Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка
Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
состав орудий труда, выявлять места расселения первобытного человека, но и
оценивать как целостность мир его культуры. Кроме различных предметов в нем
присутствовали
уникальные и неповторимые духовные
феномены.
7. Первобытная культура и мифология в зеркале современности.
8. Цивилизационный подход к классификации культур.
Цивилизационный
подход
Цивилизация — это уровень развития общества.
При этом учитываются не только экономический,
но и другие факторы: образовательный,
этнический, религиозный, культурный,
географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби , Освальд
Шпенглер , Питирим Сорокин .
Основные положения:
Историю человечества объясняют как историю
самобытных цивилизаций, каждая из которых
проходит в своем развитии этапы становления,
расцвета и гибели.
Различают западные и восточные цивилизации,
а также западную христианскую, восточную
христианскую, мусульманскую, буддийскую
цивилизации.
Тип государства определяется по типу
цивилизации.
По отношению государства и личности различают
следующие виды государств:
а) традиционные — в них народ не является
источником власти, полномочия государства
не ограничены;
б) современные (конституционные) — народ
является источником власти, полномочия
государства ограничены конституцией,
государство признает и гарантирует права
и свободы личности.
Оценка:
достоинство — системность анализа;
недостаток — нечеткость критериев классификации.
Историческая типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.
Методологическую основу классификации культур по историческому типу на всем протяжении их развития состовляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся, во-первых, эволюционные концепции, в том числе: а/ эволюционизм ХIХ века; б/ концепция универсальной эволюции Л.Уайта Г.Чайлда: в/ концепция мультилинейной эволюции Дж. Стюарда: г/ концепция специфической эволюции М.СалинсаЭ.Сервиса; во-вторых, формационный подход в отечественной традиции; в-третьих, циклический или цивилизационный подход.
Существуют также типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (А.Кребер, Дж.Фейблман, Дж.Мердок).
Каждый из подходов
имеет свою специфику. Так, представители
классического эволюционизма
Концепция универсальной,
общей эволюции, позволяет выявить
основные закономерности культурно-исторического
процесса, его общую тенденцию
развития, развития основных культурных
форм: подсистем и векторов культуры. В
рамках общей концепции эволюции культуры
Л.Уайт предлагает свои критерии для определения
стадий культурного развития и возможностей
для сравнительного анализа культур.
9. Типологические черты культуры ранних цивилизаций и их вклад в мировую культуру.
Географический
и исторический ареал понятия
"древний Восток". Дискуссии
о причинах возникновения
Уровень и
динамика развития
Причины устойчивости общинных структур и связей на Востоке. Храм как специфический социальный институт древнего Востока. Отличительные черты древневосточного города. Типы государства на древнем Востоке: города-государства ("номы"), крупные централизованные государства, мировые державы. Их организация, функции, источники существования и развития.
Социальная
стратификация древневосточных
обществ. Свободные и
Письменность
как важнейший цивилизационный фактор.
Причины появления письменности, формы
и виды письма на древнем Востоке. Зарождение
литературы и элементов научных знаний.
Специфика религиозных культов и мифологических
представлений. Переход от ритуалистических
религий к религиям морально-этического
толка. Вклад древневосточных цивилизаций
в мировую культуру.
10. Становление античного типа культуры и его сущность.
Дискуссии о месте античности в истории человечества и типологических чертах античной цивилизации. Роль природно-географических факторов в формировании античной цивилизации и ее техническая база.
Общая характеристика
материального производства. Переход
к интенсивным формам
Социально-политическая
организация античного
Межцивилизационные контакты и влияния в античном мире. Взаимодействие с первобытной периферией. Цивилизационный синкретизм как фактор динамичности процесса развития древнего общества.
Семья и
место женщины в античном
Специфика
античных религиозных и
11. Язык и символы культуры.
Как и все живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они преобразуют элементы мира в символы - все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны, например жесты, позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью.
Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки - отбрасывают голову назад и прищелкивают языком. Ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно.
Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию культурных символов.
Смысловая нагрузка символов различается как в разных обществах, так и в пределах отдельно взятого общества.
Меховая шубка может воплощать в себе либо символ преуспевания и успеха, либо бесчеловечное обращение с животными.
Самые важные символы содержатся в языке - социально-структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции.
Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.
Существующие в мире языки весьма отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы (например, молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения, верблюды на убой), состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях). У эскимосов существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцев имеется большое количество слов, имеющих отношение к автомобилям, например марка, год выпуска, модель, тип кузова и комплектация.
Только человек
способен использовать символы, с помощью
которых он развивает общение, позволяющее
достигать обмена не только простыми
чувствами, но и сложными идеями, идеалами,
мыслями и внутренними побуждениями.
12. Миф как феномен культуры. Мифологическая концепция мира в культуре древних цивилизаций.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово "миф"
имеет древнегреческое
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,2007, стр.74.
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
Таким образом,
миф возник из потребности древних
людей в осознании окружающей
его природной и социальной стихии,
сущности человека. Об особенностях этого
способа осмысления мира будет сказано
ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос
о содержании мифических сказаний.
13. Античность как тип культуры и отправная точка становления европейской цивилизации.
В античной философии содержатся вопросы культурологической проблематики. Древнегреческие философы (начиная с натурфилософии) создают учение о Космосе как о мировом порядке вещей, составляющими которого являются природа, боги и человек.
Для античного понимания культуры основным является понятие «пайдейя». Этот термин обозначает воспитание, обучение, в широком смысле,- образование, просвещение, культура.
Древнегреческая пайдея, сделав человека мерой всех вещей, избегала всего того, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. У греков боги были человекоподобны. В Древней Греции была создана система образования, в которой человек формируется не как профессионал в определенной области, а как личность. В обращении к человеку, который выступает целью культурного процесса, состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Греческая культура открыла человека – гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Идеал человека в Древней Греции – человек с развитой разумной способностью суждений и эстетическим чувством прекрасного, обладающий чувством меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не теряет своего единства с природой.