Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала предприятия. Эффект финансового рычага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выяснить эффективно ли ЗАО «Тандер» использует свой собственный и заёмный капитал. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить экономической природы капитала, его понятие и классификацию.
Проанализировать состав, структуру и динамику собственного и заёмного капитала;
Определить на сколько эффективно предприятие использует заёмный капитал с помощью показателя финансового левериджа;
Осуществить анализ доходности собственного капитала предприятия.
Разработать мероприятия повышающие эффективность и интенсивность использования капитала предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………...5
Экономическая сущность капитала и его классификация……...5
Понятия, структура собственного и заемного капитала
предприятия…………………….…………………………...……………...10
1.3. Методика расчета показателей, характеризующие эффективности использования капитала предприятия…………………………………….18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТАНДЕР»……………………………………………………………………….24
2.1. Общая характеристика ЗАО «Тандер» предприятия……..…………..24
2.2. Анализ состава и структуры собственного и заёмного капитала……27
2.3. Анализ эффективности использования заёмного капитала
предприятия. Эффект финансового рычага……………………..……...…33
2.4. Анализ доходности собственного капитала………………………….43
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЕМ ЗАО «ТАНДЕР»……………………………………………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….......................................57
…..…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 747.50 Кб (Скачать документ)

     Эффективность использования собственного капитала так же характеризуется его рентабельностью, то есть доходностью собственного капитала. Для определения эффективности его использования мы воспользуемся следующей формулой рентабельности собственного капитала: 

      (4)

     Где ДЧП – доля чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли;

     ВЕР – рентабельность совокупного капитала;

     МК  – мультипликатор капитала, то есть объём активов, опирающихся на фундамент  собственного капитала.

     Эта факторная модель показывает зависимость  между степенью финансового риска и прибыльностью собственного капитала (рис.3). 

 
 

      Рис. 1.3 Структурно-логическая факторная модель рентабельности собственного капитала

      Углубить  анализ рентабельности собственного капитала можно за счет более детального изучения причин изменения каждого факторного показателя исследуемой модели.

      Таким образом, эффективности использования  собственного и заёмного капитала значительно  влияет на финансовое состояние предприятия.  Финансовые менеджеры должны не только эффективно использовать капитала, но и так же учитывать соотношение собственного и заёмного капитала. 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО  И ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА  ПРЕДПРИТИЯ ЗАО  «ТАНДЕР» 

    2.1. Общая характеристика ЗАО «Тандер» 

      Закрытое  акционерное общество «Тандер» (ЗАО «Тандер») зарегистрировано Регистрационной палатой города Краснодара 28.06.2006, свидетельство №4452 и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России №2 города Краснодара 12.08.2002, основной государственный регистрационный номер 1022301598549.

      Полное  фирменное наименование Закрытое акционерное  общество «Тандер».

      Основным  видом хозяйственной деятельности ЗАО «Тандер» является розничная  и оптовая торговля продуктов  питания, парфюмерно-косметической  продукции и другими аналогичными товарами.

      Розничная торговля осуществляется через сеть магазинов, работающих под торговой маркой «Магнит».

      По  состояния на 31.12.2009 года в состав предприятия входят:

  1. 59 Филиалов, не выделенных на отдельный баланс;
  2. 3189 розничных торговых точек, в том числе 24 торговых точек формата гипермаркет;
  3. Представительство ЗАО «Тандер»  в Китайской Народной республике.

      Среднесписочная численность работников общества за 2009 год составила 69385 человек.

      Органами  управления Общества является:

  • Общее собрание акционеров;
  • Единоличный исполнительный директор (генеральный директор).

      Генеральным директором с 28.06.2006 года по настоящее  время является Гордейчук Владимир Евгеньевич.

      ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьютеров в России. 
В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка:  открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы. 
2000 г. – знаменательный год в истории компании. Руководство принимает решение о реорганизации работы розничного направления. Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом «Магнит».  
В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов – 1500 и стала второй по объему выручки в стране.  
В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». 
           В апреле 2006 года компания провела  IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата гипермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу.        Средства, привлеченные в результате SPO, были также направлены на развитие сети «магазинов у дома», гипермаркетов, а также на усиление собственной логистической системы.  По неаудированным данным чистая выручка ОАО «Магнит» на 30 сентября 2010 составила 164 512,49 млн. руб. Количество магазинов сети «Магнит», по состоянию на 30 сентября 2010 года, составило 3693 (3658 «магазина у дома» и 35 гипермаркетов). 
          На 30 сентября 2010 года в компании действуют 64 филиала и 1 представительство, в которых по состоянию на 30 сентября 2010 года работает около 100 тысяч сотрудников. 
Благодаря использованию региональных распределительных центров ОАО «Магнит» удалось наладить эффективную систему логистики. В составе компании действуют 10 собственных распределительных центров, на которые приходится порядка 78% всего товарооборота. 
           Также компания располагает и собственным автопарком из 2262 машин, что позволяет снижать транспортные издержки и практически полностью исключать потери при транспортировке. 
По состоянию на 30 сентября 2010 г. в ассортименте ОАО «Магнит» насчитывалось около 620 наименований товаров под собственной торговой маркой, что составляет 18,51% в ассортименте и 12,51% в общем объеме продаж. 
           Внедрена в компании и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость. 
ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях. 
    Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства. 
С 2006 года компания развивает во всех городах России новый формат розничной торговли – сеть гипермаркетов «МАГНИТ». 
       У нашей компании есть огромное желание расти и соответствовать потребностям и желаниям каждого покупателя. Мы стремимся к тому, чтобы развивать и совершенствовать новые идеи, новые возможности. Мы гордимся тем, что наши покупатели с нами на протяжении длительного времени.

      Стратегия развития ЗАО «Тандер»:

  1. Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов "Магнит": 
  • Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России;
  • Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети "Магнит" проникать в небольшие города и населенные пункты. 
  1. Дальнейшее развитие сети фокусируется на укреплении позиций сети "Магнит" в Уральском и Центральном регионах: 
  • Стратегия снижения цен для региональной экспансии;
  • Наличие достаточных средств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год. 
  • Поддержание индустрии лидерства в контроле над издержками: 
  • Дальнейшее усовершенствование эффективности логистической системы
 
 

2.2. Анализ состава  и структуры собственного  и заёмного капитала 
 

      Структура источников образования активов  представлена основными составляющими: Собственного и заёмного капитала.

      Раскрытия сущности и содержания собственного капитала, основных понятий и современных взглядов на эту категорию является основополагающим элементом проведения анализа и оценки эффективности использования собственного и заёмного капитала, формирования обоснованных выводов и разработки соответствующих рекомендаций.

      На  основании показателей бухгалтерской  отчётности проведём анализ состава  и динамики источников формирования ЗАО «Тандер» за два года.

      Таблица. 2.1

Анализ  состава и структуру источников формирования предприятия ЗАО «Тандер» за 2008-2009 года

Виды  источников финансирования За 2008 год За 2009 год Абсолютное  отклонение (+,_) Темп прироста (%)
  1. Собственный капитал
    8560697     13428463     +4867766     57%
Уставный  капитала     100000     100000     -     -
Добавочный  капитал     9     9     -     -
Резервный капитал     15000     15000     -     -
Нераспределённая  прибыль     8445688     13313454     +4867766     57,6%
  1. Долгосрочные обязательства
    17338882     27373242 +10034360     57,9%
Займы и кредиты     17338831     27057520     +9718689     56%
Отложенные  налоговые обязательства     51     315722     +315671 618962,7%
  1. Краткосрочные обязательства
    24094087     30751401     +6657314     27,6%
Кредиты и займы     6332373     7581647     +1249274     19,7%
Кредиторская  задолженность:     17761714     23169754     +5408040     30,4%
Задолженность поставщикам и подрядчикам     15810789     20707912     +4897123     31%
Задолженность пред персоналом     684719     804750     +120031     17,5%
Задолженность перед гос.внебюд. фондом     130099     167826     +37727     29%
Виды  источников финансирования За 2008 год За 2009 год Абсолютное  отклонение (+,_) Темп прироста (%)
Задолженность по налогам     567041     947003     379962     67%
Прочие  кредиторы     569066     542263     -26803     4,9%
ИТОГО     49993666     71553106 +21559440     43%

    Из  таблицы 2.1 видно, что источники финансирования предприятия увеличились на 21559440 тыс.рублей или на 43%. Это свидетельствует о расширении оборота предприятия. На этот прирост повлияло как увеличение собственного капитала предприятия, так и заёмного капитала собственный капитал увеличился на 4867766 тыс.рублей или на 57%. Это связано с тем, что у предприятия значительно увеличилась нераспределённая прибыль на 4867766 тыс.рублей, то есть на 57,6%. Это произошло за счёт увеличения объёма реализации продукции, но точно не за счёт снижения себестоимости продукции(см. приложения Б).

    Долгосрочные  кредиты и займы имеют положительную  динамику и увеличились на 9718689 тыс.рублей или а 56%.значительно увеличились отложенные налоговые обязательства, которые имеют долгосрочный характер. Они увеличились на315671 тыс.рублей или на 618962,7%. Данная ситуации противоречива. С одной стороны, предприятию государство предоставило право отсрочить уплату налогов на длительный период и у предприятия появляется шанс увеличить свой бизнес, а значит и прибыль. С другой стороны, предприятия себя обременяет обязательством уплатить в будущем налог в суме 315722 тыс.рублей.  Поэтому финансовому менеджеру нужно спрогнозировать  будущее денежные потоки, таким образом , чтобы оно осталось платежеспособным по всем своим обязательствам.

    Краткосрочные кредиты и займы тоже имеют  положительную динамику и увеличились  на 1249274 тыс.рублей или на 19,7%. Нужно отметить, что темп прироста долгосрочных кредитов значительно превышает темп прироста краткосрочных кредитов. Это положительный фактор, по сколько преобладание краткосрочных обязательств у предприятия понижается текущая ликвидность и в следствии и платёжеспособность тоже

    Что касается кредиторской задолженности, то она увеличилась на 5408040 тыс.рублей и в 2009 голу составила 23169754 тыс.рублей. на это увеличение в большей степени  повлияло увеличение  суммы задолженности  поставщикам и подрядчикам на 4897123 тыс.рублей или на 30,9%, что свойственно для торговых предприятий. Так же имеет положительную динамику задолженность по налогам, которая увеличилась на 379962 тыс.рублей или на 67%. Повышение кредиторской задолженности это негативный фактор. Предприятию необходимо разработать эффективную налоговую политику, потом что руководитель несёт материальную ответственность перед налоговыми органами за своевременность выплаты всех налогов.

    Для определения доли каждого фактора  источников финансирования предприятия проведем анализ структуры пассива предприятия. Для анализа используем бухгалтерский баланс за 2 года. (Приложение А)

    Таблица 2.2

    Анализ  структуры источников финансирования ЗАО «Тандер»

    за 2008-2009 года

Виды  источников финансирования За 2008 год Структура  источников 2008 года(%) За 2009 год Структура  источников 2008 года(%)
  1. Собственный капитал
    8560697     17,1236     13428463     18,76712
Уставный  капитал     100000     0,20002     100000     0,13976
Добавочный  капитал     9     0,00002     9     0,00001
Резервный капитал     15000     0,03     15000     0,02096
Виды  источников финансирования За 2008 год Структура  источников 2008 года(%) За 2009 год Структура  источников 2008 года(%)
Нераспределённая  прибыль     8445688     16,89352     13313454     18,60639
  1. Долгосрочные обязательства
    17338882     34,68216     27373242     38,25584
Займы и кредиты     17338831     34,68206     27057520     37,8146
Отложенные  налоговые обязательства     51     0,00011     315722     0,44124
  1. Краткосрочные обязательства
    24094087     48,18424     30751401     42,97704
Кредиты и займы     6332373     12,67     7581647     10,59
Кредиторская  задолженность:     17761714     35,52     23169754     32,38
Задолженность поставщикам и подрядчикам     15810789     31,62     20707912     28,94
Задолженность пред персоналом     684719     1,37     804750     1,13
Задолженность перед гос.внебюджетным фондом     130099     0,26     167826     0,23
Задолженность по налогам     567041     1,13     947003     1,32
Прочие  кредиторы     569066     1,14     542263     0,76
ИТОГО     49993666     100%     71553106     100%

Информация о работе Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала предприятия. Эффект финансового рычага