Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

зачет по культурологии.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

запретов и  временных послаблений. Так 15 сентября 1974 года в Москве была

разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная

выставка»), но уже  в конце сентября, видя, что событие  это вызвало большой

общественный  резонанс, официальные власти разрешают  провести другую

выставку, в которой  принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы

засилья соцреализма  в живописи привели к деградации вкуса и художественной

культуры массового  советского зрителя, не способного воспринимать ничего

более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную

популярность  в конце 70-х обрел Александр  Шилов – художник-портретист,

работавший в  манере «фотографического реализма».

Тема кризиса  западной цивилизации, культуры, философии  — сквозная для русской мысли  серебряного века. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей было того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры. После Октябрьской революции тема "кризиса духа" в русской философии зазвучала еще громче и трагичнее. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации. Они по существу предвидели, что к теме кризиса философия в XX в. должна будет неоднократно возвращаться. И в самом деле, многие мотивы философии кризиса звучат и сегодня, на исходе столетия. В чем же русские философы видели главные приметы кризисного состояния философии, отражавшего кризис культуры и цивилизации? В ответе на этот вопрос концентрировано выражена еще одна особенность русской философии серебряного века. 

     30.   Культура и общество.

Многозначность  понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности,  связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.

В наиболее широком  смысле под культурой понимают совокупность большинства достижений человека в материальной и духовной сфере.

Однако далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием “культура”. Такой продукт, чтобы стать частью культуры должен быть:

  • принят членами общества или их частью;
  • закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.);
  • передан другим людям, последующим поколениям.

Процесс передачи культуры из поколения в поколение  является основой социализации. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками.

Культура - это  образ жизни, разделяемый членами  общества. У некоторых животных имеется  ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь.

Система культуры, согласно Толкотту Парсонсу (1902 - 1979) - наиболее важная из структур социальной системы, да и сам Парсонс называл себя «культурным детерминистом». Он понимал культуру как главную силу, связывающую различные элементы социального мира, или, в его терминологии, системы действия. В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях. Таким образом, следует вести речь социальной культуре как регулятивном механизме, обеспечивающим взаимодействия между людьми (Рис. 4).

 

     31 Личность и культура.

  С биологической  точки зрения человек – это  результат эволюции. Человек выделился  из природы благодаря своему разуму и сознанию. Люди научились создавать орудия труда, изобрели язык, стали организовываться в общество. Таким образом, человек развивается не только биологически, но и культурно.

  Коллективная, организованная деятельность людей  порождает культуру. Однако конкретные, практические действия осуществляют члены общества. Человек по отношению к культуре выступает в нескольких ролях.

  1. Творец культуры, ее производитель. Т. е. человек создает новые культурные формы или выражает свое отношение к существующим формам, интерпретирует их. Через творчество человек реализует себя, раскрывает свои таланты. Творчество направлено на развитие, являясь в то же время результатом развития.
  2. «Транслятор» или проводник культуры. Когда человек создает или воспроизводит что-либо, он тем самым передает информацию о своих действиях, передает свой опыт другим людям.
  3. «Продукт» культуры. Человек формируется как личность приобщаясь к культуре. Приобщение к культуре происходит во время воспитания, обучения, социализации. Адаптируясь к культуре, человек становится ее носителем.
  4. «Потребитель» культуры. Человек использует достижения культуры для личных целей и для взаимодействия с другими людьми. При этом человек пользуется выработанной системой норм и ценностей, языком, различными практическими и научными знаниями.

  Одной из проблем отношений личности и  культуры является проблема соотношения  личностного и общественного. Эта  проблема заключается в определении  права личности на свое понимание  норм и ценностей общества, права  на свое самоопределение. Полную свободу личности дать невозможно, т. к. это разрушит общество и приведет к деградации культуры. Однако ужесточение и урезание прав ведет к торможению развития. В современном либеральном обществе личность обладает довольно большими правами и свободами. Такой уровень личной свободы возможен только при соответствующем уровне ответственности, образованности и профессионализма. С другой стороны, человек может использовать блага общества только при глубоком знании принципов и законов общества. Таким образом, высокий культурный уровень человека обеспечивает его права, свободу, возможности. 

     32.Элитарная  и массовая культура.

.Массовая  и элитарная культура.  
 

Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения  отдельных сфер и компонентов  национальной культуры. Употребляя его  в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.

Концепцию элитарной  культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет  людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и  «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.

Массовая  культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Формируемое массой культурой сознание многообразно в  своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится  охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам.

Существует ряд  сфер или элементов культуры, которые  играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др.  

     33.Место  России в мировой  культуре.

     Русская цивилизация как уникальная культура столкнулась с вызовом новейшей глобальной финансово-правовой цивилизации. Либерализм, как приоритет унифицированных норм права гражданского правового общества над моралью и нравственностью, а так же другими национально-государственными культурными особенностями народов и наций, бросил вызов традиционной культуре государств.

     В России на начало 21 века не определились с теорией развития человечества.

     Россия  начинает осознавать уникальность собственной  русской цивилизации  – цивилизации  многонациональных  русских. Для которой  интеллектуальный, гуманный, духовный человек  – высшая ценность. Русская цивилизация не принуждением, а морально-нравственными принципами и основами (солидарность, коммунитарность, взаимопонимание и взаимопомощь) сумела ассимилировать, объединить более сотни национальностей и народностей в сложнейших природно-климатических и географических условиях проживания в единого многонационального русского человека. Сильные должны помогать обществу, а общество обязано заботиться о слабых – принцип русской жизни. При котором русские не просто выжили, как многие малые народности и нации, а сумели дать всему человечеству образцы высших мировых достижений в искусстве, культуре, спорте, науке и технике. Полет русского человека в космос 12 апреля 1961 года – день триумфа полутора тысяч лет становления русской цивилизации

     Россия  конкурентна в интеллектуальных секторах и производствах. Главная задача правительства России заключается в обеспечении приоритетного и объемного государственного финансирования по следующим направлениям: 
 

     34.Выдающиеся  достижения российской  культуры мирового  уровня. 

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"