Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:55, реферат
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого
результата.
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося
предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.
Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в
общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1999
г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года.
Министерство предпринимательства и инвестиций пытается облегчить субъектам
малого предпринимательства доступ к кредитным ресурсам коммерческих банков.
В первую очередь речь идет о кредитах под инвестиционные проекты по
организации новых и расширению действующих производств, выпуску
конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, созданию новых рабочих
мест.
С этой целью в июле 1998 года Совмин принял постановление об оказании
финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства.
Минпредпринимательства получило разрешение за счет средств госбюджета
частично компенсировать расходы предпринимателей по выплате процентов за
пользование банковскими кредитами.
Сейчас величина частичной компенсации составляет не более 0,5 ставки
рефинансирования Нацбанка РБ. Чтобы получить финансовую поддержку,
предприниматель должен направить в Минпредпринимательства заявку-ходатайство
об оказании финансовой поддержки, копию свидетельства о регистрации
предприятия, копию кредитного договора, бизнес-план инвестиционного проекта,
баланс предприятия на последнюю отчетную дату.
Экспертный совет по малому предпринимательству, который создан при
министерстве предпринимательства, вынесет окончательное решение, получит ли
предприниматель льготу. Прежде всего принимается во внимание социальная
направленность проекта (вкупе с экономическими расчетами). К примеру, в 1998
году из 12 инвестпроектов было поддержано 8. Приоритетом пользуются
экспортоориентированные, импортозамещающие и энергосберегающие инвестпроекты.
Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковским
кредитом осуществляется на договорной основе. В трехстороннем договоре между
банком-кредитором, субъектом малого предпринимательства и министерством
указываются предмет договора, обязанности сторон, их права, порядок
разрешения споров, срок действия и т. д. Исполнение условий договора и
параметров инвестиционного проекта контролирует Минпредпринимательства.
Банковские кредиты по льготным ставкам в первом полугодии 2002 года получили
19 субъектов малого предпринимательства. Среди них: могилевская фирма
"Валери" - на строительство производственного корпуса и развитие швейного
производства, благодаря чему будет создано 120 рабочих мест; минское
предприятие "Адиполь" - на производство трубчатых электронагревателей для
бытовых приборов (будет создано дополнительно 40 рабочих мест); ряд небольших
предприятий, которые наладили производство в Беларуси макаронных изделий, а
также другие проекты. Столь малая доля банковских кредитов в Беларуси
объясняется просто. В нынешней ситуации из-за высокого риска (инфляция,
дефицит оборотных средств, отсутствие залоговых возможностей и т. д.) банки
слишком осторожно относятся к кредитованию малого бизнеса. По последним
данным, лишь 53% всех банковских кредитов выданы под инвестпроекты.
Понятно, что долгосрочное кредитование инвестиционных проектов для банков
приносит меньший доход, чем операции на финансовом рынке.
В нынешних условиях одним из путей увеличения инвестиций в основной капитал
может быть лизинг. С одной стороны, он является одной из форм эффективной
поддержки субъектов малого предпринимательства, которые работают в
приоритетных направлениях, а с другой - инструментом обеспечения гарантий для
инвестора.
Действительно, кредиты, выданные инвесторами под лизинговые сделки, являются
для банков менее рисковыми, поскольку они обеспечены залогом высоколиквидного
лизингового имущества, поручительством, гарантиями третьих лиц и страхованием
рисков. При этом также необходимо учесть, что банки, хорошо зная финансовую
организацию, специализирующуюся на лизинговых сделках, предоставляют ей
кредит на более выгодных условиях в сравнении с отдельными мелкими
заемщиками.
С учетом преимуществ лизинга как финансового инструмента и было разработано
правительственное Постановление "О внесении изменений и дополнений в
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. N
1178". Оно принято 4 июня 1999 года. В нем закреплена возможность частичной
компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате
лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов
за пользование лизингодателем заемными средствами на покупку объекта лизинга.
Механизм такой компенсации за счет госбюджета разработан. В нем оговорены
величина частичной компенсации - не более 0,5 ставки рефинансирования
Нацбанка РБ - и критерии выбора инвестиционных проектов. Они прежние:
импортозамещение, экспорт, создание рабочих мест. Частичная компенсация
лизингополучателю расходов по выплате банковских процентов за пользование
лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга
осуществляется на договорной основе. При этом договор является
четырехсторонним: банк-кредитор - лизингодатель - лизингополучатель -
министерство.
Поддерживая развитие лизинга, государство экономическими методами
обеспечивает целевое использование инвестиций, которые направляются в
производственную сферу.
2. Внешние источники финансирования
В Беларуси инвестиции могут осуществляться путем:
- создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных
предприятий);
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их
филиалов и представительств;
- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий,
имущественных комплексов, зданий, сооружений, до лей участий в предприятиях,
акций, облигаций и других ценных бумаг;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также
иных имущественных прав и т.р.;
- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала.
В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть
ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую
очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме
частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов
и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в
реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми
участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный
инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным
пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах
в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежный инвестиции это нечто большее, чем простое
финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне
необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ
повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий.
Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые
технологии, новые способы организации производства и прямой выход на миро вой
рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции
зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и
другие ценные бумаги иностранного государства и международных
валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю,
недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные
инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не
одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за
счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении
портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить
компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,
крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.
Вкладывая капитал, он считает, что Бнларусь - самое подходящее место для
выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на белорусском
потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке.
РБ необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо
каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи
экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за
исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для
национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только
на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли,
связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов
(например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в
производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в
законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных
отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы
привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.
Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение
их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные
сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления
использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме
предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в
производство и переработку с/х продукции, производство строительных
материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров
народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать
приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они
обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля белорусской
стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в
отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь
связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных
иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в Беларуси практически
нет.
2.1 Инвестиционный климат Беларуси
Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в самой
бедной стране Европейского Союза – Португалии, в 2000 году составлял 10700
долларов, в то время как в Беларуси – 7550 долларов. При сохранении
существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно 3,7%
и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы сравняться с
Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего развития страна может
только на основе ускорения экономического роста, главным источником которого
являются капитальные вложения. В этой связи озабоченность Правительства
республики поиском, мобилизацией и привлечением инвестиций кажется, на
первый взгляд, вполне обоснованной. Однако является ли именно дефицит
инвестиций тормозом экономического роста страны? И если инвестиции
действительно необходимы для развития Беларуси, то при каких условиях и в
каких объемах они могли бы поступить в страну? Для ответа на эти вопросы
обратимся к международному опыту.
Последние исследования Всемирного банка показали, что между темпами роста ВВП
и капитальных вложений, хотя и существует положительная взаимосвязь, но она
не носит четко выраженного характера. На рисунке 2.1, обобщающей опыт
развития 160 стран в 1950-1990 гг., виден большой разброс данных: страны с
более низкой долей накопления в ВВП демонстрировали быстрый темп роста и,
напротив, страны с высокой инвестиционной активностью развивались более
медленными темпами. Очевидно, что феномен экономического роста нельзя
объяснить только объемами инвестиций, хотя последние и являются фактором,
наиболее тесно коррелирующим с ростом ВВП. Таков вывод Всемирного банка, в
который, кстати, хорошо вписывается опыт последнего десятилетия
существования СССР, когда доля фонда накопления в национальном доходе
страны достигала 29%, а темпы роста экономики приближались к нулю.
Рисунок 2.1
Концепция Всемирного банка нашла подтверждение и в опыте переходных стран,
успешно решивших проблему ускоренного экономического роста. В настоящее
время Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Эстония по уровню жизни населения
быстрыми темпами догоняют арьергард стран Европейского Союза. И как
показывает анализ, инвестиции в этом играют хотя и важную, но не
определяющую роль. Рисунок 2.2 характеризует сравнительную динамику
прироста инвестиций и ВВП (оба интегральных показателя в расчете на душу
населения) по четырем переходным странам и Беларуси.
Как видно из Рисунка 2.2, до середины 90-х гг. в Чехии, Эстонии, Венгрии и
Информация о работе Внутригосударственные источники финансирования