Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка
Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 года в Москве была
разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная
выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой
общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую
выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы
засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной
культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего
более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную
популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист,
работавший в манере «фотографического реализма».
Тема кризиса
западной цивилизации, культуры, философии
— сквозная для русской мысли
серебряного века. Лишь немногие ее
представители исключали Россию из этого
процесса, полагая, что кризис больно ударил
только по западной культуре, а Россию,
как говорится, "бог уберег". Большинство
же крупных российских мыслителей было
того мнения, что кризис затронул и Россию
как европейскую страну, захватил русскую
культуру как составную часть европейской
(или евроазиатской) культуры. После Октябрьской
революции тема "кризиса духа" в русской
философии зазвучала еще громче и трагичнее.
Философы России полагали, что "разорванность
эпохи", "крушение основ", "катастрофическое
положение", так резко проявившиеся
во время первой мировой войны и русских
революций, суть признаки глубокого кризиса
всей мировой цивилизации. Они по существу
предвидели, что к теме кризиса философия
в XX в. должна будет неоднократно возвращаться.
И в самом деле, многие мотивы философии
кризиса звучат и сегодня, на исходе столетия.
В чем же русские философы видели главные
приметы кризисного состояния философии,
отражавшего кризис культуры и цивилизации?
В ответе на этот вопрос концентрировано
выражена еще одна особенность русской
философии серебряного века.
30. Культура и общество.
Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.
В наиболее широком смысле под культурой понимают совокупность большинства достижений человека в материальной и духовной сфере.
Однако далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием “культура”. Такой продукт, чтобы стать частью культуры должен быть:
Процесс передачи культуры из поколения в поколение является основой социализации. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками.
Культура - это образ жизни, разделяемый членами общества. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь.
Система культуры, согласно Толкотту Парсонсу (1902 - 1979) - наиболее важная из структур социальной системы, да и сам Парсонс называл себя «культурным детерминистом». Он понимал культуру как главную силу, связывающую различные элементы социального мира, или, в его терминологии, системы действия. В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях. Таким образом, следует вести речь социальной культуре как регулятивном механизме, обеспечивающим взаимодействия между людьми (Рис. 4).
31 Личность и культура.
С биологической точки зрения человек – это результат эволюции. Человек выделился из природы благодаря своему разуму и сознанию. Люди научились создавать орудия труда, изобрели язык, стали организовываться в общество. Таким образом, человек развивается не только биологически, но и культурно.
Коллективная, организованная деятельность людей порождает культуру. Однако конкретные, практические действия осуществляют члены общества. Человек по отношению к культуре выступает в нескольких ролях.
Одной из
проблем отношений личности и
культуры является проблема соотношения
личностного и общественного. Эта
проблема заключается в определении
права личности на свое понимание
норм и ценностей общества, права
на свое самоопределение. Полную свободу
личности дать невозможно, т. к. это разрушит
общество и приведет к деградации культуры.
Однако ужесточение и урезание прав ведет
к торможению развития. В современном
либеральном обществе личность обладает
довольно большими правами и свободами.
Такой уровень личной свободы возможен
только при соответствующем уровне ответственности,
образованности и профессионализма. С
другой стороны, человек может использовать
блага общества только при глубоком знании
принципов и законов общества. Таким образом,
высокий культурный уровень человека
обеспечивает его права, свободу, возможности.
32.Элитарная и массовая культура.
.Массовая
и элитарная культура.
Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.
Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.
Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.
Концепцию элитарной
культуры разрабатывали А. Шопенгауэр
и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля
и представление» Шопенгауэр разделяет
людей на две группы «людей гения»
способных эстетическому
Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам.
Существует ряд
сфер или элементов культуры, которые
играют определяющую роль в процессе
развития культуры, к ним относятся:
религия, мораль, наука и техника,
искусство и др.
33.Место России в мировой культуре.
Русская цивилизация как уникальная культура столкнулась с вызовом новейшей глобальной финансово-правовой цивилизации. Либерализм, как приоритет унифицированных норм права гражданского правового общества над моралью и нравственностью, а так же другими национально-государственными культурными особенностями народов и наций, бросил вызов традиционной культуре государств.
В России на начало 21 века не определились с теорией развития человечества.
Россия начинает осознавать уникальность собственной русской цивилизации – цивилизации многонациональных русских. Для которой интеллектуальный, гуманный, духовный человек – высшая ценность. Русская цивилизация не принуждением, а морально-нравственными принципами и основами (солидарность, коммунитарность, взаимопонимание и взаимопомощь) сумела ассимилировать, объединить более сотни национальностей и народностей в сложнейших природно-климатических и географических условиях проживания в единого многонационального русского человека. Сильные должны помогать обществу, а общество обязано заботиться о слабых – принцип русской жизни. При котором русские не просто выжили, как многие малые народности и нации, а сумели дать всему человечеству образцы высших мировых достижений в искусстве, культуре, спорте, науке и технике. Полет русского человека в космос 12 апреля 1961 года – день триумфа полутора тысяч лет становления русской цивилизации
Россия
конкурентна в интеллектуальных
секторах и производствах. Главная задача
правительства России заключается в обеспечении
приоритетного и объемного государственного
финансирования по следующим направлениям:
34.Выдающиеся
достижения российской
культуры мирового
уровня.