Внутригосударственные источники финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:55, реферат

Описание

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого
результата.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая

решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному

соглашению.Анализ нынешнего состояния экономики Республики Беларусь,

экспертные оценки свидетельствуют о ее непривлекательности для иностранного

капитала (оценка инвестиционного рейтинга Республики Беларусь в различных

зарубежных центральных изданиях колеблется в пределах 110—120-го места). Из

официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных

инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка

следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как

неблагоприятный. Бесспорно, до недавнего времени Республика Беларусь имела

довольно развитую промышленность, но мир развивается стремительно, и мы так

же стремительно отстаем от него. По оценкам экспертов, износ основных фондов

предприятий республики составляет более 80 %. По данным Национального банка,

за период с 1997 по 1998 г. объем иностранных инвестиций уменьшился с 197,9

до 143,8 млн. дол. США (или на 27,3 % по сравнению с предыдущим годом), что

свидетельствует о снижении интереса зарубежных инвесторов к инвестиционной

деятельности в республике. При этом необходимо отметить, что более половины

пришедших в страну иностранных капиталовложений за последние пять лет (240 из

441,5 млн. дол. США) аккумулировал проект строительства газопровода "Дружба"

на территории Республики Беларусь.

Безусловно, объем поступающих в Беларусь инвестиций во много раз меньше, чем

приток иностранного капитала в страны Центральной и Восточной Европы, где

объем ежегодных поступлений достаточно высок (за прошедшие три года от 1,3 до

3 млрд. дол. США). Этому, бесспорно, способствует активный процесс

приватизации и продажи крупных объектов государственной собственности (доля

иностранных инвестиций в приватизацию колеблется от 23,4 до 60 %), а также

хорошие перспективы экономического развития этих стран.

Для эффективного вовлечения в экономику республики иностранных

капиталовложений необходимо в первую очередь усилить работу по дальнейшему

стимулированию и совершенствованию механизма привлечения иностранных

капиталов. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной

целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций, как-

то: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-

инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным

инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и

инвестиций и др. Однако, как показывает практика, работа этих структур

малоэффективна, а разработанные ими проекты заранее обречены на неудачу в

силу целого ряда причин. Основной серьезной проблемой инвестиционной

деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для

принятия решения о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой

государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и

поддержки инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная

и скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению

инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательной базы Республики

Беларусь.

Сегодня, в столь критический момент для экономики Беларуси, делаются попытки

найти выход из сложившейся ситуации. Примером тому может служить проведенная

в г. Минске 14—15 июня 1999 г. Международная конференция по развитию

инвестиционного сотрудничества и торговли между Республикой Беларусь и

Японией, результаты которой дают возможность предполагать, что уже в

ближайшее время японскими компаниями будет профинансирован ряд крупных

инвестиционных проектов Беларуси. В ноябре 1999 г. в Минске была проведена

также Вторая международная конференция по инвестициям.

Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению иностранных

инвестиций не есть нечто внешнее по отношению к национальной экономике.

Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая

ориентирована вовне. Совершенствование юридической регламентации

инвестиционной деятельности не может мыслиться в отрыве от развития общего

законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает внутрь

хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам рынка. И как

вывод: наиважнейшее значение для создания надлежащих условий по привлечению

иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь имеет проводимая

работа по подготовке законодательных актов в рамках правового обеспечения

экономической реформы. Совершенствование нормативно-правовой базы включает:

гарантии и защиту иностранного капитала; либерализацию налогового и

таможенного режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через

национальное законодательство, так и через международные соглашения;

обеспечение личной безопасности и безопасности материальных ценностей.

Сегодня весьма актуальны вопросы либерализации валютного и ценового

регулирования, совершенствования законодательства о различных видах

юридических лиц, договорах, ценных бумагах и т. д. Как показывает практика,

одним из препятствий, сдерживающих приток иностранных инвестиций, является

отсутствие надлежащего развернутого регулирования по данным вопросам в

сочетании с механизмом его реализации.

Полагаю, что без создания цельной и стабильной правовой базы, которая

определяет правила участия иностранного капитала в рамках национальной

экономики Республики Беларусь в сочетании с механизмом ее реализации, задача

привлечения иностранных инвестиций в объемах, которые могли бы оказать

ощутимое влияние на экономический рост, практически невыполнима.

Особую сложность в практике применения внутреннего законодательства

республики в области иностранных инвестиций создают его несовершенство,

определенная непоследовательность, последующие запреты и ограничения, которых

могло бы и не быть в условиях изначальной продуманности нормы права.

Совершенно очевидно, что обострившаяся конкуренция за иностранные инвестиции

требует дальнейшего совершенствования законодательной базы по привлечению

инвестиций в республику. Несмотря на то, что в основном она сформирована,

важным доводом в принятии решений инвесторами является тяготение их к

налоговым системам, которые прозрачны и накладывают приемлемое налоговое

бремя.

Принятие текущих нормативных актов, противоречащих положениям законодательной

базы, искажение и некорректное толкование существующих правовых норм создают

негативный прецедент и являются причиной восприятия западными инвесторами

законодательной базы республики как нестабильной и непредсказуемой.

Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие свое дело в

республике, в качестве главной проблемы, с которой им пришлось у нас

столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность

налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и непредсказуемость

законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного количества случаев

неадекватного нормативного регулирования традиционно приводит к серьезным

экономическим последствиям, поскольку подрывает доверие иностранных

вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора в приостановлении или

прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления

новых инвестиционных вкладов в республике.

Вызывает озабоченность недостаточно эффективное использование такого

инструмента в формировании благоприятного инвестиционного климата, как

свободные экономические зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать

комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон,

установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с

технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в

существующую систему обмена передовыми технологиями. Необходимо обязательное

согласование принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих

деятельность резидентов зон с Министерством иностранных дел или Министерством

экономики, что в свою очередь обеспечит стабильность правового поля. Кроме

того, необходимо информировать администрацию СЭЗ и заинтересованные

министерства и ведомства о планируемых к принятию нормативных актах, а затем

оперативно рассматривать внесенные ими предложения по изменению этих

нормативных актов в соответствии с законодательством о СЭЗ.

Стабильная экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения

иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики

Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:

     1) необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и

правовых институтов. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего

предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности;

     2) на данном этапе экономического развития республики надо обращаться к

опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной

экономики, а не копировать налоговую систему скандинавских стран, облагая

налогами всех по наивысшей шкале, так как получается результат, прямо

противоположный задуманному: и налоги собрать не удается, и предпринимательство

загоняется в угол, из которого нет никакого другого пути, кроме криминального;

     3) необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть

налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их

нельзя было избежать на практике.

К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику,

относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь

банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной

системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого

валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие

законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность

иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность

хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и

специалистов органов государственного управления при решении вопросов о

распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов

негосударственной формы собственности и т. д.

С учетом актуальности задачи создания благоприятного правового режима для

капиталовложений из-за рубежа особо пристального внимания заслуживает

проблема нормативного закрепления гарантий от изменения законодательства в

области инвестиций, которая сегодня является характерным примером

нестабильности и непоследовательности инвестиционного законодательства. Так,

"стабилизационная оговорка", предусмотренная статьей 34 Закона об иностранных

инвестициях на территории Республики Беларусь, предусматривает, что в случае

ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения условий

законодательства в течение 5 лет будет применяться законодательство,

действующее на момент привлечения инвестиций. На первый взгляд, такого рода

положения действительно защищают интересы вкладчиков капитала из-за рубежа.

Однако возникают серьезные вопросы о последствиях действия этого положения с

учетом неизбежности в нынешней ситуации внесения коррективов в действующее

законодательство в связи с меняющейся обстановкой и недостаточной его

разработанностью. Неясен и юридический механизм действия "стабилизационной

оговорки": в частности, кто и как определяет, применимо или нет то или иное

вновь принимаемое нормативное предписание к иностранным инвестициям.

Отсутствие такого механизма привело к тому, что указанное правило стало еще

одной законодательно закрепленной "декларацией о намерениях". Для того, чтобы

данное положение стало реально действовать, необходимо четкое определение

условий и юридического механизма применения этой нормы. Следовало бы прямо

оговорить — распространяется эта норма только на специальные акты в сфере

иностранных инвестиций или захватывает и общие предписания, действующие во

всех сферах и адресованные всем субъектам хозяйствования. Необходимо

установление четкого юридического механизма действия данной нормы, в

частности, надо прямо оговорить подведомственность споров, возникающих в

связи с применением норм о гарантиях от изменения законодательства,

определить орган или органы, правомочные решать споры, круг лиц, могущих в

них обращаться, и т. д.

Учитывая острейшую ситуацию в экономике, решение вопросов о привлечении

прямых иностранных инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях

нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных

сложностей с привлечением российского капитала в экономику республики,

сегодня задача привлечения иностранных инвестиций стоит как никогда остро.

Однако определение инвестиций в качестве государственного приоритета

экономического развития в республике пока на практике оборачивается лишь

декларацией, хотя сегодня, как никогда, необходима четкая государственная

политика в этой области, выработанная система стимулов и поддержки

инвестиционных процессов.

Мировая практика определила универсальный набор мер, используемых для

привлечения иностранного капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы,

нефинансовые стимулы (создание общей обстановки функционирования иностранного

Информация о работе Внутригосударственные источники финансирования