Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка
Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
С потерей античным полисом своей прежней самостоятельности, уже в эпоху эллинизма, идеалы греческой пайдеи стали разрушаться.
В Древнем Риме возникает само понятие «культура». Первое значение термина – возделывание, обрабатывание.
Древнеримский философ, оратор Марк Туллий Цицерон учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Он говорил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожай, так и душа. Возделывание души – это и есть философия… ». Цицерон считал слово универсальным средством решения жизненных противоречий. Гражданин и государство обретает в слове свое живое, подвижное и внутренне расчлененное единство, само слово становится необходимой формой идеальной республики.
Культура государства
и слова подразумевало
Таким образом,
в античности впервые происходит
осмысление культуры, осознание ее
специфики, вводятся категории для
ее обозначения, возникают первые философские
теории культуры.
14. Религия в системе культуры. Возникновение христианства и его сущность.
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Первая из них - функция познавательная, которую реализуют в системе духовной культуры наука и отчасти искусство, а вторая - общелогическая, регулятивная, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство и др. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практически-духовное» освоение действительности.
Какое место в этом освоении занимает религия? Рассмотрим этот вопрос в плане взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.
возникновению, основам вероучения и культа христианства – религии, оказавшей огромное влияние на историческое развитие значительной части мировой цивилизации.
Христианство
возникло около 2000 лет назад. В течение
этого времени оно
О сущности христианства
было высказано много самых
Прежде всего следует отметить полное бессилие разрешить этот вопрос только рационалистическим путем. Для рационализма христианство навсегда останется неразрешимой загадкой, конечно, при условии частного подхода к этому величайшему мировому явлению.
Среди рационалистических попыток выяснить сущность христианства следует отметить два основных направления: 1) стремление свести всю сущность христианства только к его нравственным принципам; 2) представить христианство в виде системы отвлеченных идей.
15. Библия как историко-культурный памятник.
16. Проблемы динамики культуры.
"Кто
осуществляет изменения в
17. Распад античной культуры и формирование социокультурной системы средневековья.
Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.
Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.
С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)
Средневековая
культура формировалась в условиях:
господства натурального хозяйства, существовавшего
примерно до XIII в., когда оно начало превращаться
в товарно-денежное в результате роста
и усиления городов;
замкнутой феодальной вотчины - сеньории,
являющейся основной хозяйственной, судебной
и политической единицей;
слабой центральной власти,
феодальной раздробленности, порождавшей
нескончаемые войны, смерть, разрушение.
18. Культурный застой и кризис культуры.
Культурный застой - это состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жестокого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т.д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Конечно, здесь происходят некоторые культурные изменения, однако они не выходят за рамки существующих культурных традиций.
Кризис культуры — культурологич. понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. На судьбе культуры сказывается столкновение духовнонравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культур, ценностей, творческий дух покидает культуру, неспособную утолить духовный голод общества.
1.
Товарная денатурация продуктов труда
(в частности продуктов питания). Улучшение
их товарных свойств и ухудшение потребительских.
2. Потребительское извращение человека,
его болезнетворная денатурация.
3. Производство глобальных проблем.
4. Истощение природных ресурсов и загрязнение
окружающей среды.
5. Возрастающее разделение мира на богатых
и бедных.
19. Великие открытия и достижения культуры эпохи Возрождения.
В конце XIII –
начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии,
начала формироватся раннебуржуазная
культура получившая название “культура
Возрождения” (Ренесанс). Эпоха возрождения
закончилась к концу XIV в., на смену ему
пришло Высокое Возрождение – время наивысшего
расцвета гуманистической культуры Италии.
Последним представителем культуры В.В
был Микеланджело Буонаротти (1475-1564)-скульптор
живописец, архитектор и поэт. Италия,
родина Возрождения, стала и первой страной,
где началась котолическая реакция. Гуманистическое
движение было общеевропейским явлением:
в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии
и быстро распростроняется по всем заподноевропейским
странам. Каждая строна имела свои особенности
в становлении культуры Возрождения, свои
национальные достижения, своих лидеров.
20. Особенности итальянского и северного Возрождения (сравнительный культурологический анализ).
Давая сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
Культура Возрождения
зародилась в Италии. Хронологически
итальянское Возрождение
Проторенессанс
являлся подготовкой
Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичелли (1444—1510). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая половина XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.
Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения — это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490—1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляются отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в северном — этическая. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.