Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка
Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
1. Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук.
Культура исследуется системой социальных и гуманитарных наук, философией. Вместе с тем, социальные и гуманитарные науки делятся на 2 неравные группы: науки о специализированных видах человеческой деятельности (экономическая, политическая, военная, педагогическая, литературо - и искусствоведческая и. т. д.), выделяемых по предмету этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах деятельности независимо от предмета. К ним относятся исторические науки, изучающие генезис и временную последовательность человеческой жизнедеятельности в любых ее формах; психологические науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения; социологические науки, раскрывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной активности; культурологические науки, которые исследуют консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные и социально-воспроизводственные аспекты коллективного бытия людей как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей, народов. Поэтому наиболее точным определением предмета культурологии является следующее: культурология – это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то культурология исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать объект и предмет культурологии (как и в других науках). Объектом (т.е. сферой жизни, существующей объективно) культурологии являются, по сути, любые виды человеческой деятельности (точно так же, как у историков, психологов и социологов), а предметом культурологического исследования становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие всякую общественную практику, взаимодействие между людьми.
Таким образом,
предмет культурологии как
Ш это наука о способах существования коллективной жизни людей и социальных соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей;
Ш наука о процессах формирования комплекса социально значимых знаний и социального опыта;
Ш наука о содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации;
Ш наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности-межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих.
Исследованием культуры как специфического человеческого способа бытия в аспекте универсальных характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, т.е. всю совокупность знаний о человеке – этническую и индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах). Одним из первых исследователей культуры в рамках теоретической культурологии был американский антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные в антропологических исследованиях культур, стали эмпирическим основанием культурологии как обособившейся науки.
2. Предмет и методы культурологии.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...
-
исследование процессов
- исследование общества с т.з его способностей
к созданию условий для духовного творчества
развитой личности.
- Исследования содержания и форм феноменов
культуры, их пространственно-временные
взаимосвязи.
- Исследования культуры как одной из технологий
самоорганизации общества.
- Исследования культурного контекста
различных исторических явлений, теорий
социальных систем.
Методы
культурологии
- Диахронический - требует изложения явлений,
фактов, событий мировой и отечественной
культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в
т.ч. сравнительное, связанное с изучением
объектов в одном выбранном промежутке
времени без обращения к исторической
перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических
исследований, которая занимается историческим
изучением двух или нескольких национальных
культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния,
установление закономерностей, их своеобразия
и сходства. Раскрываются в основном внешние
связи культуры, обращенные к инонациональной
сфере, выявляются общее и особенное в
нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных
предметов, добытых в результате раскопок.
Она дает возможность археологу делать
выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает
изучение структур системы культуры путем
восхождения от абстрактного к конкретному
и выявления на этой основе типологической
близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении
истолкование литературы как отражение
биографии и особенностей личности писателя.
Впервые этот метод применил фр. Критик
Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода
может привести к умалению роли духовно-исторической
атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции.
В научном литературоведении - один из
принципов исследования. Особенности
данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на
учении о знаках, позволяет изучить знаковую
структуру (систему) текста или любого
другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует
исследователя на изучение субъективных
механизмов деятельности культуры, индивидуальных
качеств, бессознательные психические
процессы. Этот метод очень важен при исследованиях
особенностей национальных культур.
3.
Структура культуры
Функции культуры
. Культура:
структура и функции.
Основными элементами культуры являются:
Функции культуры:
Роль культуры в жизни человека и общества, предназначение культуры выражены в ее функциях.
Основные функции культуры:
4.
Природа - история -
культура - цивилизация:
сущность этих понятий
и их взаимосвязь.
Обращение к
природе является неизбежным в стремлении
к
достижению состояния истинной культуры,
под которым понимается
гармоничное единство разума и морали,
человека и общества, естественного
закона и установленного закона. Сущность
просветительской работы заключается
в достижении такого
действительного результата духовно -
нравственной рефлексии над своей
внутренней природой и над внешними факторами
своего бытия, при котором
человек обретает осознанное, независимое
от внешних указаний и авторитетов,
самостоятельное бытие, определяемое
как состояние духовной зрелости,
культуры.
Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу ( от греческого "ноос" -разум). Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.
Ноосфера ("ноос"
- по-гречески означает разум, дух. ) - новое
эмоциональное состояние биосферы, при
котором разумная деятельность человека
становится решающим фактором ее развития.
Для ноосферы характерно взаимодействие
человека и природы: связь законов природы
с законами мышления и социально-экономическими
законами. Ноосфера есть новое геологическое
явление на нашей планете. В ней впервые
человек становится крупнейшей геологической
силой. Он может и должен перестраивать
своим трудом и мыслью область своей жизни,
перестраивать коренным образом по сравнению
с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее
из многих состояний эволюции биосферы
в геологической истории - состояние наших
дней".
5. Культурогенез как порождение культурных форм и систем.
Структурно
в К. можно выделить такие частные
процессы, как генезис культурных форм
и норм, формирование новых культурных
систем человеч. сооб-в (социальных, этнич.,
полит., конфессиональных и др.), а также
межэтнич. культурных общностей и истор.
типов культурных систем, отличающихся
спецификой своих экзистенциальных ориентации.
Генезис культурных форм можно структурировать
на фазы инициирования новаций («социальный
заказ», творческий поиск и т.п.), создания
новых культурных форм, «конкурса» их
функциональной и технол. эффективности
и внедрения отобранных в ходе «конкурса»
форм в социальную практику интерсубъектного
воспроизводства и интерпретирования.
Нек-рые формы, заимствуемые извне или
«реактуализируемые» из культур прошлого,
сразу включаются в фазу «конкурсного»
отбора.
Культурогенез — один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюц. теории осн. причиной К. является необходимость в адаптации человеч. сооб-в к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существ. роль в процессе К. играет также индивидуальный творч. поиск в интеллектуальной, техн., худож. и иных сферах.
6. Культура первобытного общества как «первобытие» человеческой культуры.
собность к «самоосмыслению».
Исследование человеческого первобытия является предметом
культурологии. Культура периода появления человека разумного, деятельность
которого уже основывалась на социальном опыте лежит в основе
функционирования мировой культуры современности, составляющей те
первоначала, которые всегда присутствовали в жизни человека.
В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества
определяется по материалу изготовления орудий труда и называется каменным
веком. Еще мыслители древности высказывали такое понимание направления в
развитии человека. Первую близкую к современной классификацию начальных
периодов истории дал Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей». Он
разделил историю на каменный, бронзовый и железный века. В 20 веке ученые
благодаря совокупности различных методов изучения первобытной культуры
получили возможность не только анализировать технику обработки, химический