Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Концепция
К. Ясперса
В ХХ веке немецкий философ-
Восточный
и западный типы культуры
Современные исторические типологические представления о культуре предполагают обращение к антитезе «Восток-Запад», так как они представляют собой культурные «полюса», две во многом противоположные культурные традиции, два «крупных» типа культуры.
Впервые эти понятия были использованы в строгой теоретической форме Г.В.Ф. Гегелем (1770-1831). Восток выступает у Гегеля в виде трёх культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Запад, в его представлении, объединяет античный (греко-римский) мир и возникшую уже в христианскую эпоху западноевропейскую цивилизацию. М. Вебер (1864-1920) обратился к этой антитезе и наполнил её новым содержанием. Он подчеркнул принципиальную специфику западной культурной традиции (её «выпадение») из общей цивилизационной нормы. Ныне эти два типа культуры представляют собой две различные «системы координат», два миропонимания. Эти культурные традиции проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом.
Какой методологический
В чём они состоят? Рассмотрим их по некоторым основным позициям.
1. В отношении к миру. (западная культура – «а», восточ. куль-ра – «б).
а) главное внимание направлено на поиск субстанции (основы бытия). Доминируют представления о несовершенстве мира, поэтому необходимо творчество для его разумного переустройства. Это удел Бога и человека;
б) в восточной культуре главное внимание обращено на познание структуры мира, выявление роли его частей. А творчество рассматривается исключительно как удел неба и богов. Мир изначально гармоничен и совершенен и переустройства не требуется.
2. В отношении к природе.
а) «западный человек» повелевает природой в соответствии со своими потребностями. Единство человека и природы возможно, только через её изменение («подстраивание» к человеку);
б) «восточные люди» считают, что человек и природа нерасторжимы. Их единство основано на приспособлении человека к природе (т.е. к естественному ходу вещей) через самосовершенствование души и тела.
3. В отношении к государству, власти, закону.
а) на Западе закон выше власти, она требует своего обоснования. Лидер доказывает своё право на лидерство. Человек подчинён государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности в обществе определяют её умения и способности;
б) власть выше закона и не нуждается в обосновании. Человек служит государству и телом, и душой. Положение человека обусловлено его социальным статусом в жёсткой общественной иерархии.
Таким образом, всё изложенное
выше свидетельствует о многообразии
подходов к проблеме типологии культуры,
о том, что главной проблемой является
выбор критериев типологизации.
Тема 5.
Функции культуры
Культура представляет собой
многофункциональную систему и
поэтому обеспечивает
Функции культуры различны и
многообразны. Они различаются и
по субъекту культурной
1. Как многофункциональная
Подтверждение тому, истории о детях-маугли, которые воспитывались в стае зверей. Потом такой ребенок оказывался потерянным для общества: он не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки. Культура при этом выступает в виде «способа социального наследования».
2. Преобразовательная функция означает, что по мере социального становления человека он создаёт свой мир артефактов, приобретает необходимые навыки и технологии для успешного преобразования природы, общества и самого себя.
3. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения, информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Так действует функция трансляции социального опыта. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.
4.
Не менее важной является
5.
С уже названной тесно
5. Еще одна – ценностная или аксиологическая функция. Она способствует формированию у человека ценностных представлений, позволяет различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких оценок выступают, прежде всего, нравственные и этические ценности.
6. Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит выражение в созидании новых ценностей и знаний, норм и правил. Это функция обновления уже существующей культуры.
7. Наконец, большое значение имеет компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и психических сил человека.
Все
названные функции культуры тесно
связаны между собой и могут
быть сведены к двум моментам: накопление,
передача опыта и осуществление
творчества, совершенствование общества
и человека.
Ценности
культуры
Мир ценностей культуры очень сложен, бесконечно разнообразен и трудно поддаётся описанию и систематизации. Но ценности нужно знать, потому что именно они определяют смысл и качество нашей жизни. Этим, наверное, и объясняется создание и развитие науки о ценностях – аксиологии, которая и разрабатывает различные подходы к структурированию, т.е. упорядочиванию ценностей. Сейчас нам надо выяснить, что такое ценности культуры.
В современных публикациях
Выделяют два уровня ценностных представлений (парадигм, образцов). Первый определят ценностные парадигмы (образцы), функционирующие на уровне обыденного сознания (А.П.- что характерно для «массового человека»). Это ценности, к которым стремятся люди в своей повседневной жизни.
Второй – парадигмы социальных
ценностей и идеалов. Они
Рассмотрим ценности
Чтобы обыденная суета, проза
повседневной жизни не
Перед каждым человеком стоит проблема смысла его жизни. Чтобы её решить надо осознать то, что индивидуальная жизнь есть часть общей жизни,
т.е. жизни семьи, коллектива, народа и всего человечества. Эта общая жизнь – дар (величайшая ценность), которым люди владеют совместно. Но сохранение этого дара предполагает личную ответственность каждого человека. Каждый участник совместной жизни (подчеркните в своих конспектах) должен заботиться и о себе, и о других. И эта, казалось бы , всем известная «простая» мысль отражает главное условие существования человеческого рода. Благодаря заботам людей друг о друге возможна жизнь общества, которое существует (в отличие от человека) в историческом времени (исчисляемом тысячами лет).
Человек сам наполняет свою жизнь смыслом. Но это возможно при условии, если он поднимается до высот духовных ценностей (таких как гуманизм, совесть, благородство, справедливость, сострадание, честь и др.) В этом случае человек выходит за рамки обыденного сознания, становится личностью, способной осмыслить парадигмы (образцы) социальных ценностей. К ним относятся, например, социальное равенство, демократия, свобода, социальная справедливость, гражданское общество, государство, закон, просвещение и др.