В отечественной культурологической
литературе можно выделить два
основных подхода к пониманию законов
развития культуры и общества. Одни авторы
(А.С. Ахиезер) вводят понятие единого социокультурного
закона, которое фиксирует связь между
культурой (её существованием и воспроизводством)
и её носителем (т.е. обществом). Эти авторы
считают, что носитель культуры (т.е. само
общество) способно разрешать, снимать
противоречия между социальными отношениями
и своей культурой. Не отрицая эту способность
общества, подумаем, а тождественны ли
законы развития общества и культуры в
принципе? Обратимся к другому подходу
(М.С. Каган). В соответствии с ним культура
и общество (т.е. среда её функционирования
и развития) живут по внеприродным, но
разным законам.
Общество
– преимущественно по закону смены
одного исторического типа другим,
культура – по законам накопления и изменения
ценностей, сочетания традиций и новаций
и др. Мы разделяем вторую точку зрения
и, опираясь на выводы авторитетных учёных,
выделяем основные законы развития культуры:
закон единства и разнообразия культуры;
закон преемственности в развитии культуры;
закон прерывности и непрерывности развития
культуры; закон взаимодействия различных
культур.
Закон единства и разнообразия
культуры. Он означает, что многообразие
и единство культур народов,
населяющих планету, является объективной
реальностью. Это значит, что культура
воспринимается как совокупное коллективное
достояние всего человечества; культура
воплощает в себе родовые свойства и человека,
и всего человечества; культуры всех народов
внутренне едины и вместе с тем самобытны.
Каждый народ собственной культурой вносит
свой вклад в сокровищницу культурных
достижений человечества.
Закон преемственности в развитии
культуры. Преемственность – основа
развития культуры и также
составляет её важнейшую объективную
закономерность. В соответствии с ней
культура представляет собой, прежде всего,
как исторически унаследованный опыт
поколений, позволяющий каждому новому
поколению усваивая опыт предков, обогащать
его новациями и тем самым отвечать на
вызовы «своего времени», выживать и «давать
жить» будущим поколениям.
Закон прерывности и непрерывности
развития культуры также носит
объективный характер. Знание данного
закона позволяет понять историческое
развитие культуры, которое одновременно
и прерывное, и непрерывное. Известно,
что каждой эпохе в развитии человечества
присущ свой тип культуры. Но эпохи (формации,
цивилизации) не вечны, неизбежная смена
эпох приводит к возникновению и утверждению
нового типа культуры. Историческое
развитие культуры «непрерывно» продолжается,
а наступление нового типа культуры означает
её прерывность.
Закон взаимодействия и сотрудничества
культур. Взаимосвязь, сотрудничество
различных культур – признаётся
объективной закономерностью, изучаемой
культурологией.
«Крепнущее» с течением исторического
времени единство всемирно-исторического
процесса обеспечивается постоянно возрастающими
мировыми культурными контактами. Ныне
страны, оказавшиеся в силу тех или причин
в состоянии изоляции, неизбежно «задерживаются»
в своём социокультурном развитии, обрекая
свои народы на материальную и духовную
«нищету», создавая проблемы для других
народов (наркомания, терроризм и пр.).
Каждая культура при всех своих
особенностях, как правило, способствует
общечеловеческим достижениям, общему
прогрессу мирового сообщества.
Культура
и цивилизация
Понятия «культура» и «цивилизация»
тесно связаны между собой.
У них есть и нечто общее,
и существенные отличия. Обратимся
к истории понятия «цивилизация»
(от лат. сivilis – гражданский, государственный),
содержание которого на всём её протяжении
претерпевало серьёзные изменения. Оно
было введено французскими просветителями
для обозначения общества, основанного
на началах Разума, Справедливости, Закона.
С конца ХVlll века термин «цивилизация»
уже выступает как синоним культуры. С
этого времени цивилизация воплощает
единство всех наиболее развитых культур,
противостоящих варварству и знаменующих
прогресс человечества. Но в это же время
зарождаются и иные представления о цивилизации
– она рассматривается как материальная
культура, как сфера вещей и услуг, а содержание
собственно культуры сводится к духовному
творчеству. В дальнейшем тенденция «разделения»
этих понятий усиливается и на рубеже
ХlХ – ХХ веков приводит к их противопоставлению.
Так, О.Шпенглер считает, что цивилизация
– это этап упадка культуры, её старения.
Ещё более категоричен Н. Бердяев, характеризующий
цивилизацию как антигуманное вырождение
культуры, обусловленное господством
техники, урбанизации, материальных потребностей,
приводящим к упадку нравственности и
духовности. Своё отношение к цивилизации
определили и марксисты, которые рассматривали
её как ступень истории общества и
культуры, следующей за варварством. Её
характер определяется материальным развитием,
состоянием способа производства.
В настоящее время на соотношение культуры
и цивилизации существует немало точек
зрения, но всё их многообразие можно свести
к трём позициям: 1)
эти понятия выступают как синонимы (существенные
отличия между ними отрицаются);
2) между
культурой и цивилизацией признаётся
и сходство, и различие (цивилизация, считает
Ф. Бродель, - база культуры);
3) культура
и цивилизация противопоставляются.
Цивилизации возникли после исторически
первого типа культуры (к которой,
как известно, относится архаическая
культура первобытного общества). Первыми
цивилизациями были древневосточные (Месопотамия,
Древний Египет, Древняя Индия и Древний
Китай). Они имели все необходимые признаки
цивилизации (письменность, государственность,
письменное право, отделение земледелия
от ремесла, расслоение общества на классы,
появление городов и городской культуры)
и положили начало истории цивилизаций.
Основным её стадиями являются: аграрно-традиционная
цивилизация (охватывающая рабовладельческое
и феодальное общества), индустриальная
цивилизация (капиталистическое общество)
и постиндустриальная (информационная)
цивилизация, которая существует с 50 –
70 гг. ХХ века по настоящее время.
Цивилизации также выделяют в
«горизонтальной плоскости»: глобальную,
континентальные (например, европейскую)
и национальные (например, российскую,
германскую и т.д.).
В настоящее время понятие
«культура» акцентирует меру
развития человека, его внутреннего
мира и духовных сил. Понятие
«цивилизация» отражает организацию
общественной жизни, характеризует
«внешнее», социальное бытие культуры,
создаёт те или иные условия для её развития.
Цивилизациями также называют
уникальные исторические образования,
ограниченные пространственно-временными
рамками. Они имеют особую значимость
в мировой истории, в формировании
основ современной цивилизации и культуры,
т.к. отличаются характером своего отношения
к миру природы, обществу, самому человеку.
Статика
и динамика культуры
Культура представляет собой
противоречивое единство сохранения,
воспроизводства, обновления и развития
своих элементов, свойств и отношений.
Состояние покоя, относительной неизменности
культуры выражается понятием «статика».
Развёрнутое изложение этого понятия
даёт культурологический словарь. «Статика
культуры – состояние культуры в покое,
в некотором историческом стоянии. К культурной
статике относится внутреннее строение
культуры – совокупность базисных элементов
или черт и форм культуры, конфигурации,
характерные сочетания таких элементов».
Однако культура не может существовать
без изменений, которые происходят в ней
и во взаимодействии различных культур,
что выражается понятием «динамика». Под
динамикой культуры в справочной литературе
«видят» изменения, происходящие внутри
культуры и во взаимодействии разных культур,
для которых характерна целостность, наличие
упорядоченных тенденций, а также направленный
характер.
Статическая сторона общественного
организма и его культуры стала
привлекать внимание мыслителей в период
становления и зрелости индустриального
общества, когда культурологическая мысль
поднимается до теоретического уровня.
В это время объектом исследования становится
структура общества, взаимодействие и
взаимовлияние его элементов, что предполагает
изучение внутреннего строения его культуры,
её черт и форм. На этом этапе исторического
развития философы также уделяют большое
внимание проблемам социокультурной изменчивости
и развития изучения развития (И.Гердер,
Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс).
В период заката индустриального
общества, нарастающего
ускорения
социокультурного развития акцент в
культурологических исследованиях перемещается
от статики к изучению проблем динамики,
циклов развития, кризисов, социальных
катаклизмов, их преодоления.
В настоящее время, когда происходит
глобализация культуры и в течение жизни
одного поколения сменяется несколько
культурных эпох, главное место в культурологии
начинает занимать теория культурных
изменений, переходных процессов, взаимовлияния
культур, диагностики и предвидения
кризисов и путей выхода из них.
Таким образом, существование
культуры включает в себя как
устойчивые, так и изменчивые
моменты. Устойчивость в культуре
– это, прежде всего, традиция.
Традиции, в самом кратком изложении
– это элементы культурного наследия.
К ним относят идеи, ценности, обычаи, обряды,
способы мировосприятия и т.д. Традиции
сохраняются и передаются от поколения
к поколению в неизменном виде. Традиции
существуют в разных формах культуры :
науке, религии, морали, искусстве и т.д.
Система традиций отражает устойчивость,
статику общественного организма.
Однако жизнедеятельность культуры невозможна
без обновления, предполагающего реализацию
творческого начала культуры. Способом
обновления культуры является новация
(инновация). Инновации в культуре – это
нововведения, изобретения, нормы и ценности,
появляющиеся в определённой культуре.
Носителями и проводниками инновации
становятся личности или группы – элиты,
не принимающие устоявшихся форм и норм
социальной и духовной жизни. Различают
два процесса культурной инновации: внутренний
(когда нововведения осуществляются внутри
этнической культуры) и внешний, когда
происходит воздействие в двух формах
инновации – заимствование и стимулирование
культурной трансформации. Культурные
инновации внедряются в культуру этноса,
проходя три этапа. Первый – этап отбора,
в процессе которого лишь часть инноваций
принимается данной культурой (и заимствование
также проходит выборочно); второй – этап
модификации – адаптации инновации к
специфике культуры данного этноса; третий
– этап интеграции, когда культурные инновации
уже не воспринимаются как нечто новое
и становятся традицией в культуре этноса.
Творение культурных ценностей
всегда носит общезначимый характер.
Научное открытие или художественное
произведение должны распространиться
в обществе, получить отзыв и признание
людей. Всякая инновация в культуре проверяется
историческим временем, заново оценивается
каждым последующим поколением людей
и лишь принятая им, становится элементом
его культуры.
Итак, единство традиции и обновления
– универсальная характеристика
любой культуры. Но эти две
её стороны находятся в разном
соотношении, что даёт основание
для классификации обществ на
традиционные и современные. В традиционных
обществах традиция господствует над
новацией и творчеством. Культурные образцы,
созданные предками, лишь воспроизводятся
их потомками в неизменном виде. Отступления
от нормы, установленной в глубокой древности,
как правило, не одобряются, осуждаются,
жестко пресекаются.
В современном цивилизованном
обществе обновление и новаторство
являются общепринятой ценностью. Всякая
новация (научная, художественная, технологическая)
имеет индивидуального автора и высоко
оценивается обществом, особенно в научно-технической
сфере. В литературе приводится такой
факт: опытная наука за 300 лет своего существования
в наиболее развитых странах Запада дала
возможность повысить уровень жизни в
15-20 раз. Но эта безудержная гонка в потреблении
материальных благ ведет к социальной
дестабилизации, порождает кризисные
явления. Поэтому стабилизация
и устойчивое развитие актуальны для современного
общества.
Ценности и установки, которые господствуют
в семье, в сфере обыденной жизни обладают
статусом психологической привычки, социального
стандарта и обусловливают соответствующие
модели поведения. В условиях высокой
политической культуры населения и уважительного
отношения власти к общественному мнению,
они становятся важным фактором общественной
стабильности, эффективной работы социокультурных
институтов.
Общество в современной России
пока трудно назвать стабильным
и главную причину его нестабильности
культурологи (А.Я. Флиер) видят в отсутствии
условий и культурных навыков для равного
участия всех граждан в свободной социальной
конкуренции на рынке труда и капитала.
Это приводит к обесцениванию культурных
норм, затрудняет устойчивое развитие
страны.