Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Строение
(морфология) культуры
Феномен культуры, как известно, состоит из множества культур, каждая из которых многогранна и многолика, её содержание облечено в различные формы. Поэтому возникла необходимость в выделении раздела в культурологии, в рамках которого изучаются эти формы и называется он морфология культуры. Специалисты по-разному трактуют этот раздел, но здесь уместно ограничиться более кратким определением. Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры, характеризующие её внутреннее строение как целостность.
Главные, присущие всем
Из этих культур в учебной литературе
главными считают материальную и духовную
культуры, что связано с двумя основными
видами производства и потребления: материального
и духовного. Об этом и пойдёт речь
в данном разделе. Подразделение культуры
по видам на материальную и духовную следует
проводить как на уровне культуры общества,
так и на уровне индивида, потребности
которого подразделяются на материальные
и духовные.
Материальная
культура
Первым структурным элементом морфологии культуры обычно называют материальную культуру. К материальной культуре относятся артефакты, предназначенные для удовлетворения материальных (т.е. телесных) потребностей человека. Это всё то, что направлено на сохранение жизни человека, поддержание в нормальной физической форме его тела, а также деятельность по изготовлению и потреблению данных артефактов. Деятельность по изготовлению предметов материальной культуры происходит в сфере материального производства, объектами которого выступают орудия труда, средства и продукты производства: одежда, жилища, средства сообщения, продукты питания и т.д. Деятельность по употреблению артефактов, относящихся к материальной культуре, осуществляется в сфере материального потребления, к которой можно отнести жилища, предприятия общественного питания, «оздоровительные объекты» (медицинские учреждения, структуры, предназначенные для приобщения людей к физической культуре) и т.д.
В культурологической
Духовная культура
Культурологические словари по-
Какие черты присущи духовной
культуре? Прежде всего, надо отметить,
что духовная культура (в высших своих
проявлениях) неутилитарна, бескорыстна,
самодостаточна. Она нужна людям сама
по себе, а не ради решения каких-либо практических
задач. Важно подчеркнуть, что творческая
деятельность в духовной культуре ведёт
к тому, что она формирует особый духовный
мир, созданный человеческой мыслью, логическим
и образным мышлением, который может обогатить
духовный мир подготовленного и достаточно
мотивированного «потребителя». Особенность
духовной культуры также состоит в том,
в ней человек имеет наибольшую свободу
творчества. Эта сфера культуры по своей
сути безгранична, как безгранична перспектива
духовного возвышения человека. Разум
человека способен беспредельно проникать
в макро – и микромир действительности,
либо устремляться от неё в бесконечный
мир фантазии, что подтверждает история
искусства, мир которого постоянно расширяется
«мирами» подлинных творцов. Следует признать,
также то, что духовная культура наиболее
чувствительная, «хрупкая» сфера культуры.
Она является самой уязвимой и ранимой
областью культуры и более всего страдает
при социальных катаклизмах, когда резко
возрастают угрозы биологического
существования людей. Большие потери духовная
культура несёт в обстановке «дикого рынка».
Высокая духовная культура без постоянной
поддержки общества и государства существовать
и развиваться не может.
Ценности и антиценности духовной культуре
В самой духовной культуре
всё не так однозначно. В ней
также существует «зазор», разделяющий
мир духовных ценностей и мир духовной
жизни реальных людей. В первом случае
речь идёт о положительной духовной деятельности
людей и её продуктах. Это могут быть оригинальные
научные теории, которыми «прирастает»
наука, художественные творения, обогащающие
искусство, передовые идеи и лозунги,
«оздоровляющие» и развивающие общество.
Не вызывает сомнений существование и
отрицательной духовной деятельности
и адекватных ей результатов, содержащих
реакционные идеи, «дурные» вкусы, низменные
инстинкты, ненависть, агрессию по отношению
к людям иной культуры, религии, языка,
расы и т.п. Если духовные ценности призваны
удовлетворять культурные потребности
человека и духовно возвышать его, то антиценности
приводят «неокрепшие души» к прямо противоположным
результатам – духовному оскудению и
деградации.
Единство материальной и духовной культуры
Материальную и духовную
Бывают случаи, когда видовая
принадлежность предмета
Может ли духовная культура выполнять свои функции без материальной культуры? Ответ очевиден – нет. Успешное функционирование духовной культуры предполагает наличие необходимых материальных условий. Так, нормальная работа музеев требует надёжных, достаточно просторных, хорошо охраняемых с помощью современной техники помещений и расположенных в них экспонатов. Вряд ли возможен успешный учебный процесс без хорошо оборудованных аудиторий и т.д.
Итак, знание материальной и
Типология
культуры
Задача рационального
- в поиске таких устойчивых
признаков (принципов и
Типология культуры – это
Количество принципов (
Во-первых, по признаку свободы совести можно выделить два типа культуры: религиозный и светский (к первому относится европейская культура Средневековья, ко второму – европейская культура Нового и Новейшего времени);
Во-вторых, типы культур выделяются
и по социально-этническому
В-третьих, культуры также подразделяются по принципу структуры социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.;
В-четвёртых, основанием
В-пятых, существуют типы
Историческая линейно-
- культура древних обществ (до пятого века до Новой эры, в рамках этого типа можно выделить архаическую культуры первобытного общества, культуру Древневосточных цивилизаций и греко-римскую античную культуру);
- культура средних веков –
это эпоха в истории мировой
культуры, однако в рамках отдельных
регионов и стран её
- культура европейского
- культура Нового времени в Европе – 17-19 века, в России – 18-19 века;
- культура Новейшего времени – 20 век;
- современная культура постиндустриального (информационного) общества – кон. 20-нач.21 веков.
Однако в научной литературе
термин «историческая
Формированию представлений о
глобальной картине