Психологические аспекты поведения человека в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к агрессивности.
Агрессивность – барьер при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не разрешить.
Нынче, как никогда, имеет большое значение с детских лет воспитывать у детей вежливый подход к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Содержание

Введение стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации стр. 3
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций стр. 7
1.3 Конфликты в классном коллективе стр. 9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе стр. 12
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации стр. 16
Вывод стр. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 19

Работа состоит из  1 файл

конфликтология.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

  Перечень  таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».

Этапы развития конфликта:

напряженность несогласие – переговоры проводить  рано, еще не все составляющие конфликта  определились;

соперничество, враждебность – переговоры рациональны;

агрессивность – переговоры с участием третьей  стороны;

насилие военные действия – переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия.

Вывод.

 

  Проблема  конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом  социальным.

  В итоге, что для разрешения конфликта  с наименьшими негативными последствиями  необходимо знать психические характеристики личности; необходимо уметь анализировать  конфликт. Также нужно помнить  о процедурах урегулирования конфликтов и приемах педагогического воздействия для разрешения конфликтной ситуации.

  Понимание причин возникновения конфликтов и  успешное использование механизмов управления ими возможны только при  наличии знаний и умений соответствующих  личностных качеств, знаний и умений.

  Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации.

  В ходе курсовой работы были определены сущность понятия конфликта, его структура, функций; изучены возможные конфликтные ситуаций в классном коллективе и их причины; рассмотрены и определены пути разрешения конфликтов в классном коллективе.

  Также проведена диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе.

  Таким образом, поставленная цель достигнута, посредством решения задач. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В данной работе были рассмотрены виды конфликтов и стратегии поведения в конфликте. В соответствии с этим допускается выработать несколько выводов.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Они могут быть скрытыми или явными, но в основе их постоянно лежит недостаток согласия.

Главную значимость в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники  получают реальность выражать разные мнения, раскрывать больше альтернатив при принятии решения, и собственно в этом заключается главный действующий смысл конфликта.

Существует  несколько типов конфликтов, каждый из которых обладает своими особенностями: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Существует  пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен.

За  основу здесь берется степень  ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Это лишь подчеркивает значимость умения управлять  конфликтными ситуациями.

Список используемой литературы

 

  1.  Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. – 1995. – 138с.

  2.  Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. – 1995. – 67с.

  3.  Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева/. М.: Просвещение. – 1990. – 196с.

  4.  Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов/. М.: ЮНИТИ. – 1999. – 551с.

  5.  Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова/. М.: Просвещение. – 1974. – 231с.

  6.  Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев/. М.: Аграф. – 1986. – С18-26.

  7.  Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе/ Ю.В. Васильев/. М.: Омега. – 1990. – 201с.

  8.  Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Л.И. Воробьёва/. М.: Просвещение. – 1986. – С104-111.

  9.  Донцов, А.И., Полозова Т.А. Проблемы конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 3980/. – т.1 №6. – С119-133.

  10.  Ершов, А.А. Внутригрупповые конфликты // Общение как предмет теоретических и прекладных исследований/ А.А. Ершов/. Л.: Магма. – 1973. – С59-60.

  11.  Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»)/ Д.П. Зеркин/. Ростов-н/Д.: Феникс. – 1998. – 480с.


Информация о работе Психологические аспекты поведения человека в конфликтных ситуациях