Психологические аспекты поведения человека в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.
Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не разрешить.
Нынче, как никогда, имеет большое значение с детских лет воспитывать у детей вежливый подход к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Содержание

Введение стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации стр. 3
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций стр. 7
1.3 Конфликты в классном коллективе стр. 9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе стр. 12
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации стр. 16
Вывод стр. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 19

Работа состоит из  1 файл

конфликтология.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

  -  поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

  -    отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

  Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в  отказе ученика выполнить учебное  задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным  причинам: переутомление, затруднение в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при трудностях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой.  

  Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликты  могут быть скрытыми или явными, в основе их лежит недостаток согласия. Конфликт может проходить между группами, внутри самой личности, между отдельными личностями, между личностью и группой. Причин конфликта много и они разнообразны. Личность не может удержаться или уклонится от конфликта если: затрагиваются его личностные качества, у конфликтующих непохожие интересы, в том числе и денежные, все что связано с его деятельностью, различия в целях, во взглядах и представлениях.

  Существуют  стили разрешения этих конфликтных  ситуаций и чтоб избежать конфликта, желательно обучиться им руководить. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый наилучший, они используются все без исключения. Желательно обучиться продуктивно, использовать каждый из них и предумышленно делать тот или иной отбор, учитывая конкретные условия. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта – различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации множество, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его. 

Глава 2. Изучение стратегии  поведения в конфликтной  ситуации

 

 

2.1 Диагностика степени  реагирования в  конфликтной ситуации  в классном коллективе

  Целью диагностики является выявление  связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации,

  В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух классах. В эксперименте принимало  участие 52 учащихся 8-ых классов.

  Учащимся  было предложено выполнить тест - опросник Айзенка, позволяющий наиболее полно проследить психологические характеристики личностей, тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния, и тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.

  Тест-Опросник Г. Айзенка позволяет выявить  экстраверсии и интроверсии, а также  типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для обработки результатов использовали «ключ» к опроснику, в котором приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель неиротизма, показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают сумму балов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»), При сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2 пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной неиротизма (каждый бал равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси неиротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка».

  Тест  Спилберга - Ханина для оценки эмоционального состояния.

  При помощи данного вопросника оцениваем  уровень тревожности на момент заполнения вопросника (РТ – реактивной тревожности), отражающий реакцию на кратковременную  сиюминутную ситуацию, и уровень  тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.

  Показатели  реактивной и личной тревожности  подсчитывается по формулам, данным в  опроснике, и оцениваются по следующей  шкале:

  О-30 баллов – низкая тревожность;

  31-45 баллов – умеренная тревожность;

  выше 45 – высокая тревожность.

  Тест  Томаса, направленный на определение  ведущей стратегии поведения  старшеклассника в условиях противоречий.

  Тест  предлагает 30 пар утверждений, описывающих  тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него.

  Необходимо  зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту поведения, который он выбрал. И для обработки  результатов мы подсчитали, каких цифр больше: 1, 2, 3, 4, обозначающих стратегию поведения соперничество;

  1—  сотрудничество;

  2—  компромисс;

  3—  избегание;

  4—  уступчивость.

  В результате проведения диагностики  были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1-ого курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах.

  Тип темперамента

  

  Рисунок 1 – Результаты тестирования по тесту-опроснику  Айзенка.

  Результаты  второго тестирования двух классов  по тесту Спилберга- Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в  процентом соотношении приведены  цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

  Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к холерическому  темпераменту, можно встретить и  не ярко выраженного сангвиника. 

  Уровни  тревожности

  

  Рисунок 2 – Результаты тестирования по тесту  Спилберга-Ханина

  Результаты  второго тестирования двух классов  по тесту Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

  Рассматривая  эмоциональное состояние, то здесь  можно наблюдать все виды тревожности, но умеренная тревожность превалирует.

  

  Стратегия поведения в конфликте

  Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту  Томаса.

  Так же было выбрано отдельно 8 учащихся с разными стратегиями поведения: двое – со стратегией поведения – сотрудничество, двое – компромисс, двое – избегание, двое – уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

  - рассмотрение и определение путей разрешения конфликтов в классном коллективе.

  - диагностика степени реагирования  в конфликтной ситуации в классном  коллективе

  Гипотеза  диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования личности в конфликтной ситуации.

  Методами  диагностики являются изучение и  анализ конфликтных ситуаций в учебной  деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка экспериментальных  данных.

  Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.

  Общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию поведения  в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая  смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У одного из них присутствует умеренная тревожность, а у другого очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

  Характерная черта высоко-тревожных людей  – боязнь неудачи. У двоих учащихся наблюдается очень высокий уровень  тревожности, который как нельзя лучше оправдывают их стратегию поведения в конфликте – уступчивость.

  Высокая тревожность свойственная и для  учащихся со стратегией поведения в  конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый  и спокойный, поэтому и стремится избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.

  Темпераменты  двух обоих учащихся со стратегией поведения в конфликтах – сотрудничество, – сангвиники. Эти учащиеся очень яркие личности, которые характеризуется высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. У них наблюдается умеренный уровень тревожности.

  Также в ходе анализа был замечен  яркий холерик – агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности она заставляет принять свою точку зрения.

  Итак, проводя итоги диагностики, было выяснено, что тип поведения в  конфликте напрямую связан с темпераментом  личности. Очень ярко на примерах проследили, что от эмоционального состояния учащегося зависит его реакция в стрессовой ситуации.

2.2 Методы предупреждения  конфликтной ситуации

 

  При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений использовали игру.

  Этапы социально-психологической помощи.

  Развитие  любой групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации  характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий  в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры.

  На  данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, сотрудники становятся более активными. Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

  На  третьем этапе дети закрепляют способность  самостоятельно находить нужные способы  поведения, которые сопутствуют  оптимальной межгрупповой адаптации. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного  процесса.

  1 Этап. Тактика психолога наименее  директивна. Он наблюдает за межгрупповой  игрой, старается создать теплую  эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает освоится  в новой обстановке. Охотно поддерживает  инициативу, никак не направляет  деятельность групп, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности.

  2 Этап. На реконструктивном этапе  тактика психолога изменяется, позиция  становится более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа действия.

  3 Этап. Это этап апробирования  нового опыта. Сотрудники организации  уже научились справляться с возникающими проблемами.

  Игры-релаксации

  В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать  внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.

Информация о работе Психологические аспекты поведения человека в конфликтных ситуациях