Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:00, реферат
Разнообразные подходы к общему пониманию предмета, особенно принимая во внимания тенденции 60—80-х годов, значительно усложняют структуру психологической антропологии. Она состоит из теоретической части, а также включает научные подразделения на предмет и метод. Деление по предмету содержит традиционные темы этнопсихологии и междисциплинарные области знания. Деление по методу включает психологический, психоаналитический и этологический подходы. Методологический раздел — это история проблемы взаимодействия психологии и антропологии, образования понятия “человек”, “личность” в американской этнологии и несколько другие общетеоретические вопросы.
Введение 3
Постфигуративная культура 5
Кофигуративная культура 8
Префигуративная культура 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
ГОУ ВПО Московской области
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра социально - гуманитарных наук
Типология культур, по М. Мид
Реферат
По дисциплине « Культурология »
Выполнила:
Студентка группы 2031
Виноградова Е.С.
Проверила:
Мельникова Н.Е.
Дубна, 2011
Содержание
Введение 3
Постфигуративная культура 5
Кофигуративная культура 8
Префигуративная культура 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Разнообразные подходы к общему пониманию предмета, особенно принимая во внимания тенденции 60—80-х годов, значительно усложняют структуру психологической антропологии. Она состоит из теоретической части, а также включает научные подразделения на предмет и метод. Деление по предмету содержит традиционные темы этнопсихологии и междисциплинарные области знания. Деление по методу включает психологический, психоаналитический и этологический подходы. Методологический раздел — это история проблемы взаимодействия психологии и антропологии, образования понятия “человек”, “личность” в американской этнологии и несколько другие общетеоретические вопросы.
Обратимся теперь к конкретным видам исследований в пределах выделенных уровней. Традиционные темы принадлежат этнопсихологии на сегодняшний день. Включая изучение детства. Как и на ранних этапахразвития этнопсихологии, этот предмет исследования важен практически во всех подразделениях предложенной структуры психологической антропологии. Детство — это и традиционный, и междисциплинарный предмет исследования, и теоретическая проблема — самый важныйи значительный аспект психологического, психоаналитического и этологического подходов. Это одна из центральных проблем современной антропологии, в которой психологическая антропология играет главную решающую роль.
Возрождениеинтереса к этнопсихологическому исследованию современности, о чем свидетельствует анализ психологического аспекта этничности, рассмотрении вопроса и решение проблемы “этническая идентичность и национальный характер”. Одна из исследователей — основоположников этнопсихологии, М. Мид, выступила в связи с этим с программной статьей “Антропология и этничность”
Самое важное качествоили свойство— социальный способ передачи культуры в обществе, обеспечивающий преемственность (непрерывность) поколений. Наиболее важной стороной образования ребенка является развитиеи воспитание в нём знаний и навыков, приобретенных в данной этнокультурной общности. И с другой стороны нельзя минимизировать важность физического развития, мы можем сказать, что большая часть жизни, в том числе взрослой жизни, определяется не только биологией человека, но прежде всего — культурными традициями, обычаями, нравами и порядками и т. д. рассматриваемой общности.
Постфигуративная культура - это лучший, образцовый вариант традиционного общества. Изменения и перемены происходят в ней настолько незаметно, постепенно, что "деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого"2. Прошлое старших - план будущего для детей, образ действий для молодого поколения. Основная роль этих культуруделяется старшему поколению, они неотделимая часть этой культуры, без них постфигуративную культуру нельзя таковой назвать.
Постфигуративные культуры, культуры, в которых взрослые не могут представить себе никаких перемен, изменений в их жизни и потому передают своим детям только чувство неизменной преемственности жизни, по современным данным, характерных для общества на протяжении тысячелетий или до начала цивилизации. Этот тип культуры основан на действительномприсутствии в обществе представителей как минимум трех возрастных поколений, на чувстве вневременности всепобеждающего обычая и требует успешной передачиот одного поколения другому неистребимых штампов назначенных культурных форм. Прототипом постфигуративной культуры служит эта изолированная примитивная культура, культура, в которой только неустойчивая память ее представителей сохраняет историю прошлого.
Существенная особенность постфигуративных культур — это постулат, который находит свое обличие, выражение в каждом действии, поступкепредставителей старшего поколения, постулат, который говорит, что их образ жизни, в котором сколько бымного изменений и перемен в действительности ни было, не изменяется и останется навсегда одним и тем же.
Хотя для постфигуративных культур и характеризуется тесной связью с местом своего распространения, этим местом необязательно должна быть одна область, где двадцать поколений вспахивали одни и те же земли. Культуры этого типа можно найти и среди кочевых народов, снимающихся с места два раза в год.
Основные навыки и знания передаются ребенку так рано, так безоговорочно и так надежно потому, что взрослые выражали здесь свою убежденность, уверенность, что именно такой должен быть мир для него, раз он дитя их тела и души, их земли, их особой традиции,— что у ребенка не могло быть никаких сомнений в понимании своей собственной личности, своей судьбы. Только влияние какого-нибудь внешнего тревожного фактора(стихийное бедствие или иноземного вторжения) могло, изменить все это.
Предпочтения, которые предоставляются некоторым людям и животным, тонкие грани отношений между мужчиной и женщиной, привычка ложиться спать и просыпаться, методы сберечь и потратить деньги, реакции на наслаждение, удовольствие, печаль, страданияи боль — все это разветвленные структуры поведения, которые наследуются человеком. Можно обратить внимание, рассматривая их, что они являются внутреннеедиными и универсальными, и тем не менее они остаются за порогом сознания. Именно это свойство подсознательности обеспечивает постфигуративной культуре стабильность.
Позиция тех, кто принимает новую культуру в зрелом возрасте, так же могут включать в себя обилие различных механизмов обучения постфигуративного стиля. На самом деле никто не учит иммигрантов из другой страны, как ходить. Но когда женщина покупает одежду, живя в новой стране, и учится носить ее — сначала неумело приобретает одежду, которую она видит на улице на женщинах, а затем приспосабливается к стилю окружающего её общества, начинает покупать подходящее, — она вместе с тем постепенно становится частью этой культуры. Другие женщины также реагируют на это подсознательно и начинают относиться ко вновь прибывшей скорее всего как к одной из соотечественниц, чем как к иностранке, она со временем вливается в коллектив, ей начинают доверять, заводят дружеские отношения. Когда мужчины надевают на себя странную новую одежду, они учатся вместе с тем, когда порядочно, а когда непорядочно стоять, засунув руки в карманы, не вызывая недовольство или оскорбления со стороны других людей.
Эти два положения — отсутствие сомнений и отсутствие осознанности — представляются важными и базовыми для сохранения любой постфигуративной культуры. Частота, с которой постфигуративные стили культур восстанавливаются после периодов мятежей и революций, осознанно направленны против них, указывает на то, что эта форма культуры остается, по крайней мере частично, также доступны для нынешнего человека, как и его предкам тысячи лет тому назад.
Маргарет Мид определила, что «кофигуративной является культура, в которой основным вариантом поведения для людей является поведение их современников»3. Идеалом, совершенством своего поведения становится уже не прошлое, а настоящее. Кофигурация предполагает прямую передачу знаний от представителей актуально действующего поколения.
Во всех кофигуративных культурах старшие по возрасту по-прежнему главенствуют в том смысле, что они определяют стиль кофигурации, определяют границы ее изображения и проявления в поведении молодежи. Есть общества, в которых одобрение старших имеет решающее, определяющее значение в принятии новой формы, модели поведения, а именно молодые люди смотрят не на своих сверстников, а на старших как на последнюю доминирующую степень, от решения которой зависит судьба перемен, нововведений. Но в то же самое время там, где общепризнано, что представители некоторого поколения будут строить свое поведение по поведению своих современников (особенно когда речь идет о группах сверстников в подростковом возрасте) и что их поведение будет отличаться от поведения их родителей, бабушек и дедушек, каждый человек, когда он способен выразить новый стиль, становится в некоторой мере образцом, идеалом для других представителей своего поколения.
Кофигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы. Он может возникнуть различными способами: в результате катастрофы, которая разрушила, искоренила почти все население, но особенноболее старшее поколение, которые играют большую роль в управлении данным обществом, которые господствуют над младшим поколением,после разработки новых типовтехники, неизвестных старшим, после переезда в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами и иностранцами, в следствии завоевания, когда население, которое повинуется местным жителям, вынуждено учить язык и нравы завоевателей, в результате принятия новой веры, когда новообращенные взрослые пытаются воспитать своих детей в духе новых идеалов, образцов, не осознанных, не понятых ими ни в детском, ни в юношеском возрасте, или же в результате мер, сознательно принятых каких-нибудь бунта или революцией, которая утверждает себя через внедрение, внушение нового стиля и образажизни для молодежи.
Новое культурное наследие передается этим детям взрослыми, которые не являются их родителями, бабушки и дедушки, жителями принадлежавшие их иммигрантских поселков, куда они недавно приехали или где родились. Часто доступ ко всему обилию внутренней жизни той культуры, к которой они должны адаптироваться, очень ограничен, уменьшен, а у их родителей его вообще нет. Но когда они идут в школу, начинают работать или идут в армию, они начинают общаться со своими ровесниками и получают возможность сопоставлять себя с ними. Эти ровесники в состоянии дать им более практические, полезныепримеры поведения, чем те, которые могут предложить взрослые, офицеры, учителя — люди с прошлым и будущим, которые дети не понимают, настолько трудно представимым для них, как и их собственное. В таких ситуациях вновь прибывшие узнают, что их сверстники, принадлежащие к этой системе,— наилучшие учителя в этом.
Говоря обычным языком кофигуративная культура - это общество, в котором старшее поколение отсутствует (бабушки и дедушки). Они живут отдельно, то есть без внуков, и поэтому нет наследственности поколений.
Характерная, отличительная черта постфигуративной культуры — повторение, подражание, заимствование в отношении человека к своему ребенку или к своим родителям опыта прошлого — исчезает, пропадает со временем. Прошлое, когда-то представленное живыми людьми, становится мутным, неясным его легче выбросить, забыть или же изменить в воспоминаниях.
Нуклеарная семья, то есть семья, в которую входят только родители и дети, действительно является очень гибкой социальной группой в тех ситуациях, когда большая часть населения или каждое следующее поколение должны осваивать и привыкать к новым изменениям, привыкать к новым жизненным привычкам. Легче адаптироваться к образу жизни в новой стране или к новым условиям, если иммигранты и пионеры живут отдельно от своих родителей и других старших родственников, окружены и общаются с людьми своего собственного возраста. И принимающее общество также может получить больше от иммигрантов, прибывающих из многих других культур, если все, они изучают новый язык и новую технологию и поддерживают друг у друга, принимают обязательства, вытекающие из нового образа жизни.
Нуклеарные семьи, которые исключают поколение дедов и очень сильно отдаляются от всех остальных родственных связей, а даже и вовсе обрывают это связь, типичны для условий иммиграции, в которых большое количество людей переехали на большие расстояния или вынуждено адаптироваться, привыкать к новому стилю жизни, который очень отличается от прежнего. Со временем этот механизм организации нуклеарной семьи приживается в новой культуре; даже в тех случаях, когда семья, состоящая из представителей старшего поколения, их влияние становится минимальным, оно является главным для принятия какого-либо решения. Никто не ожидает от них, что они будут служить примером для подражания для своих внуков или что они будут осуществлять строгий контроль за браками и карьерами своих взрослых детей. Установка на то, что дети уйдут от своих родителей или окажутся за пределами их влияния, как в свое время сделали их собственные родители, становится частью такой культуры.
Консерватизм в воспитании детей — особенность, качествотех культур, в которых маленькие дети присматривают, ухаживают, следят за младенцами, а младший ребенок по возрасту очень близок к скромному, неособенному прошлому своей маленькой няньки. Эта маленькая нянька очень мало требует от него и очень мало может ему дать; она отдает предпочтение просто носить его за собой, чем научить его заботиться о себе, научить каким-либо навыкам. В очень сложных культурах няньки из крестьян, придерживающие детей у своей юбки, сводящие стимуляцию ребенка к минимуму, также оказывают характерно консервативное влияние на своих воспитанников.
Кроме этого, важной частью культуры становится установка на то, что дети, выросшие без влияния родителей, сами выбирают стиль своей жизни. Для кофигуративной культуры свойственны контркультуры и субкультуры молодых людей (тинэйджеры). В культурном отношении кофигурация стала доминирующей, преобладающей формой передачи культуры. Очень немногие из старых поколений претендовали на любого рода отношение к современной культуре.
Люди, которые выросли в нуклеарной семье с ее двухгенерационным закреплением установок в молодом возрасте, знает, что его отец и мать отличаются от своих родителей и что, когда его дети вырастут, они будут отличаться от него. В современном обществе эта точка зрения дополняется другой: образование, полученное в детстве, в лучшем случае лишь частично подготовит ребенка для положения в группах, кроме семьи. Все это, вместе взятое,— жизнь в изменяющейся нуклеарной семье и опыт индивидуума, связанный с его участием в новых группах,—дает ему понять, что он живет в непрерывно меняющемся мире.