Автор работы: y************@internet.ru, 27 Ноября 2011 в 17:18, контрольная работа
Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере
Введение______________________________________________________3
Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.)._____________________4
Направления прогнозирования наиболее вероятных инноваций 8
2.1.Инновации как объект прогнозирования_________________________8
2.2. Направления прогнозирования_______________________________15
Создание благоприятного экономического климата для инновационной деятельности. Типы стратегий государственной политики инноваций_______________________________________21
Заключение__________________________________________________ 28
Список литературы____________________________________________30
Содержание
Введение______________________
2.1.Инновации
как объект прогнозирования_______________
2.2. Направления
прогнозирования_______________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение.
Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для организации важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.
Инновационный
менеджмент – одно из направлений
стратегического управления, осуществляемое
на высшем уровне руководства компании.
Его целью является определение
основных направлений научно-
«Инновация
- это усовершенствование деятельности
субъекта хозяйствования, приносящее
положительный экономический, социальный
или экологический результат. Инновация
представляет собой использование
научных достижений в коммерческих
целях». [3, с.24]
Управление
инновационной деятельностью
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Российскими
учеными из научно-исследовательского
института системных
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
Таблица 1. Классификация инноваций по А.И. Пригожину
Классификационный признак | Вид инновации |
1. По распространенности | Единичные и диффузные |
2. По
месту в производственном |
Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые |
3. По преемственности | Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения |
4. По охвату ожидаемой доли рынка | Локальные, системные, стратегические. |
5. По инновационному потенциалу и степени новизны | Радикальные,
комбинаторные, |
Диффузия
- это распространение уже
Два
последних направления
Рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.
П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.
Таблица 2. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.
Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
1. Область применения | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
2. Этапы
НТП, результатом которых |
Научные,
технические, технологические, |
3. Степень интенсивности | «Бум», равномерная, слабая, массовая |
4. Темпы осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
5. Масштабы инноваций | Трансконтинентальные,
транснациональные, |
6. Результативность | Высокая, низкая, средняя |
7. Эффективность инноваций | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.
Таблица 3. Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой.
Классификационный признак | Вид инновации | Содержание инновации |
1. Причина возникновения | 1.1. Реактивные 1.2. Стратегические |
1.1. Обеспечивают
выживание фирмы или банка,
как реакция на новые 1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе |
2. Предмет и сфера приложения | 2.1. Продуктовые 2.2. Рыночные 2.3. Инновации-процессы |
2.1. Новые продукты
и услуги
2.2. Открытие
новых сфер применения 2.3. Технология,
организация производства и |
3. Характер удовлетворяемых потребностей | 3.1. Ориентирование
на существующие потребности 3.2. Ориентирование
на формирование новых |
3.1. Действующие
сегодня потребности, которые
не удовлетворены полностью 3.2. Потребности
на перспективу, которые могут
появиться под влиянием |
Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В отечественной литературе уже делались попытки классификации инноваций. Однако все они, по мнению автора, базировались не на научной основе, а на подборе случайных факторов. Так, например, классификация новшеств и научно-технических нововведений, предлагаемая А. Н. Цветковым, является неудачной, поскольку А. Н. Цветков считает их различными экономическими категориями. Между тем новшество и нововведение представляют собой одно и то же понятие. Термины новшество, нововведение происходят от одного английского слова innovation, т. е. инновация.
Однако
А. Н. Цветков считает, что термин
"нововведение" означает не конечный
результат инновационного процесса,
а сам процесс. Он пишет: "Итак,
нововведение - это процесс. В основе
этого процесса - практическая реализация
чего-то нового, какого-то новшества. Новшество,
таким образом, составляет содержательную
основу нововведения как процесса".
Разработанный А. Н. Цветковым классификатор
научно-технических
Рассматривая
различные подходы к
Инновационное развитие организации в современных условиях – неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.