Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Основные
тенденции в европейском
В XIX веке европейская культура вступила в полосу зрелости. Её образцы приобретают классические формы, а культура в целом – ярко выраженный буржуазный характер. Складывается капиталистическая система хозяйствования. Быстрорастущее крупное машинное производство нуждалось в людях с новой системой ценностей. Это – инженеры, специалисты, рабочие, подготовка которых привела к глубоким изменениям в структуре культуры европейского общества.
1. Наиболее интенсивно
2. Утверждение капиталистической
системы хозяйствования
3. НТП обусловил новую структуру
экономики, её ведущими
4. Порождённые НТП
5. Другим следствием НТП было
возникновение фотографии, фонографа,
телеграфа, кинематографа,
6. Создаются принципиально новые
– синтетические виды
7. Наука в XIX веке выступает как классическая система научных знаний. Если научные знания отвечали требованиям точности и проверяемости, то их признавали истинными.
8. В общественном сознании под
воздействием философии и
9. Формирование новой картины мира повлияло на динамику художественных стилей: к середине XIX столетия романтизм уступает место реализму. Художники-реалисты видели свою задачу в погружении в реальную материальную действительность, её исследовании, чтобы на основе его данный найти пути решения проблем общества и человека.
10. Однако уже в середине XIX века появляются признаки надвигающегося кризиса новоевропейской культуры: появляются философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим настроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Бог вытесняется человеком-преобразователем окружающей действительности в собственных интересах. Ориентиром культуры становятся польза, достаток, комфорт. Безудержное стремление к капиталу, открывающему путь к комфортной жизни и власти в «безбожном» обществе ведёт к духовному и нравственному оскудению людей.
Периодизация,
истоки, основные факторы развития средневековой
европейской культуры
Европейское средневековье –
эпоха, расположенная между
греко-римской античностью и
- раннее средневековье (5-10 вв.);
- зрелое средневековье (11-13вв.
- позднее средневековье (14-15 вв.).
В это тысячелетие произошли
грандиозные события:
Что лежит в основе с/в
На процесс становления и
С образованием на территории Западной Европы национальных государств, в них сформировались три сословия, в рамках которых формировались культуры: духовная, дворянская и народная.
Средневековой культуре присущи следующие черты: теоцентризм, символизм и аллегоричность научного и художественного творчества, анонимность произведений искусства, иерархизм, дуализм. В основе своей культура была религиозной.
Полисная
демократия и расцвет греческой культуры
Древняя Греция представляет
собой сосуществование
Демократический характер
В чём проявлялась связь между
демократическим характером
- полисная демократия давала
грекам дух свободы, что
- развитая государственная
- публичная политическая жизнь
стимулировала развитие
- свободные и полноправные
Религия
и мифология в Древней Греции
Исключительное своеобразие
Чем это обусловлено? – Главным принципом жизни эллина был космологизм: космос – упорядоченный хаос. Он абсолютен и определяет законы бытия. Поэтому бессмертные боги не были всемогущими, они также подчинялись космосу. Это сближает богов и людей, боги в представлениях греков были антропоморфными, т.е. по внешнему виду не отличались от людей. Боги воспринимались греками как одна семья, «возглавляемая» Зевсом - «отцом богов и людей». У него были жена (Гера), дети (Арес, Афина), братья и сёстры (Посейдон, Аид, Деметра, Гестия). Боги были прекрасны, но их красота считалась вполне достижимой и для людей. Посредниками между людьми и богами выступали герои, которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов. Греки поклонялись своим богам, но у эллинов не было религиозного фанатизма, они также не обожествляли своих правителей.
Своеобразие греческой
Греческая мифология
Средневековье
как эпоха в истории мировой
культуры
Термин «средневековье»
Философские
и политические идеи эпохи Просвещения
Просвещение – это идейное
(и общественное) движение эпохи
перехода от феодализма к
Исторические рамки
Просветители опирались на
Цели и идеалы Просвещения:
- свобода,
- благосостояние и счастье всех людей,
- мир, ненасилие, веротерпимость,
- вольнодумство,
критическое отношение к
Просвещения началось в Англии,
было связано с именем Дж. Локка
(1632-1704), провозгласившего три
Ш. Монтескьё, Ф. Вольтер
Дидро, Гельвеций и Гольбах отрицали феодальную собственность и отвергали деспотическую власть, отвергали философский идеализм и религию.
Идеологом народных низов был
Жан Мель, Он выступал против
всякой частной собственности
и защищал коммунистический
Особую позицию занимал Ж.Ж. Руссо, требовавший передачи власти от немногих всем, отстаивал эгалитаризм (равное распределение частной собственности среди граждан), утверждал идею народоправия, боролся за улучшение жизни народа.
Ведущим просветителем
Законы
развития культуры
Культурология – это наука.
Она изучает законы