Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:55, реферат
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого
результата.
Беларуси прирост инвестиций на душу населения был примерно одинаков, а в
Польше – почти в 2 раза ниже. Тем не менее, в 1996-2000 гг. все перечисленные
страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам экономического роста и
обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более высокий, чем в нашей
стране, уровень жизни населения. Следовательно, с точки зрения конечных
социально-экономических результатов более важным оказался не объем
инвестиций, а некие иные факторы роста. Какие же условия, с одной стороны,
общие для экономики Чехии, Эстонии, Венгрии и Польши, а с другой,
отсутствующие в Беларуси, позволили задействовать дополнительные движущие
силы экономического роста? Ответ может быть только один - либеральная
экономическая среда и уровень развития малого бизнеса.
Действительно, в результате системных реформ, проведенных в начале 90-х
гг., в этих странах произошла либерализация цен, изменилась налоговая
система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились
законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые
институты финансового посредничества. Все это создало условия для
стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля малых
предприятий в общей численности занятых не смогла подняться выше 12%, то в
Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же высокими темпами шло
формирование предпринимательского сектора в Чехии, Венгрии, других странах
Восточной Европы и Балтики. Параллельно с увеличением числа малых
предприятий изменялась их роль и тот вклад, который они вносили в
обеспечение экономического роста страны.
На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве своеобразных
"чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у государственных
предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще жизнеспособные
оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд неиспользуемые
помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные материалы, в т.ч.
и отходы, малый бизнес способствовал более эффективному использованию
ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко становились подрядчиками
более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями,
выполняя для заказчиков опытно-конструкторские работы и отдельные
технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие на спрос
малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой
производительностью, осваивали те экономические ниши, которые были недоступны
крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям, малый бизнес расчищал
и облагораживал почву, делая государственный лунный ландшафт более пригодным
для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду соответствуют 1991-1995 гг., когда
инвестиции не приносили адекватной отдачи, увязая в трясине еще не
реструктуризированного государственного сектора. Можно предположить, что
эффективность инвестиций была бы еще ниже, если бы не малый бизнес, который
способствовал росту производства без дополнительного финансирования и тем
самым смягчал спад, вызванный структурными реформами.
Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа малых
предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс перемещения
факторов производства из государственного в частный сектор. К этому моменту
доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей численности занятых.
Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов Всемирного банка, указывает
на то, что в стране осуществилась критическая масса реформ, созданы
благоприятные условия для развития бизнеса и подготовлена почва для прихода
крупных инвесторов. Таким образом, именно уровень развития малого бизнеса можно
рассматривать в качестве интегральной характеристики инвестиционного
климата страны. Аргументом в пользу такого утверждения является и тот факт,
что кредитные рейтинги, ежегодно присваиваемые странам международным
рейтинговым агентством Institutional Investor, поразительным образом совпадают
с уровнем развития предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по
итогам 1999 г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял
11,9, Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.
После того как численность малых предприятий достигла порогового значения,
наступает второй этап экономических реформ и время эффективного
экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года инвестиции
(с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую ежегодную отдачу в
виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в
уровне жизни со странами ЕС. В этот период малый бизнес начинает играть
принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия,
накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают
современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные
фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные
детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и
вспомогательные услуги крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе
технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей,
из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию,
поступающие на мировые рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически
завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на
уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе
организации производства в мире.
Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и формирование
полноценного предпринимательского сектора являются необходимыми условиями
эффективного использования инвестиций. Без создания указанных предпосылок
даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные "жемчужины" промышленности
не смогут обеспечить существенного роста ВВП. Объясняется это тем, что
продукция, полученная в результате реконструкции таких "жемчужин", поступит
на тысячи других не реформированных предприятий с низкой эффективностью и
попросту будет превращена в отходы (к концу существования СССР на единицу
конечной продукции производилось в 8 - 10 раз больше отходов и соответственно
во столько же раз расходовалось больше ресурсов, чем в развитых странах. С
тех пор в странах СНГ мало что изменилось). Если же продукция
реконструированных "жемчужин" будет экспортирована, то вырученную валюту
государство использует опять же на поддержку неэффективных и убыточных
производств, что не даст ощутимого прироста ВВП.
А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в стране
начался устойчивый экономический рост? Основываясь на закономерностях, общих
для всех переходных стран, можно сделать некоторые выводы и для Беларуси.
Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по инвестициям в упомянутых
странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в расчете на душу населения
инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси приведут к росту ВВП на 400-
700 долларов (по паритетному курсу). Если учесть, что в настоящее время ВВП
на душу населения, как отмечалось выше, составляет 7550 долларов, то для его
увеличения в 1,7 раза (именно такой темп роста ВВП заложен в проекте
Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь), потребуется около 10 000 долларов в среднедушевом исчислении, или
100 млрд. долларов в целом по республике. Это в 2,5 раза больше того объема
инвестиций, который требуется Беларуси по прогнозам Министерства экономики.
Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать вывод, что
инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля
малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового
значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате
либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития
предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация
экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем
поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси
По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские инвесторы
намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет
одна российская компания - РАО "Газпром".
Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для Беларуси. С
одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов
иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль потенциального
источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный рейтинг страны,
неустойчивость законодательства и шероховатости экономической политики
государства препятствуют формированию необходимых условий для частного
зарубежного инвестора.
По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси зарегистрировано 77
предприятий с участием российского капитала (или 3,2% от общего числа по
республике),
в том числе 67 совместных и 10 иностранных.
Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных предприятий
составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по республике, из
которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание
позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих мест (или 2,4% от занятых на
всех СП и ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий с
российским капиталом вклад российских инвесторов на самом деле намного
больше.
Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству
созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в
соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций в
эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в
белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были проведены
две деноминации.
Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является
строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО
"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным
платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта перечислено
396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в республику прямых
иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды предприятий и банков,
а также реинвестированных доходов.
Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские позиции
не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к Беларуси.
Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием инвесторов из
стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против 77 из России
(отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного уставного фонда
составляет соответственно 80:1.
Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в
инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических
системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше
проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых
иностранных инвестиций в РБ.
Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей
российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции
превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.
Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и
розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток
крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю
инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.
Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и
Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического
пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному
сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и
проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере привлечения
инвестиций.
В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится работа
по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при Совете
министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным советом
по иностранным инвестициям в России под руководством председателя
Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -
Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.
С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского
комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики
Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999
года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие
принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее
время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по экономике
и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах функционирования СЭЗ
является определение общих основ и направлений развития СЭЗ в государствах -
участниках Таможенного союза.
2.3 Регулирование иностранных инвестиции.
Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение
иностранного капитала, который пока не превратился в фактор
Информация о работе Внутригосударственные источники финансирования