Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

зачет по культурологии.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

     1.  Место культурологии  в системе социальных  и гуманитарных  наук.

Культура исследуется  системой социальных и гуманитарных наук, философией. Вместе с тем, социальные и гуманитарные науки делятся  на 2 неравные группы: науки о специализированных видах человеческой деятельности (экономическая, политическая, военная, педагогическая, литературо -  и  искусствоведческая и. т. д.), выделяемых по предмету этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах деятельности независимо от предмета. К ним относятся исторические науки, изучающие генезис и временную последовательность человеческой жизнедеятельности в любых ее формах; психологические науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения; социологические науки, раскрывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной активности; культурологические науки, которые исследуют консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные и социально-воспроизводственные аспекты  коллективного бытия людей как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей, народов. Поэтому наиболее точным определением предмета культурологии является следующее: культурология – это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то культурология  исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских  размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать объект и предмет культурологии (как и в других науках). Объектом (т.е. сферой жизни, существующей объективно) культурологии являются, по сути, любые виды человеческой деятельности (точно так же, как у историков, психологов и социологов), а предметом культурологического исследования  становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие всякую общественную практику, взаимодействие между людьми.

Таким образом, предмет культурологии как науки  представлен 4-мя аспектами:

Ш это наука  о способах существования коллективной жизни людей и социальных  соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей;

Ш наука о  процессах формирования комплекса  социально значимых знаний и социального  опыта;

Ш наука о  содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации;

Ш наука о  процессах и способах воспроизводства общества и личности-межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих.

Исследованием культуры как специфического человеческого  способа бытия  в аспекте универсальных характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, т.е. всю совокупность знаний о человеке – этническую и индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах). Одним из первых исследователей культуры в рамках теоретической культурологии был американский антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные в антропологических исследованиях культур, стали эмпирическим основанием культурологии как обособившейся науки.

     2.  Предмет и методы культурологии.

     Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...

     - исследование процессов создания  и приобщения к миру абсолютных  ценностей;  
- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.  
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.  
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.  
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

     Методы  культурологии  
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.  
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.  
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.  
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.  
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.  
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.  
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.  
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    3.  Структура культуры Функции культуры  
    . Культура: структура и функции.

Основными элементами культуры являются:

  1. Познавательный, знаково-символический элемент (Знания, сформированные в определенных понятиях, зафиксированные в языке).
  2. Ценностно-познавательная система. Ценностные отношения реализуются в акте оценки индивидам предметов мира, осознания ими своих потребностей и соотнесении их с предметами окружающего мира. Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальной нормы. Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции.

Функции культуры:

Роль культуры в жизни человека и общества, предназначение культуры выражены в ее функциях.

Основные функции  культуры:

  1. Гносеологическая (познавательная) функция. Культура выступает средством познания и самопознания человека, социальной группы, общества в целом.
  2. Коммуникативная функция. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, посредствам знаков от одного поколения к другому, от одного народа к другому. Трансляция опыта связывает поколения людей. Люди обмениваются информацией, знаниями, опытом. При получении социокультурной информации важно не только получение знания, но и тот отклик, ответное идейное и эмоциональное движение, которое они рождают в человеке.
  3. Ценностно-ориентирующая функция. В процессе накопления социального опыта происходит его селекция. Лучшее остается в памяти людей как ценность. Задается система "жизненных ценностей", порождаются эталонные ценностные ориентиры.
  4. Нормативно-регулятивная.Нормы права, морали, нормы в искусстве, нормы поведения, - регламентируют поведение человека, удерживают его в рамках, границах, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре. В этой функции культура выступает как средство социального контроля за поведением человека.
  5. Функция трансляции социального опыта, знаний, норм, информации. В ходе воспитания, образования, контактов с социальным окружением осуществляются процессы социализации и инкультурации. Инструментами социализации и инкультурации выступают традиции, обычаи, обряды, религия, языковые нормы, этикет, культурные институты(музеи, библиотеки), искусство, СМИ.

      

     4.  Природа - история - культура - цивилизация: сущность этих понятий и их взаимосвязь. 

Обращение к  природе является неизбежным в стремлении к 
достижению состояния истинной культуры, под которым понимается 
гармоничное единство разума и морали, человека и общества, естественного 
закона и установленного закона. Сущность просветительской работы заключается в достижении такого 
действительного результата духовно - нравственной рефлексии над своей 
внутренней природой и над внешними факторами своего бытия, при котором 
человек обретает осознанное, независимое от внешних указаний и авторитетов, 
самостоятельное бытие, определяемое как состояние духовной зрелости, 
культуры.

Возникновение жизни и биосферы представляют собой  проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу ( от греческого "ноос" -разум). Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.

Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух. ) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней". 

     5.  Культурогенез как порождение культурных форм и систем.

     Структурно  в К. можно выделить такие частные  процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеч. сооб-в (социальных, этнич., полит., конфессиональных и др.), а также межэтнич. культурных общностей и истор. типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации.  
 
Генезис культурных форм можно структурировать на фазы инициирования новаций («социальный заказ», творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, «конкурса» их функциональной и технол. эффективности и внедрения отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Нек-рые формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые» из культур прошлого, сразу включаются в фазу «конкурсного» отбора.

     Культурогенез — один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюц. теории осн. причиной К. является необходимость в адаптации человеч. сооб-в к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существ. роль в процессе К. играет также индивидуальный творч. поиск в интеллектуальной, техн., худож. и иных сферах.

     6.  Культура первобытного  общества как «первобытие»  человеческой культуры.

собность к  «самоосмыслению».

     Исследование    человеческого    первобытия     является     предметом

культурологии. Культура периода появления человека  разумного,  деятельность

которого   уже   основывалась   на   социальном   опыте   лежит   в   основе

функционирования   мировой   культуры   современности,    составляющей    те

первоначала, которые  всегда присутствовали в жизни человека.

     В   общепринятой   классификации   первобытная   эпоха    человечества

определяется  по материалу изготовления орудий труда  и  называется  каменным

веком. Еще мыслители  древности высказывали  такое  понимание  направления  в

развитии человека.  Первую близкую  к  современной  классификацию  начальных

периодов истории  дал Лукреций Кар  в  своей  поэме  «О  природе  вещей».  Он

разделил историю  на каменный, бронзовый и железный века. В  20  веке  ученые

благодаря  совокупности  различных  методов  изучения  первобытной  культуры

получили возможность  не только анализировать технику  обработки,  химический

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"