Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:26, контрольная работа
Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.
Антропология, помимо всего прочего, изучает вопрос возникновения культуры и ее взаимодействие с человеком.
1.Введение
2. Почему появилось искусство
3. Сущность науки археологии
4. Искусство Палеолита
5. Знаки и символы
6.Заключение
7. список литературы
Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, могучие мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда кроманьонцы прибегали к технике рельефа.
Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (ок. 20-10 тысяч лет до нашей эры). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.
В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.
На камне из пещеры Лимейль (Франция)
запечатлено не только стадо, но и
повадки каждого оленя. В костяной
пластинке из грота Лортэ (верхний
палеолит, мадленский период, Франция)
показаны олени, переходящие в брод
реку. Небольшая поверхность
Скульптура. В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных - медведей, львов, лошадей - отличаются точным воспроизведением основных объемов, передают фактуру некоторых материалов, например, шерсти. С культом "прародительницы" и "владычицы стихии" связанны изображения тучных обнаженных женщин, иронически названных "Венерами". В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление о единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение.
Массивные тяжеловесные
наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены градации объемов, их ритмическое чередование.
В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом проявилась его сила и слабость. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В тоже время его отличает известная узость содержания, примитивность чувств и сознания, связанные с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя, не случайно в первобытных "Венерах" черты человеческого лица не изображались, внимание сосредотачивалось на анатомических особенностях тела. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира.
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на Украине (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), в Сибири (Буреть, Мальта).
При всей
своей жизненной
6. Знаки и символы.
Культурологов психологической и антропологической ориентации давно интересует проблема происхождения человека. Ответ существенно зависит от того, как понимается человек, каково его отношение к другим феноменам, изучаемым в гуманитарных науках. Если человек выделился из животного мира, то каковы были условия и факторы, обусловившие такое выделение? Приспособление к новым условиям, труд, совместная деятельность и общение, язык? Поскольку сознание и психику человека не удалось ни вывести из физиологии, ни свести к ней, исследователи в начале нашего века обратились к семиотике и культурологии. Обратимся к ней и мы. Семиотика - научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для культурологии, где "язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку", представляют интерес два основных направления семиотики: социально-психологическое и теоретико-деятельностное. Последний, например, считает, что знаком является нечто, замещающее для кого-либо что-либо по некоторому свойству и способности; знак направлен кому-либо и создает в сознании этого лица эквивалентный знак или более сложный знак. Тот знак, который человек создает, Ч. Пирс называет интерпретатором первого знака, при этом знак заменяет свой объект. В социально-психологическом направлении знак характеризуется в контексте коммуникации (кто его создает, зачем, кому он направляется, как его понимают) в трех разных аспектах: синтаксическом(изучение отношений между знаками).При этом выделяются следующие основные типы знаков: знак-изображение (иконические знаки, например, рисунки), знак-индикатор(например, дым как индикатор жилища), знак-символ например, современные числа). В теоретико-деятельностном направлении семиотики знаки рассматриваются в контексте социальной деятельности и употребления. "Решающим, - пишет создатель этого направления Г.П. Щедровицкий, -должен стать функциональный анализ знаковых образований как элементов социума. Это означает, что исследование надо будет начинать со связей и структур, "внешних" для рассматриваемых знаковых образований, и в них искать ключ для объяснения их "внутреннего" строения. Анализируя структуру и механизмы жизни различных фрагментов социума, нужно будет выделять вокруг очевидного материала знаковых образований такую сеть связей, которая давала бы целостный предмет, не только функционирующий, но и развивающийся по своим собственным законам. Язык или какое-либо другое знаковое образование, взятое именно таким образом в системе социума, мы и будем называть "семиотическим образованием". Основываясь на подобного рода исследованиях, мы полагаем, что человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и символы, писал Э. Кассирер, «принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал [Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака. — Н.Б.] есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Сигналы суть «операторы», символы — «десигнаторы»... Символ не только универсален, но и предельно изменчив... Знак или сигнал соотносятся с вещью, к которой они отсылают, фиксированным, единственным путем».
Итак, знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова был удостоверение личности, которым служил simbolon — половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре — это универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. «Я называю символом всякую структуру значения, — писал П. Рикер, — где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле». Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека (self), так и внутреннее «я» (I), бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума, а следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и вселенной — одна из самых древних и загадочных тем в культуре. В преданиях люди — звезды, спиральность небесных туманностей многократно повторена в орнаментах всех земных культур, красная кровь обязана цветом железу, а все железо, которое есть на земле, по утверждениям астрономов, возникло в звездном веществе. Или возьмем спиральную структуру многих областей человеческого тела: ушной раковины, радужки глаза... Именно это чувство единства позволило математику и поэту В. Хлебникову создать собственную модель метаязыка, состоящего из семи слоев.
Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — как утверждал А. Эйнштейн, — лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число, загадочно то, что они отражают: явления природы и человеческого сознания.
В культурологии чаще используется
семиотический подход, идущий от Ф.
де Соссюра и Л. Ельмслева. Показательно,
что смена культур, в частности,
в эпохи социальных катаклизмов,
сопровождается обычно резким повышением
семиотичности поведения, что может
выражаться даже в изменении имен
и названий, причем и борьба со старыми
ритуалами может принимать
6. Заключение.
Мы живем в эпоху углубленного интереса ко всем культурным ценностям, созданным человечеством в прошлые века и тысячелетия. В сознании нашей силы, покоряющей силу природы. Мы жаждем насладиться всеми вариациями прекрасного, всеми его ликами, в которых предки наши выразили полнее всего себя самих, свои дерзания и свои высшие устремления, ликами, нам понятными и близкими, ибо законченными в своей общечеловеческой и немеркнущей красоте, и в которых поэтому мы находим свое отражение.
В искусстве стареет все то, что выражает лишь временные, преходящие умонастроения, наклонности, вкусы. Шедевры искусства через свое, т.е. присущее определенной эпохе, определенному народу, всегда возвышаются до общечеловеческого. Сам по себе языческий культ Афродиты умер для нас. Прошло много веков с тех пор, как в храмах Эллады и Рима в честь богини любви совершались обряды с жертвоприношениями. Но мраморные изваяния этой богини - шедевры античного искусства - волнуют и радуют нас как выражение общечеловеческого культа неувядающей красоты и весной женственности. Эти шедевры - взмах крыльев, одна из самых высоких вариаций прекрасного, а они неисчерпаемы, как сам человеческий гений. Люди нашей эпохи, быть может, впервые обретают возможность насладиться их совокупностью и во времени, и в пространстве, причем эта возможность возрастает непрестанно.
7. Список литературы
1. Б.Ф. Поршнев "О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии". Москва, 1974г.
2. А.П. Окладников "Утро искусства". Москва, 1966г.
3. М.А. Дерягина "Эволюционная антропология" Москва, 1999г.
4. Л. Вишневский "Мог ли венец творения быть иным?" Журнал "Мифоскоп".
5. М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева "История зарубежного искусства" Москва, 1980г.
6. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: -2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.-320 с. с ил..
7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.:СОЮЗ,1998.-560 с.
8. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ.- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 703 с.
9. Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М. Издательская группа “Форму-Инфра-М”, 1999.-344 с.
10. Багдасарян
Н.Г. Культурология: учебник
2007. – 495 с.
11. Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков, К.А.Гусева. Сквозь века.: Сборник – М.: Знание, 1986. – 240 с.
Информация о работе Происхождение искусства и творческого сознания