Происхождение личных имен

Автор работы: G*************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Описание

После обеда сытые и взбодренные смешанным с водой вином путешественники стали рассказывать Геродоту о своих странствиях по морям и странам, о встречах с великанами, которые одним взмахом руки разносили в щепки самые большие корабли, о бурях, трепавших корабль, о чудесных островах, о богатых африканских городах, черных рабах, о людях с песьими головами, о том, что в Африке живет народ, люди которого не имеют личных имен, о дивных птицах и невиданных животных.

Содержание

Введение 3
Возникновения личных имен 5
Происхождение и история русских имен 10
О происхождении имени Елена 19
Заключение 21
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

происхождение личных имен.docx

— 52.18 Кб (Скачать документ)

    До  введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

    Древнерусские имена представляют огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость  русского человека, его доброту и  общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

     Раннеславянский тотемизм – верование в божественность отдельных растений и животных, очевидно, преимущественно тех, которые играли особую роль в жизни наших предков. Прямых свидетельств этой стороны их духовной жизни не сохранилось; имена  должны помочь изучению этого исторического  факта.

     Атеист  Иван, русак из русаков, даже не подозревает, что в переводе с древнееврейского он «Божий посланец», а имя его  дородной, громогласной жены Глафиры  на языке Древней Греции звучит как  «утонченная, изысканная». Пелагее, до хрипоты спорящей с соседкой Мариной, чье имечко краше, невдомек, что они фактически тезки: Пелагея – «морская» по-гречески, Марина – по-латыни.

     История каждого имени складывалась по-особому. Одни имена прожили долгую, сложную  жизнь, прежде чем дошли до нашего времени, другие появились совсем недавно. Колоссальное количество имен русских  людей известно нам только по памятникам письменности: они исчезали, прожив века, или, напротив, просуществовав очень  недолго, встречаясь в единичных  случаях.

     В течение многих веков детей по традиции называли в честь предков (отцов, дедов и прадедов), в связи  с какими-то бытовыми или религиозными событиями, повторявшимися в различные  времена. И поэтому одни и те же имена передавались из поколения  в поколение, первоначальная причина  их появления постепенно забывалась, они утрачивали  свое прежнее  значение. Но, изучая такие  имена  и сопоставляя их с нарицательными существительными современного и древнерусского языка, нередко можно восстановить, хотя бы предположительно, почему они  некогда появились на свет. Любое  слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как  его личное имя, и, следовательно, любое  слово могло стать именем.

      В дохристианскую эпоху, то  есть почти до конца Х в., в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. Как и повсюду в славянском мире, большинство имен представляло собой так называемые двухосновные, или сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным. Вторыми элементами этих имен, как правило, были -слав 'славный' (Ярослав 'сильный и славный'), -мир, от -мър 'большой, славный' (Остромир 'острый и славный'), или -волод 'владеющий, богатый' (Всеволод 'все и владеющий').

    Быт и верования людей того времени были очень тесно связаны с природой и животными.

    Древнерусские имена - прозвания были разнообразны. Например, в числовых именах представлен  весь числовой ряд от 1 до 10: Первак и Первой, Второй, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой. Мы встречаем прямых потомков этих имен - фамилии: Первов, Третьяк и Третьяков, Четвертак и Четвертаков, Пятаков, Шестак и Шестаков, Семак и Семаков, Оськ и Осьмаков, Девятов. Как современные личные имена не одно из них не зарегистрировано, а старые календарные числовые заимствованные имена изредка встречаются и теперь: Прим, Октавий и Октавия.

    Весьма  популярны были имена, данные

  • по цвету волос и кожи: Черыш, Черняй, Чернява, Чернавка, Бел, Беляй, Белой, Белуха и др.
  • Имена присваивались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения: Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малюта, Малой, Малуша, Заяц, Губа (с заячьей губой), Беспалой, Голова, Головач, Лобан т.д.
  •   Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были и такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Булгак (беспокойный), Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна, Смирной;
  • в некоротых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребенка в семье и другие обстоятельства: Богдан, Богдана, Божен (желанный, милый), Голуба, Любим, Любава, Ждан и Неждан, Чаян и Нечай, Милава, Поздей, Поспел, Хотен и др.
  • Некоторые имена давались по времени  рождения ребенка: Вешняк ( весной), Зима, Мороз (зимой).
  • Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Старой, Тугарин  (туга - печаль).

    По  именам можно узнать о соседях, с  которыми жили русские: Козарин(хазарин), Чудин( представитель финно- угорского племени чудь), Онтоман( очевидно, турок- оттоман), Карел, Татарин и др.

    Большой интерес представляют имена, связанные  с животным и растительным миром: Волк, Кот, Жеребец, Корова, Трава, Пырей, Щавей( щавель), Ветка и др. Внимательное изучение их позволит прочесть ещё одну страницу из жизни древних славян- раннеславянский тотемизм, верование в божественность отдельных растений и животных, очевидно, преимущественно тех, которые играли особую роль в жизни наших предков. Прямых свидетельств этой стороны их духовной жизни не сохранилось; имена должны помочь изучению этого исторического факта.

    Приведённые выше имена могли даваться не только детям  по указанным предполагаемым поводам, но и взрослым в связи  с разными обстоятельствами; например, имена по названиям животных  могли присваиваться  по сходству с ними: Бык, Корова- грузным неповоротливым людям, Волк, Щука- хищным и коварным по натуре и т.д.

    Многие  внутрисемейные имена оставались у  людей всю их жизнь. Внутрисемейные имена людей иногда заменялись и  другими прозвищами, данными им уже в общественной среде, после вступления человека в самостоятельную жизнь или при перемене места проживания, работы. Оснований для присвоения имён-прозвищ взрослым было гораздо больше, поэтому и по количеству, и по разнообразию имена- прозвища превосходят внутрисемейные прозвания. Они давались по различным признакам: по внешнему виду - Большой, Безнос, по характеру - Блоха (маленький, непоседливый, иногда злой человек), Гроза (грозный, вспыльчивый), Правда (правдивый), Добрава (добрая),Ворона (разиня) и т. д. По общественному положению – Князь, Барышник, Кузнец или происхождению – Мордвин, Француз, Тула.

    Множество прозваний давалось по отдельным  поводам и случаям, установить которые  не представляется возможным, другие могут  быть приписаны ремёслам, число которых  в Древней Руси было огромно, например: Дуло, Ложка, Шуба и т. д. Во многих случаях  имя – прозвище давалось вне зависимости  от его прямого смысла.

    Среди древнерусских имён были такие, которые  дошли до наших дней: Вадим, Всеволод, Горазд; другие, долгое время забытые, ныне возрождаются: Добрыня, Ждан, Любава, Рогволод.     

    Широко  распространенность этих имен, сохранявшаяся  вплоть до XVI века, дала толчок к созданию различных дополнительных к ним форм – сокращенных, уменьшительных, ласкательных, которыми было внутри семьи удобнее пользоваться.

    Как известно, христианство на Руси было принято  в конце X века. С этого времени древнерусские имена были вытеснены церковными – как собственно греческими, так и древнеримскими, древнееврейскими, сирийскими, египетскими. Конечно, у каждого из этих народов имена имели определённое значение, поскольку возникли из нарицательных слов; однако при переходе в другой язык они становились уже только именами собственными. Так, в древности, Византия собрала лучшие имена из своего языка, а также иноязычные (в основном, соседних народов) и канонизировала их, иными словами, официально узаконила, сделав именами церковными.

    Христианские  имена на Руси также были известны задолго до крещения. По мере утверждения  христианства складывался церковный  ономастикой - набор имен, даваемых при крещении. Это были имена апостолов, окружавших Христа, его учеников и  последователей, людей, принявших мучения  за идеалы Христа. Они любимы и доныне - Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк... Поскольку христианство зародилось в Иудее, то в христианский ономастикой попало немало древнееврейских имен таких, скажем, как Анна, Яков, Даниил.   

      После христианизации Руси в  988 г. каждый восточный славянин  получал от священника крестильное  имя. Крестильные имена соответствовали  именам святых и были, следовательно,  обычными христианскими именами.    

      Однако эти имена не славянского,  а греческого происхождения. К  восточным славянам они пришли  из Византии через Болгарию, где  христианство было принято еще  раньше, в 865 г. Македонский диалект  болгарского языка, возведенный  в IX в. святыми Кириллом и  Мефодием в ранг языка церковного ритуала, стал с этого времени языком религии всех православных славян. Этот язык известен как старославянский, а примерно с XII в.— как церковнославянский. Таким образом, византийские имена, которые могли быть греческого, древнееврейского или латинского происхождения, распространились в церковнославянской форме среди восточных славян. Большинство крестильных имен распространялось также в народной, мирской форме, которая слабо отличалась от официальной церковнославянской. Эта народная форма, обязанная своим возникновением либо а) естественному искажению официальной формы восточными славянами, либо б) прямому заимствованию разговорной болгарской формы (которая сама основывалась на разговорной средневековой греческой форме), избежала вмешательства церкви и ее языкового посредника — церковнославянского языка. Имя, данное при крещении, обозначалось в древнерусском словом имя.   

      Практика давать ребенку в  дополнение к официальному крестильному  имени еще одно, некрестильное, тем не менее удерживалась вплоть до XVII в. В древнерусском для обозначения внутрисемейных обиходных прозваний сначала использовалось выражение мирское имя в противоположность слову имя, обозначавшему подлинное имя, полученное при крещении. Но вскоре термин мирское имя был вытеснен термином прозвище. Другие древнерусские термины, например, прозвание или прирок, употреблялись довольно редко.

    Принятие  новых имен русским населением шло  весьма медленно. Большинство русских людей и после обряда крещения продолжало вплоть до XVII века именовать своих детей по-своему, по обычаю, т.е. по-русски.

    С православием пришли имена древнеиудейские, древнеримские, древнегреческие. Входили они в быт медленно: людям было боязно расставаться со старинным укладом, посему давали обычно и языческие имена, и православные. Так и писали: «Князь Георгий, зовомый Путятой». Или: «Посадник Афанасий, урожденный Владимир Варварин». Или: «Поп Иванчище, сиречь Болеслав». Более того, у каждого было еще и тайное имя (рекло), его знали два-три родственника, не более. Имя это употреблялось в заклинаниях на любовь, на охотничью удачу, на ратоборство, против чародейства.

    Истории имен свойственны различные темпы  — бурные, краткие взрывы перемежаются многовековыми устойчивыми периодами, иногда и длительным застоем. В истории  русских имен взрыв был обусловлен принятием христианства на рубеже X—XI веков. Вслед за тем семь столетий шла борьба с именами внецерковными, завершенная их запретом на исходе XVII века. Однако и последующие 200 лет  «противостояние» имен продолжалось —  уже внутри канонических. Менялась не только частота тех или иных имен, но и состав их, одни входили в употребление, другие отживали (оставаясь в «святцах», переставали служить практически).

    Третий  этап развития русских имён, продолжающийся и в наши дни, начался со времени  опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделение церкви от государства  и школы от церкви. Этот декрет положил  начало свободному выбору личных имён родителями и объявил законной гражданскую  регистрацию рождений вместо церковного крещения.

    На  протяжении веков шёл процесс  приспособления заимствованных имен к  системе русского языка. В результате этого многие имена вошли в  быт не в искусственных церковнославянских, а в народных формах.

Информация о работе Происхождение личных имен