. Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;
  15. «ответный ход» субъекта – партнёра по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

      Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, – субъектом – партнером. 
 

      3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ОБЩЕНИЯ.

  Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c. 47].

      Содержание  общения может быть различным:

    1. передача (от человека к человеку) информации;
    2. восприятие друг друга;
    3. взаимооценка партнёрами друг друга;
    4. взаимовлияние партнёров;
    5. взаимодействие партнёров;
    6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

      Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

      - инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определённого действия);

      - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

      - самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

      - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.);

      Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди  других функций общения можно  отметить:

      экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);

      социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

      социализация  (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами)

      Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе  две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смыловые пласты.

      Внешняя сторона, реально формируемая в  поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

      - коммуникативная активность в  группе общения;

      - интенсивность действий в общении;

      - инициативность в общении;

      - технико-коммуникативное мастерство  общения.

      Внутренняя  сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый  контакт, мотивы и цели, с которыми человек в общение.

      Манера  общения определяется:

      - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);

Информация о работе Предмет общения и средства общения