Театр в жизни древнегреческого полиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:48, реферат

Описание

Театр греков — древнейший на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара. Эти исследования показывают, как велика была роль театра в античном обществе, где он являлся одновременно государственным учреждением, социальным институтом, культурным центром, выразителем общественно-политических настроений.

Содержание

Введение. 3
1.История происхождения древнегреческого театра и драмы. 5
2. Архитектура древнегреческого театра 7
3.Театр как социальный институт. Функции театра в античном греческом обществе 8
4.Специфика древнегреческого театра: Актёры и маски. 9
5.Специфика театра Древней Греции: Хор и зрители. 11
6. Древнегреческие драматурги. 12
Заключение 18
Список используемой литературы: 20
Ссылки 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 57.03 Кб (Скачать документ)

Эсхил добился признания как у своих современников, так и у потомков. Под непосредственным влиянием Эсхила находились Софокл и Еврипид, Аристофан признал его первенство в Лягушках. В эллинистическую эпоху его произведения уже не ставились; им занимались лишь грамматики и историки литературы. На драматургов нового времени Эсхил оказал влияние посредством трагедий Сенеки. Известный еще со времен Ренессанса, он возбудил особый интерес в XVIII в. Сильное влияние Эсхила наблюдалось в период романтизма. Английские поэты (Байрон, Шелли, Китс), основываясь на Прометее прикованном, создали и распространили представление о “прометеизме”. Ближе к концу XIX в. трагедии Эсхила снова вышли на сцену и играются до наших дней, особенно Орестея. Влияние Эсхила на искусство было меньшим, чем на поэзию.

 

Софокл

(496 - 406 гг. до н.э.)

Великий трагический поэт Софокл родился  во второй год 71-й Олимпиады в  небольшом селе Колон, в получасе ходьбы от Афин. На всю жизнь сохранил Софокл при-вязанность к родным местам. Уже стариком он с любовью вспоминал  о храмах и домах Колона, о вечно бегущих водах реки Кефис, о виноградниках и холмах, с вершины которых открывался велико-лепный вид на афинский Акрополь и далекое синее море с вид-неющимся на горизонте берегом Арголиды. Став известным поэтом, Софокл увековечил свою родину в пьесе "Эдип в Колоне", где он назвал "светлый Колон с его сладкозвучными соловьями" украше-нием афинской земли.

    Ко времени жизни Софокла  содержание трагедий стало разнообразней.  В них уже рассказывалось не  только о страданиях и конечном торжестве Диониса. Действующими лицами трагедий становятся также другие боги, герои и даже смертные. Однако по-прежнему женские роли исполнялись мужчинами и хор оставался исключительно мужским. Участники его уже не изображали коз-лоногих спутников Диониса - сатиров, но в зависимости от со-держания пьесы - то почтенных старцев, то юных или старых женщин, то есть тех, устами которых автор выражал свое отношение к происходящим на орхестре событиям. Песни хора порицали или восхваляли поступки героев трагедии.

В 468 г. до н.э. на празднике великих  Дионисий, 27-летний Софокл поставил свою первую трагедию о легендарном герое  обучившем афинян земледелию ("Триптолем"). Ему предстояли соревноваться с  самим Эсхилом. Это было состязание старого искусства - искусства торжественного стиха - и нового, стремившегося увлечь зрителя занимательностью действия. Мнение публика разделилось: одни были за Эсхила, другие - за Софокла. Бурные споры грозили перейти в рукопашную схватку. Руководитель празднества, который должен был назвать судей для присуждения награды, был в затруднении, как выбрать таких людей, авторитет которых будет непререкаем.

После первой пьесы Софокл в течение  своей долгой жизни написал еще  более 100 трагедий и 18 раз получал  высшие награды К сожалению, из его пьес до нашего времени дошло только 8, но и этого достаточно, чтобы понять и оценить гениальность драматурга.

Пьесы Софокла были следующим шагом  в развитии греческого театра. Эсхил  писал трилогии. Каждая пьеса трилогии отражал только один какой-нибудь эпизод мифа: лишь познакомившись со всеми тремя трагедиями, зритель получал представление о мифе в целом. У Софокла же каждая пьеса являла собой самостоятельно целое, со своей завязкой, развитием действия и развязкой. Если героями Эсхила были обычно боги или люди, наделенные титаническими силами, то герои Софокла были обыкновенными людьми характеры которых он идеализировал. При этом он всегда выдели какую-нибудь одну основную черту характера - храбрость, мудрость, гордость и т. п. В изображении душевных переживаний драматург достиг большого искусства. В трагедиях Софокла героев влекут к гибели не страсти и недостатки характера, а неодолимый рок, судьба, предопределенная человеку еще до его рождения. Идея неотвратимой судьбы не случайно играет такую большую роль в трагедиях Софокла. Хотя время, его жизни и пришлось на период расцвета Афин, непрерывные войны и глубокие внутренние противоречия невольно наводили наиболее дальновидных афинян на мысль о неизбежном конце их благополучия. Идея неотврати-мости судьбы наиболее ясно чувствуется в партиях хора, который все время присутствует на орхестре и своим пением сопровождает развитие действия. Хор у Софокла стоит выше страстей, владеющих героями, и выражает высшую мудрость, общую волю сограждан, которой отдельным человек должен подчиняться.

В историю мировой литературы Софокл вошел как создатель трагического образа мудрого царя Эдипа, принадлежавшего  к роду, над которым за грехи  предков тяготело проклятие богов. Трагедия "Царь Эдип" была представлена на третий год Пелопоннесской войны, когда в Афинах свирепствовала эпидемия чумы.

Софокл написал еще много  прекрасных трагедий. Сюжеты для них  он черпал из сказаний о Троянской  войне, мифов о подвигах Геракла  и странствиях аргонавтов.

Трагедии Софокла поражали четкостью  построения и ясностью мысли, которую он хотел внушить своим согражданам. Восхищает то искусство, с которым поэт рисует образы своих героев: как мужчины, так и женщины в его пьесах глубоко человечны. Афиняне очень любили произведения Софокла, любили также его самого и его семью. В афинском театре при жизни Софокла ставили трагедии его родственников - двух сыновей, племянника и даже внука, Бывало, что народ присуждал награду не великому трагику, а его молодым соперникам, но не это расстраивало Софокла.

Софокл умер в конце Пелопоннесской войны в возрасте около 90 лет и был похоронен в семейном склепе на дороге из Афин в родной Колон. Всего несколько лет не дожил Софокл до поражения Афин в Пелопоннесской войне. Погибло все то, что он так любил. Но его трагедии пережили века и до сих пор доставляют наслаждение людям. 

 

Еврипид

(485 - 406 гг. до н.э.)

 
Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи, потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего, привыкшего к «величавым словам».  
Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445-430 годах до н.э., а вторая половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны (431- 404 годы до н.э.), когда демократические Афины столкнулись с другим могущественным объединением - олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида «Андромаха», где спартанский царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гермиона выведены коварными и жестокими людьми.  
В «век Перикла» Афины сделались главным культурным центром всего греческого мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный оратор, талантливый полководец, тонкий политик. При нем перестраивались Афины, возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая формула «Человек есть мера всех вещей»). В то время Гиппократ начал создавать медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало ораторское искусство...  
Афины называли «школой Греции», «Элладой Эллады». Не удивительно, что патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии Еврипида - «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки».  
Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился в день победы в Саламинском сражении (где греческий флот разгромил персов) в 480 году до н.э. на острове Саламине. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими летописцами преемственность трех великих трагиков - слишком красиво, чтобы быть правдой. «Паросская хроника» называет датой рождения Еврипида 484 год до н.э., что исследователям представляется более достоверным.  
В «Жизнеописаниях» говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они взяты из комедии Аристофана («Женщины на празднике Фесмофорий»), известного своими нападками на трагика он намекал и на его низкое происхождение от простой зеленщицы, и на неверность его жены и т. д.  
По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше похоже на правду - за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники называли Еврипида «философом на сцене». Подтверждает последнюю биографическую версию и римский писатель Авл Геллий в «Аттических ночах», где говорит, что Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора.  
Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ко всему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком. Можно ли считать его женоненавистником Думается, вряд ли (и здесь не обошлось без Аристофана). Даже «демонической» Медее Еврипид позволяет произнести слова, за много веков предвосхитившие некрасовскую тему «долюшки женской» .

Слава пришла к Еврипиду, увы, после  смерти. Современники не сумели его оценить.

Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и  у него на родине, в то время как  Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру, «Медею» перерабатывали Энний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид оказал влияние на Корнеля («Медея»), Расина («Федра», «Андромаха», «Ифигения», «Фиваида, или Братья-враги»). Вольтер по мотивам его трагедий написал «Меропу» и «Ореста». Шиллер на основе «Финикиянок» Еврипида создал «Мессинскую невесту». 

Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях  поэтов, одержал главную победу - над временем, и по сей день его  трагедии украшают театральные сцены. 

 

 

Аристофан

(ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла 
художественного расцвета в творчестве Аристофана. Выступив в пору интенсивного нарастания общественных противоречий внутри афинского общества страстным защитником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан использовал театр как арену борьбы за свои идеалы. 
В своих сатирических произведений Аристофан вывел множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обманывающего народ и грабящего государственную казну; философа-софиста, развращающего своим учением юношество и другие типы. Положительным же героем комедии Аристофана выступает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1—2 рабов. Идеологическая направленность древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного 
комоса: деление хора (он состоял в комедии из 24 .чел.) на два полухория: агон (словесное состязание персонажей, сопровождавшееся иногда дракой) и парабас (обращение хора к зрителям: политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-сатирические песни античных земледельцев). Комедии Аристофана создавали живой, сценически выразительный тип представления, богатый острыми диалогами, насыщенный буффонадой; всё это требовало от постановщика и актёров изобразительности, яркости характеристик, смелых, остроумных мизансцен.

Заключение

 

Итак подведу общие итоги и краткие выводы. Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века.

Следует сделать вывод, что древнегреческий  театр, помимо того, что имеет огромное значение для всей мировой культуры, играл одну из главных ролей в  общественной жизни античного полиса.

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства. 
Победителями на драматических состязаниях вначале признавались только 
хорег и драматург.

Театральные представления происходили  в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы. На эти представления люди собирались с восхода солнца.  Сперва им было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители. Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов – медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теорикон).

Греческая публика была очень восприимчивой  и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и  подставные лица. Рассказывают, что  комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника - Менандра. Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

Возникшая древняя аттическая комедия V в. до н.э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала  вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии. Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокл, Еврепида – и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

Информация о работе Театр в жизни древнегреческого полиса