Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Строение (морфология) культуры 

     Феномен культуры, как известно, состоит из множества культур, каждая из которых многогранна и многолика, её содержание облечено в различные формы. Поэтому возникла необходимость в выделении раздела в культурологии, в рамках которого изучаются эти формы и называется он морфология культуры.   Специалисты по-разному трактуют этот раздел, но здесь уместно ограничиться более кратким определением. Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры, характеризующие её внутреннее строение как целостность.

     Главные, присущие всем культурам  виды человеческой жизнедеятельности в обществе называются сферами культурного творчества  и к таковым относят материальную и духовную сферы, необходимые для существования и социума, и человека. Поэтому формальная структура культуры может быть представлена единством духовных и материальных культур. Некоторые авторы (В.К. Королёв), понимая под материальной хозяйственную культуру, в дидактических (учебных) целях отделяют от неё физическую и социальную культуры.  В этом случае морфологический «срез» культуры  представляется четырьмя элементами: материальная (хозяйственная), физическая, социальная и духовная культуры. Другие авторы (М.С. Каган) выделяют три сферы культуры: материальную, духовную и художественную.

     Из этих культур в учебной литературе главными считают материальную и духовную культуры, что связано с двумя основными видами производства и потребления: материального и духовного. Об этом  и пойдёт речь в данном разделе.  Подразделение культуры по видам на материальную и духовную следует проводить как на уровне культуры общества, так и на уровне индивида, потребности которого подразделяются на материальные и духовные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Материальная  культура 

     Первым структурным элементом  морфологии культуры обычно называют материальную культуру. К материальной культуре относятся артефакты, предназначенные для удовлетворения материальных (т.е. телесных) потребностей человека. Это всё то, что направлено на сохранение жизни человека, поддержание в нормальной физической форме его тела, а также деятельность по  изготовлению и потреблению данных артефактов. Деятельность по изготовлению предметов материальной культуры происходит в сфере материального производства, объектами которого выступают орудия труда, средства и продукты производства: одежда, жилища, средства сообщения, продукты питания и т.д. Деятельность по употреблению артефактов, относящихся к материальной культуре, осуществляется в сфере материального потребления, к которой можно отнести жилища, предприятия общественного питания, «оздоровительные объекты» (медицинские  учреждения, структуры, предназначенные для приобщения людей к  физической культуре) и т.д.

     В культурологической литературе  в рамках внутренней структуры  материальной культуры, представленной деятельностью в сфере материального производства, выделяют хозяйственную (экономическую) деятельность. Её объектами является и природа, и люди. Поэтому хозяйственную деятельность подразделяют на практически преобразовательную и практически - коммуникативную. Практически - преобразовательная деятельность производит вещественные плоды, предназначенные для человеческого потребления (а также технические сооружения и предметы, оснащающие материальное производство). Главной характеристикой практически-коммуникативной деятельности людей является культура производства. Это исторически сформировавшиеся и постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека. В них реализуется  творческое начало человека. 
 
 
 
 

Духовная  культура

     Культурологические словари по-разному  трактуют духовную культуру. Современные  представления о духовной культуре, на наш взгляд, даны в словаре  А.А. Фёдорова. Под духовной культурой  автор понимает систему ценностей,  отражающих богатство духовной жизни общества и человека, а также всю совокупность результатов духовной деятельности человека, имеющих социальное и гуманистическое значение. Духовная культура порождается познавательной деятельностью человека и выступает в виде определённого объёма знаний о природе, обществе и человеке. Духовная культура является сферой, обеспечивающей общение между людьми, что способствует социализации личности в том или ином историческом типе общества.

     Какие черты присущи духовной  культуре? Прежде всего, надо отметить, что духовная культура (в высших своих проявлениях) неутилитарна, бескорыстна, самодостаточна. Она нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-либо практических задач. Важно подчеркнуть, что творческая деятельность в духовной культуре ведёт к тому, что она формирует особый духовный мир, созданный человеческой мыслью, логическим и образным мышлением, который может обогатить духовный мир подготовленного и достаточно мотивированного «потребителя». Особенность духовной культуры также состоит в том, в ней человек имеет наибольшую свободу творчества. Эта сфера культуры по своей сути безгранична, как безгранична перспектива духовного возвышения человека. Разум человека способен беспредельно проникать в макро – и микромир действительности, либо устремляться от неё в бесконечный мир фантазии, что подтверждает история искусства, мир которого постоянно расширяется «мирами» подлинных творцов. Следует признать, также то, что духовная культура наиболее чувствительная, «хрупкая» сфера культуры. Она является самой уязвимой и ранимой областью культуры и более всего страдает при социальных катаклизмах, когда резко возрастают угрозы  биологического существования людей. Большие потери духовная культура несёт в обстановке «дикого рынка». Высокая духовная культура без постоянной поддержки общества и государства существовать и развиваться не может. 
 
 

Ценности  и антиценности духовной культуре

     В самой духовной культуре  всё не так однозначно. В ней  также существует «зазор», разделяющий мир духовных ценностей и мир духовной жизни реальных людей. В первом случае речь идёт о положительной духовной деятельности людей и её продуктах. Это могут быть оригинальные научные теории, которыми «прирастает» наука, художественные творения, обогащающие искусство,  передовые идеи и лозунги, «оздоровляющие» и развивающие общество. Не вызывает сомнений существование и отрицательной духовной деятельности и адекватных ей результатов, содержащих реакционные идеи, «дурные» вкусы, низменные инстинкты, ненависть, агрессию по отношению к людям иной культуры, религии, языка, расы и т.п. Если духовные ценности призваны удовлетворять культурные потребности человека и духовно возвышать его, то антиценности приводят «неокрепшие души» к прямо противоположным результатам – духовному оскудению и деградации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Единство  материальной и духовной культуры

     Материальную и духовную культуру, прежде всего, объединяет то, что  они являются порождением деятельности  человека, отражают его природно-культурные  основы. В материальной культуре всегда имеется духовное начало, т.к. в любом её артефакте воплощены элементы духовной культуры (идеи, знания, намерения, цели человека), что и делает его предметом культуры. Продукты духовной деятельности человека в процессе своей реализации (и сама деятельность группы людей) неизбежно облекаются в материальную форму, иначе они не могут восприниматься органами чувств других людей (сотрудниками и потребителями).

     Бывают случаи, когда видовая  принадлежность предмета культуры  вызывает затруднения. Например, одежду, которой  пользуются в  повседневной жизни, относят к материальной культуре. Но одежда, представленная в музее, а также используемая, например, на дипломатических приёмах относится уже к культуре духовной.

     Может ли духовная культура выполнять свои функции без материальной культуры? Ответ очевиден – нет. Успешное функционирование духовной культуры предполагает наличие необходимых материальных условий. Так, нормальная работа музеев требует надёжных, достаточно просторных, хорошо охраняемых с помощью современной техники помещений и расположенных в них экспонатов. Вряд ли возможен успешный учебный процесс без хорошо оборудованных аудиторий и т.д.

     Итак, знание материальной и духовной  культуры помогает понять, что  только духовная культура способна возвысить человека, поднять качество его жизни, сделать его интересным для других, но, прежде всего, – для самого себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типология культуры 

     Задача рационального осмысления  всего многообразия мира решается путём выявления и характеристики типов культуры, построение её типологии. В чём состоит проблема типологии культуры?

     - в поиске таких устойчивых  признаков (принципов и закономерностей), которые бы, во-первых, определяли  длительность исторической жизни культуры, во-вторых, позволяли бы объединить какие-либо сходные культуры в одну группу (или отличить культуру, группу культур от других культур).

     Типология культуры – это строгая  классификация культур на основе  какого-либо образца (принципа, критерия, т.е. основания, признака, присущего всем культурам данного типа). Поэтому под типом культуры (или под культурным типом) следует понимать общность черт, характеристик, проявлений культуры, отличающих данные культуры (либо культуру) от других культур.

     Количество принципов (критериев)  типологизации культур на сегодняшний день точно неопределенно. Назову лишь некоторые типологии культур, выделенные на основе определённого принципа.

     Во-первых, по признаку свободы  совести можно выделить два  типа культуры: религиозный и светский  (к первому относится европейская культура Средневековья, ко второму – европейская культура Нового и Новейшего времени);

     Во-вторых, типы культур выделяются  и по социально-этническому основанию. Каждый народ (этнос) на какой бы стадии исторического развития он ни находился, имеет свою культуру. Наличие национального (родного) языка – один из существенных признаков этнической культуры, показатель её типа (сейчас более 2,5 тыс. самостоятельных языков);

     В-третьих, культуры также подразделяются по принципу структуры социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.;

     В-четвёртых, основанием определения  типов культур может выступать  уровень технологии материального (а также социально-интеллектуального) производства. По этому признаку выделяют доиндустриальный (традиционный), индустриальный (техногенный) и постиндустриальный (информационный) тип культуры. Третий тип культуры, считают исследователи, будет характеризовать человечество в третьем тысячелетии.

     В-пятых, существуют типы культур,  которые соответствовали основным  историческим эпохам человечества. Данная типология наиболее распространена в научной и учебной литературе по культурологии и относится к «линейно-прогрессистскому подходу» к пониманию культурно-исторического развития. Представление исторического времени как  линейно направленное от прошлого через настоящее к будущему, связано с верой в возможности поступательного, прогрессивного развития общества и цивилизации.

        Историческая линейно-направленная  типология представлена пятью  типами культур:     

     - культура древних обществ (до  пятого века до Новой эры,  в рамках этого типа можно  выделить архаическую культуры  первобытного общества, культуру Древневосточных цивилизаций и греко-римскую античную культуру);

     - культура средних веков –  это эпоха в истории мировой  культуры, однако в рамках отдельных  регионов и стран её продолжительность  разная (в Европе – 5-15 века, в  Византии - 4-15 века, в России – 10-17 века);

     - культура европейского Возрождения  и Реформации (кон. 15-16 века). В Италии  – 14-16 века;

     - культура Нового времени в  Европе – 17-19 века, в России  – 18-19 века;

     - культура Новейшего времени  – 20 век;

    - современная культура постиндустриального (информационного) общества – кон. 20-нач.21 веков.

     Однако в научной литературе  термин «историческая типология  культуры» в значительной степени  связывается с концепциями   замкнутых локальных культур  или цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Данилевский). В них культура рассматривается как основа общественно-исторического существования и развития и подчёркивается самостоятельное, органическое существование отдельных «замкнутых культур». Поэтому культурно-исторический мир, взятый в целом, представляется сторонникам данных концепций совокупностью не связанных между собой локальных цивилизаций.

     Формированию представлений о  глобальной картине культурного  развития способствует также и знание концепции известного философа и культуролога К. Ясперса  (1883-1969). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"