Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Но, чтобы это произошло,
Создавая культуру как
Итак, первой характеристикой
5. Культура
как мир смыслов
Обратимся к первой сущностной характеристике в рамках информационно-семиотической теории. Для её раскрытия необходимо выявить разницу между предметами культуры (артефактами) и объектами природы (натурофактами). Автор теории А.С. Кармин утверждает: если натурофакты обладают только объективной определённостью (объективными свойствами, т.е. свойствами, не зависящими от человека), то артефакты обладают двойственной определённостью. Это значит, что наряду с объективной определённостью, «унаследованной» от природы, они имеют и субъективную определённость, т.к. в них воплощён смысл, значение, чего нет и быть не может в натурофактах. В артефактах человек опредмечивает свои цели, желания, мечты. В них «отражается» сам человек со своими человеческими потребностями. Смысл выражается, прежде всего, в предназначении предмета, созданного человеком, в его функциях. Например, функция бани, построенной мастером на своем садовом участке, - удовлетворять его бытовые потребности.
Люди наделяют смыслом не
Как образуются смыслы? Люди в
соответствии со своими
К основным видам смыслов культурологи относят знания, ценности и регулятивы (нормы).
Знание (т.е. когнитивный смысл) – это усвоенная посредством изучения информация о свойствах объекта (натурофакта, артефакта, человека, социальной группы). Главную роль в культуре играют достоверные (т.е. точные и подтверждаемые экспериментально) знания. Генератором их служит наука, а транслятором в культуру – образование.
Ценность (т.е. аксиологический смысл) - это то, что устанавливается с помощью оценки, характеристика отношения человека к объекту, свойство объекта удовлетворять человеческую потребность. Всё, что воспринимает человек в мире культуры, – ценности. Однако в каждой культуре есть также антиценности - то, что противостоит ценностям. Есть ли феномены в культуре, не фиксируемые в ценностном плане? Об этом читателю предлагается подумать.
Регулятив (т.е. регулятивный
Определённые нормы, которые
6. Культура
как мир знаков
Что такое знак? Это объект, выступающий в качестве носителя информации о других объектах. Человек эффективно использует знаки – с их помощью он приобретает, фиксирует, хранит, перерабатывает, передает и применяет информацию на практике. Именно способность «разглядеть» в объекте знак (в отличие от его утилитарного использования) позволяет осознать его «духовно-культурную» функцию. Так, каменный топор в процессе его прямого применения имеет смысл с точки зрения его физических и механических свойств и эргономических характеристик, но, найденный археологом, он воспринимается как носитель социальной (культурной) информации об образе жизни, культуре его далёких «пользователей». Носитель знака есть чувственно воспринимаемый предмет, а тот смысл, культурная информация, которую он несёт – это продукт духовной деятельности людей. Артефакт выступает «материальной оболочкой» мыслей, чувств, желаний людей. Может ли натурофакт (т.е. предмет природы) быть знаком? Об этом также пусть подумает пытливый читатель.
Роль знаков и знаковых систем
в культуре трудно переоценить.
Итак, знаки, знаковые системы, в мире которых мы живём, - это тоже необходимая сущностная характеристика феномена культуры, знание которой позволяет нам «продвинуться» в понимании его сути.
Чтобы продукты духовной
7.Культура
как особый информационный
Культура – это
Особенность культурного (т.е. неприродного) информационного процесса состоит в том, что мысли, представления как бы отделяются от человека и приобретают внеличностное (относительно самостоятельное) существование. Они становятся социальной информацией. Её носителем оказывается общество (а не отдельный индивид), и она уже является частью общественной культуры. Это позволяет говорить об историческом аспекте социально-информационного процесса, который действует в течение всей истории общества. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в жизни отдельного индивида, – историческое накопление социальной (культурной) информации и трансляция её будущим поколениям. Что включает в себя социально-информационный процесс? Языки (знаковые системы), социальную память, хранящую духовные достижения человечества, программы человеческого поведения. Всё это требуется для адаптации нового поколения людей к условиям своего социального бытия, далее происходит «приращение» культурного наследия новым социальным опытом и передача его следующим поколениям. Эта «цепочка» позволяет разным поколениям людей жить в историческом времени.
Общая
характеристика, черты и периодизация
европейской культуры Нового времени
Европейская культура Нового времени охватывает три столетия: XVII, XVIII, XIX века. В эту эпоху происходит формирование единой культуры Земли, представленной Западной культурой и культурой Востока.
В Западной культуре
Художественная культура
Общая
характеристика и периодизация культуры
Древнего Рима
Если древнегреческая культура
оценивается специалистами,
- в его идеологичности (в идее могущества, непобедимости, превосходства Рима; искусстве она выражается в величественности, торжественности, помпезной красоте);
- в его историчности (искусство отражает, увековечивает значительные исторические события Рима);
- в его индивидуализации (неповторимость
образов в портретах,
- в его утилитаризме, практицизме (постройки целевого светского назначения: акведуки, термы, мосты, дороги…).
В отличие от греков римляне
были весьма воинственными,
Решающее воздействие на античную цивилизацию Рим оказал в сфере политической, государственной и общественной жизни, что в корне изменило самоощущение античного человека.
В отличие от греческой
Периоды в истории культуры Древнего Рима: 1 – доримский (II-I тыс.), 2 – эпоха царей (753-509 гг. до н.э.), 3 – период республики (509-27 гг. до н.э.), 4 – период империи (27 г. до н.э. – 476 г.).