Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:55, реферат
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого
результата.
деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая
решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному
соглашению.Анализ нынешнего состояния экономики Республики Беларусь,
экспертные оценки свидетельствуют о ее непривлекательности для иностранного
капитала (оценка инвестиционного рейтинга Республики Беларусь в различных
зарубежных центральных изданиях колеблется в пределах 110—120-го места). Из
официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных
инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка
следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как
неблагоприятный. Бесспорно, до недавнего времени Республика Беларусь имела
довольно развитую промышленность, но мир развивается стремительно, и мы так
же стремительно отстаем от него. По оценкам экспертов, износ основных фондов
предприятий республики составляет более 80 %. По данным Национального банка,
за период с 1997 по 1998 г. объем иностранных инвестиций уменьшился с 197,9
до 143,8 млн. дол. США (или на 27,3 % по сравнению с предыдущим годом), что
свидетельствует о снижении интереса зарубежных инвесторов к инвестиционной
деятельности в республике. При этом необходимо отметить, что более половины
пришедших в страну иностранных капиталовложений за последние пять лет (240 из
441,5 млн. дол. США) аккумулировал проект строительства газопровода "Дружба"
на территории Республики Беларусь.
Безусловно, объем поступающих в Беларусь инвестиций во много раз меньше, чем
приток иностранного капитала в страны Центральной и Восточной Европы, где
объем ежегодных поступлений достаточно высок (за прошедшие три года от 1,3 до
3 млрд. дол. США). Этому, бесспорно, способствует активный процесс
приватизации и продажи крупных объектов государственной собственности (доля
иностранных инвестиций в приватизацию колеблется от 23,4 до 60 %), а также
хорошие перспективы экономического развития этих стран.
Для эффективного вовлечения в экономику республики иностранных
капиталовложений необходимо в первую очередь усилить работу по дальнейшему
стимулированию и совершенствованию механизма привлечения иностранных
капиталов. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной
целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций, как-
то: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-
инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным
инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и
инвестиций и др. Однако, как показывает практика, работа этих структур
малоэффективна, а разработанные ими проекты заранее обречены на неудачу в
силу целого ряда причин. Основной серьезной проблемой инвестиционной
деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для
принятия решения о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой
государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и
поддержки инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная
и скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению
инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательной базы Республики
Беларусь.
Сегодня, в столь критический момент для экономики Беларуси, делаются попытки
найти выход из сложившейся ситуации. Примером тому может служить проведенная
в г. Минске 14—15 июня 1999 г. Международная конференция по развитию
инвестиционного сотрудничества и торговли между Республикой Беларусь и
Японией, результаты которой дают возможность предполагать, что уже в
ближайшее время японскими компаниями будет профинансирован ряд крупных
инвестиционных проектов Беларуси. В ноябре 1999 г. в Минске была проведена
также Вторая международная конференция по инвестициям.
Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению иностранных
инвестиций не есть нечто внешнее по отношению к национальной экономике.
Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая
ориентирована вовне. Совершенствование юридической регламентации
инвестиционной деятельности не может мыслиться в отрыве от развития общего
законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает внутрь
хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам рынка. И как
вывод: наиважнейшее значение для создания надлежащих условий по привлечению
иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь имеет проводимая
работа по подготовке законодательных актов в рамках правового обеспечения
экономической реформы. Совершенствование нормативно-правовой базы включает:
гарантии и защиту иностранного капитала; либерализацию налогового и
таможенного режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через
национальное законодательство, так и через международные соглашения;
обеспечение личной безопасности и безопасности материальных ценностей.
Сегодня весьма актуальны вопросы либерализации валютного и ценового
регулирования, совершенствования законодательства о различных видах
юридических лиц, договорах, ценных бумагах и т. д. Как показывает практика,
одним из препятствий, сдерживающих приток иностранных инвестиций, является
отсутствие надлежащего развернутого регулирования по данным вопросам в
сочетании с механизмом его реализации.
Полагаю, что без создания цельной и стабильной правовой базы, которая
определяет правила участия иностранного капитала в рамках национальной
экономики Республики Беларусь в сочетании с механизмом ее реализации, задача
привлечения иностранных инвестиций в объемах, которые могли бы оказать
ощутимое влияние на экономический рост, практически невыполнима.
Особую сложность в практике применения внутреннего законодательства
республики в области иностранных инвестиций создают его несовершенство,
определенная непоследовательность, последующие запреты и ограничения, которых
могло бы и не быть в условиях изначальной продуманности нормы права.
Совершенно очевидно, что обострившаяся конкуренция за иностранные инвестиции
требует дальнейшего совершенствования законодательной базы по привлечению
инвестиций в республику. Несмотря на то, что в основном она сформирована,
важным доводом в принятии решений инвесторами является тяготение их к
налоговым системам, которые прозрачны и накладывают приемлемое налоговое
бремя.
Принятие текущих нормативных актов, противоречащих положениям законодательной
базы, искажение и некорректное толкование существующих правовых норм создают
негативный прецедент и являются причиной восприятия западными инвесторами
законодательной базы республики как нестабильной и непредсказуемой.
Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие свое дело в
республике, в качестве главной проблемы, с которой им пришлось у нас
столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность
налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и непредсказуемость
законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного количества случаев
неадекватного нормативного регулирования традиционно приводит к серьезным
экономическим последствиям, поскольку подрывает доверие иностранных
вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора в приостановлении или
прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления
новых инвестиционных вкладов в республике.
Вызывает озабоченность недостаточно эффективное использование такого
инструмента в формировании благоприятного инвестиционного климата, как
свободные экономические зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать
комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон,
установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с
технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в
существующую систему обмена передовыми технологиями. Необходимо обязательное
согласование принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих
деятельность резидентов зон с Министерством иностранных дел или Министерством
экономики, что в свою очередь обеспечит стабильность правового поля. Кроме
того, необходимо информировать администрацию СЭЗ и заинтересованные
министерства и ведомства о планируемых к принятию нормативных актах, а затем
оперативно рассматривать внесенные ими предложения по изменению этих
нормативных актов в соответствии с законодательством о СЭЗ.
Стабильная экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения
иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики
Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:
1) необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и
правовых институтов. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего
предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности;
2) на данном этапе экономического развития республики надо обращаться к
опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной
экономики, а не копировать налоговую систему скандинавских стран, облагая
налогами всех по наивысшей шкале, так как получается результат, прямо
противоположный задуманному: и налоги собрать не удается, и предпринимательство
загоняется в угол, из которого нет никакого другого пути, кроме криминального;
3) необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть
налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их
нельзя было избежать на практике.
К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику,
относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь
банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной
системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого
валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие
законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность
иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность
хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и
специалистов органов государственного управления при решении вопросов о
распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов
негосударственной формы собственности и т. д.
С учетом актуальности задачи создания благоприятного правового режима для
капиталовложений из-за рубежа особо пристального внимания заслуживает
проблема нормативного закрепления гарантий от изменения законодательства в
области инвестиций, которая сегодня является характерным примером
нестабильности и непоследовательности инвестиционного законодательства. Так,
"стабилизационная оговорка", предусмотренная статьей 34 Закона об иностранных
инвестициях на территории Республики Беларусь, предусматривает, что в случае
ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения условий
законодательства в течение 5 лет будет применяться законодательство,
действующее на момент привлечения инвестиций. На первый взгляд, такого рода
положения действительно защищают интересы вкладчиков капитала из-за рубежа.
Однако возникают серьезные вопросы о последствиях действия этого положения с
учетом неизбежности в нынешней ситуации внесения коррективов в действующее
законодательство в связи с меняющейся обстановкой и недостаточной его
разработанностью. Неясен и юридический механизм действия "стабилизационной
оговорки": в частности, кто и как определяет, применимо или нет то или иное
вновь принимаемое нормативное предписание к иностранным инвестициям.
Отсутствие такого механизма привело к тому, что указанное правило стало еще
одной законодательно закрепленной "декларацией о намерениях". Для того, чтобы
данное положение стало реально действовать, необходимо четкое определение
условий и юридического механизма применения этой нормы. Следовало бы прямо
оговорить — распространяется эта норма только на специальные акты в сфере
иностранных инвестиций или захватывает и общие предписания, действующие во
всех сферах и адресованные всем субъектам хозяйствования. Необходимо
установление четкого юридического механизма действия данной нормы, в
частности, надо прямо оговорить подведомственность споров, возникающих в
связи с применением норм о гарантиях от изменения законодательства,
определить орган или органы, правомочные решать споры, круг лиц, могущих в
них обращаться, и т. д.
Учитывая острейшую ситуацию в экономике, решение вопросов о привлечении
прямых иностранных инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях
нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных
сложностей с привлечением российского капитала в экономику республики,
сегодня задача привлечения иностранных инвестиций стоит как никогда остро.
Однако определение инвестиций в качестве государственного приоритета
экономического развития в республике пока на практике оборачивается лишь
декларацией, хотя сегодня, как никогда, необходима четкая государственная
политика в этой области, выработанная система стимулов и поддержки
инвестиционных процессов.
Мировая практика определила универсальный набор мер, используемых для
привлечения иностранного капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы,
нефинансовые стимулы (создание общей обстановки функционирования иностранного
Информация о работе Внутригосударственные источники финансирования