Внутригосударственные источники финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:55, реферат

Описание

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого
результата.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Беларуси  прирост инвестиций на душу населения был примерно одинаков, а в

Польше – почти в 2 раза ниже. Тем не менее, в 1996-2000 гг. все перечисленные

страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам экономического роста и

обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более высокий, чем в нашей

стране, уровень жизни  населения. Следовательно, с точки зрения конечных

социально-экономических результатов   более важным оказался  не объем

инвестиций, а некие иные факторы роста.  Какие же условия, с одной стороны,

общие  для экономики Чехии, Эстонии, Венгрии и Польши, а с другой,

отсутствующие в Беларуси,  позволили  задействовать дополнительные движущие

силы экономического роста? Ответ  может быть только один - либеральная

экономическая среда и уровень развития малого бизнеса.

Действительно, в результате системных реформ, проведенных   в начале 90-х

гг., в этих странах произошла  либерализация цен, изменилась налоговая

система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились

законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые

институты финансового посредничества.  Все это  создало условия   для

стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля малых

предприятий в общей численности  занятых не смогла подняться выше 12%,  то в

Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же высокими темпами шло

формирование предпринимательского сектора   в Чехии, Венгрии, других странах

Восточной Европы и Балтики. Параллельно с  увеличением числа малых

предприятий  изменялась их роль и тот вклад, который они вносили в

обеспечение  экономического роста страны.

На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве своеобразных

"чистильщиков" государственного сектора. Арендуя  у государственных

предприятий  площади, приобретая у них изношенные, но еще жизнеспособные

оборудование и  инвентарь, приспосабливая для своих нужд неиспользуемые

помещения и  вовлекая в хозяйственный  оборот все пригодные материалы, в т.ч.

и отходы,   малый бизнес способствовал   более эффективному использованию

ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко становились подрядчиками

более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и  деталями,

выполняя для заказчиков опытно-конструкторские  работы и отдельные

технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие на спрос

малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой

производительностью, осваивали те экономические ниши, которые были недоступны

крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям, малый бизнес расчищал

и облагораживал почву, делая государственный лунный ландшафт  более пригодным

для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду соответствуют 1991-1995 гг., когда

инвестиции не приносили  адекватной отдачи, увязая в трясине еще не

реструктуризированного государственного сектора. Можно предположить, что

эффективность инвестиций была бы еще ниже, если бы не малый бизнес, который

способствовал росту производства без  дополнительного финансирования и тем

самым смягчал спад, вызванный  структурными реформами.

Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа малых

предприятий продолжается  до тех пор, пока не закончится процесс   перемещения

факторов производства из государственного в частный сектор. К  этому моменту

доля малого бизнеса достигла  примерно 40% от  общей численности занятых.

Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов Всемирного банка,  указывает

на то, что в стране осуществилась  критическая масса реформ, созданы

благоприятные условия для развития бизнеса и  подготовлена почва для прихода

крупных инвесторов. Таким образом, именно уровень развития малого бизнеса можно

рассматривать в качестве интегральной характеристики  инвестиционного

климата страны. Аргументом в пользу такого утверждения является и тот факт,

что  кредитные рейтинги, ежегодно присваиваемые странам международным

рейтинговым агентством Institutional Investor, поразительным образом совпадают

с уровнем развития предпринимательского сектора  в той или иной стране. Так, по

итогам 1999 г., при  максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял

11,9, Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.

После того как численность малых предприятий достигла порогового значения,

наступает второй этап экономических реформ и время  эффективного

экономического роста. На  Рисунке  2.2 видно, что  после 1995 года инвестиции

(с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую ежегодную   отдачу в

виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в

уровне жизни  со странами ЕС. В этот период  малый бизнес начинает играть

принципиально новую роль в  организации производства. Малые предприятия,

накопившие  за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают

современное оборудование и постепенно превращаются в  специализированные

фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные

детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и

вспомогательные услуги  крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе

технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей,

из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию,

поступающие на мировые рынки. В такой форме малый  бизнес помогает логически

завершить процесс реструктуризации  государственного сектора  и  выйти  на

уровень специализации и кооперации, соответствующий современной  системе

организации производства в мире.

Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и  формирование

полноценного  предпринимательского сектора являются необходимыми условиями

эффективного использования инвестиций. Без создания  указанных  предпосылок

даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные "жемчужины" промышленности

не смогут обеспечить  существенного роста ВВП. Объясняется это тем, что

продукция, полученная в результате реконструкции таких "жемчужин",  поступит

на тысячи других не реформированных предприятий с низкой эффективностью и

попросту будет превращена в отходы (к концу существования СССР на единицу

конечной продукции производилось в 8 - 10 раз больше отходов и соответственно

во столько же раз расходовалось больше ресурсов, чем в развитых странах. С

тех пор в странах СНГ мало что изменилось). Если же продукция

реконструированных "жемчужин" будет экспортирована, то вырученную валюту

государство использует  опять же на поддержку неэффективных и убыточных

производств, что не даст  ощутимого прироста ВВП.

А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в стране

начался устойчивый экономический рост? Основываясь на закономерностях, общих

для всех переходных стран, можно сделать некоторые выводы и для Беларуси.

Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по инвестициям в упомянутых

странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в расчете на душу населения

инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси приведут к росту ВВП на 400-

700 долларов (по паритетному курсу). Если учесть, что в настоящее время ВВП

на душу населения, как отмечалось выше, составляет 7550 долларов, то для его

увеличения в 1,7 раза (именно такой темп роста ВВП заложен в проекте

Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики

Беларусь), потребуется около 10 000 долларов в среднедушевом исчислении, или

100 млрд. долларов в целом по республике. Это в 2,5 раза больше того объема

инвестиций, который требуется  Беларуси по прогнозам Министерства экономики.

Таким образом,  из анализа опыта  переходных стран можно сделать  вывод, что

инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля

малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового

значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате

либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития

предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация

экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем

поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.

                  2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси                 

По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские инвесторы

намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет

одна российская компания - РАО "Газпром".

Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для Беларуси. С

одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов

иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль потенциального

источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный рейтинг страны,

неустойчивость законодательства и шероховатости экономической политики

государства препятствуют формированию необходимых условий для частного

зарубежного инвестора.

По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси зарегистрировано 77

предприятий с участием российского капитала (или 3,2% от общего числа по

республике),

в том числе 67 совместных и 10 иностранных.

Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных предприятий

составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по республике, из

которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание

позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих мест (или 2,4% от занятых на

всех СП и ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий с

российским капиталом вклад российских инвесторов на самом деле намного

больше.

Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству

созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в

соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций в

эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в

белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были проведены

две деноминации.

Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является

строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО

"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным

платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта перечислено

396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в республику прямых

иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды предприятий и банков,

а также реинвестированных доходов.

Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские позиции

не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к Беларуси.

Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием инвесторов из

стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против 77 из России

(отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного уставного фонда

составляет соответственно 80:1.

Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в

инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических

системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше

проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых

иностранных инвестиций в РБ.

Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей

российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции

превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.

Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и

розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток

крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю

инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.

Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и

Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического

пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному

сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и

проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере привлечения

инвестиций.

В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится работа

по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при Совете

министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным советом

по иностранным инвестициям в России под руководством председателя

Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -

Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.

С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского

комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики

Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999

года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие

принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее

время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по экономике

и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах функционирования СЭЗ

является определение общих основ и направлений развития СЭЗ в государствах -

участниках Таможенного союза.

                2.3 Регулирование иностранных инвестиции.               

Еще один путь активизации инвестиционной деятельности  привлечение

иностранного капитала, который пока не превратился в фактор

Информация о работе Внутригосударственные источники финансирования