Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.). Направления прогнозирования наиболее вероятны

Автор работы: y************@internet.ru, 27 Ноября 2011 в 17:18, контрольная работа

Описание

Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере

Содержание

Введение______________________________________________________3
Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.)._____________________4
Направления прогнозирования наиболее вероятных инноваций 8
2.1.Инновации как объект прогнозирования_________________________8
2.2. Направления прогнозирования_______________________________15
Создание благоприятного экономического климата для инновационной деятельности. Типы стратегий государственной политики инноваций_______________________________________21

Заключение__________________________________________________ 28
Список литературы____________________________________________30

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 55.75 Кб (Скачать документ)

        Любые мотивирующие системы будут  эффективны в тех случаях, когда  они увязаны между собой и  целенаправленно используются для  поддержки инноваторов и инновационного климата организации в целом. Нет систем поддержки – нет инноваторов, нет инноваторов – нет нововведений.

    Регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах мира осуществляется на различных уровнях:

  • на уровне государства в целом;
  • на уровне отдельного региона;
  • на уровне организации, предприятия, фирмы.

Важнейшими  целями государственного регулирования  инновационной деятельности выступают:

     - обеспечение прогрессивных преобразований  в сфере материального производства;

     - повышение конкурентоспособности  национального продукта на мировом  рынке;

     - улучшение экологической ситуации  в стране;

     - укрепление безопасности и обороноспособности  страны.

     В условиях рыночной экономики эти  цели достигаются путем обеспечения  свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, правовой охраны интеллек­туальной собственности, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и технологий, всемерного развития международного научного сотрудничества.

     Важнейшая форма государственной поддержки  развития инноваций – законодательное  регу­лирование инновационной деятельности, всемерная поддержка малого бизнеса, создание благо­приятного инновационного климата. Одним из инструментов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности служит разработка инновационных прогнозов концепций развития российской науки. Только за последние годы приняты такие документы, как Концепция инновационной политики на 2001–2005 гг. в России и план действий Правительства РФ по ее реализации, федеральные законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др. В этих документах  к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехнологии на основе биоинженерии; атомная и космическая техника; электронно-ионно-плазменные технологии; сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др.

     Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает государство  для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отнести такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном уровне и др.

     Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.

     К числу правовых условий, создаваемых  государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.

     Все перечисленные условия способствуют созданию благоприятного инновационного климата, обеспечению приоритета инновационной  деятельности.

     Новой формой корректировки государственной  политики в области создания экономики  инновационного типа является образованный Указом Президента РФ от 8 ноября 2001 г. Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России.

     Основные  задачи Совета: определение приоритетных направлений государственной научно-технической  политики и мер по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов 

       и других нормативных правовых  актов, касающихся этой политики.

     Поставлена  задача перехода от сырьевой экономики  к инновационной. Для этого необходимо создать целостную национальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.

     20 марта 2002 г. на совместном заседании  Совета по науке и высоким  технологиям при Президенте РФ, президиума Государственного совета  и Совета безопасности принят  документ «Об основах политики  Российской Федерации в области  развития науки и технологий  на период до 2010 года и дальнейшую  перспективу». В нем одной из  главных задач государства на  ближайшие несколько лет признается  «формирование национальной инновационной  системы».

       Ее создание требует установления  правильного баланса распределения  ресурсов государства между различными  этапами инновационного цикла  «идея – технология – производство  продукции, имеющей платежеспособный  спрос». С этой целью предусматривается  закрыть неэффективные научно-исследовательские  институты и лаборатории, а  их фонды использовать для  поддержки малого инновационного  бизнеса. Предусмотрены инвентаризация  научных государственных организаций  и реформа Российской академии  наук, в результате чего будет  высвобождена часть федеральной  собственности, а также другие  меры коренного изменения и  совершенствования политики государства  в области развития науки.

     11 декабря 2002 г. распоряжением Правительства  РФ № 1764-р утверждены «Основные  направления инвестиционной политики  Российской Федерации в сфере  науки и технологий». 

     Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий выступает создание финансово-экономических  условий для реализации утвержденных Президентом РФ основ политики в  области развития науки и технологий на период до 2010 г.  и дальнейшую перспективу  и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

     Достижение  поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства  и предпринимательского сектора  экономики, ускорения внедрения  современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала  в сферу науки и технологий.

     Главным направлением повышения эффективности  использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по приоритетным направлениям, в соот­ветствии с упомянутым распоряжением Правительства РФ, выступает заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

     Основу  заказа государства на научно-техническую  продукцию составляют федеральные  целевые программы в сфере  науки и технологий, а также  государственная программа вооружения и государственный оборонный  заказ.

     Формирование  федеральных целевых программ осуществляется на основе общих принципов, определяемых Правительством РФ с учетом приоритетов  и целей социально-экономического развития Российской Федерации, направлений  структурной и научно-технической  политики, прогнозов развития общегосударственных  потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитических  и внешнеэкономических условий, а также международных договоренностей.

     Наряду  с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в  сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих условий:

     - обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые научно-исследовательские работы (НИР) – прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – технологии – производство – рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах;

     -обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализацию приоритетных направлений и адресности мер стимулирования научно-технической  и инновационной деятельности;

     -осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета.

     В целях воспроизводства и развития материально-технической базы организаций  научно-технической сферы предусматривается  применение ускоренной амортизации  научного оборудования, исходя в том числе из фактора морального старения приборного парка науки.

     Основами  государственной политики в сфере  науки и технологий предусматривается  реализация важнейших инновационных  проектов государственного значения, которые базируются на научных результатах  мирового уровня, полученных при осуществлении  исследований по приоритетным направлениям.

     Главные цели указанных проектов: 

     -усиление позиций отечественных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;

     -снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь – энергоснабжения);

     -увеличение доли продукции высокой степени переработки;

     -повышение эффективности использования сырьевой базы;

     -обеспечение гибкости производства.

     При этом привлекательность проектов для  внебюджетного инвестирования обусловлена  снижением рисков за счет выпуска  продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов. 
 

     Заключение 
 

           Инновационное развитие организации в современных условиях – неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности  продукции и организации в  целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности  производства.

           Инновационная деятельность является наиболее сложным и непредсказуемым  объектом прогнозирования. При недостатке информации по развитию отдельных направлений  науки и техники часто прибегают  к методам экспертных оценок.

           Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может  сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации  существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных  целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть направлены на достижение главной цели организации. Поэтому инновации выступают объектом управления, а инновационный менеджмент предполагает эффективное использование и управление инновациями с целью обеспечения эффективности деятельности организации в целом.

           Прогнозирование в инновационном менеджменте  — это система научных представлений  о направлениях развития в будущем  инновационной идеи или отдельных  ее элементов. Прогнозирование необходимо потому, что проект развивается в  условиях неопределенности, которые  являются причиной, вызывающей отличия  его реальных характеристик от ожидаемых. В процессе развития инновационной идеи могут возникнуть также неблагоприятные ситуации, называемые рисками, и неблагоприятные последствия от них.

           Прогнозирование возможно только при наличии прошлой  и современной информации об объекте. В частности анализ этой информации позволяет определить тенденции  развития, как объекта, так и его  окружения. Следует иметь в виду, что невозможно точно указать  будущее значение прогнозируемого  показателя. Можно указать только интервал, в который попадет этот показатель с заданной вероятностью.

     Прогнозирование - одна из работ, выполняемых в процессе планирования, а планирование является функцией управления инновационным  проектом. Без хорошего прогноза развития такого проекта работа по его развитию, скорее всего не увенчается успехом. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.). Направления прогнозирования наиболее вероятны