Инновационная политика и стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание

Современный этап развития общества ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ 6
1.1 СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 6
1.2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 9
1.3 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 13
2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ НИОКР В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 17
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 17
2.2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 22
2.3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 25
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЯ СЗАО «ТРУБКОМПЛЕКТ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

Курс работа Стратегический менеджмент.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Принципиальные  научные и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономической развития и созданием новой модели экономического роста.

 

1.2 Понятие и  значение инновационной стратегии

В настоящее  время понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

Для инновационных организаций стратегия  – это:

- программа  действий, определяющая приоритеты  проблем и ресурсы для достижения  генеральной инновационной цели  организации;

- концепция  бизнеса, дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения организации на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);

- целевые  ориентиры долгосрочного плана  действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников.

Стратегию можно рассматривать как модель (заранее продуманный или выстраиваемый  по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно  и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира).

Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды.

Инновационными  стратегиями могут быть: инновационная  деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Предпосылки, стимулирующие инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции [2, с. 143].

Инновационный потенциал предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие – конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) – налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

К внешним  относятся факторы, обуславливающие  взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

- использование  внешних источников для поддержки  всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до  коммерциализации;

- коммуникации  с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

- лоббирование  интересов в государственных  институциональных структурах.

Внутренние  факторы – это существенные особенности  предприятия, отличающие его от конкурентов  и определяющие его инновационную  состоятельность:

- мотивированное руководство;

- интеграция  технологических и организационно-управленческих  инноваций;

- высокая  производительность;

- эффективные  отношения с персоналом, широкое  вовлечение его в инновационный  процесс;

- непрерывное  организационное обучение;

- эффективная  система маркетинга, осуществляющая  коммуникации с конечными потребителями;

- управление  качеством, инфраструктурой, организационным  развитием.

Разработка  стратегии должна ответить на следующие  вопросы: как достичь целей, как  устранить конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

- повышение  уровня неопределенности результатов  (по срокам, затратам, качеству и  эффективности);

- повышение  инвестиционных рисков проектов;

- усиление  потока изменений в организации  в связи с инновационной реструктуризацией (перестройка предприятия, за счет изменения каких-либо его элементов);

- усиление  противоречий интересов и подходов  к управлению у руководства  организации [10, с. 62].

Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский  и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

Наиболее  существенными специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие при самостоятельной разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

Таким образом, при инновационной стратегии  длительность получения и вероятностный  характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

 

1.3 Этапы разработки  инновационной стратегии

При формулировке стратегии заранее  определяют: какие направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

Поскольку инновационная и общая организационная  стратегии взаимосвязаны, существует зависимость и между основными  целями предприятия и направлениями  его инновационной деятельности. Например, рост конкурентоспособности  предполагает совершенствование выпускаемого или освоение нового продукта; сокращение издержек производства вследствие экономии ресурсов основывается на рационализации технологий; снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности производства достигается в результате внедрения безотходных технологий, выпуска экологичных продуктов и т.п.

Таким образом, процесс разработки инновационной  стратегии можно представить  в виде следующей последовательности этапов:

1. Выработка  миссии организации.

2. Формулирование  инновационных целей, адекватных  потенциалу и не противоречащих  организационной цели.

3. Анализ  внешнего окружения с целью  выявления возможностей и угроз  и оценка инновационного потенциала  предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса.

4. Обоснованный  выбор направлений инновационной  стратегии, соотнесённой с выбранной  целью.

5. Реализация  инновационной стратегии.

6. Корректировка  инновационной стратегии.

Разработка  инновационной стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной программы. При этом должны быть установлены цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Следует определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных проектов, так и для всей инновационной программы. Чтобы организационно обеспечить выполнение программы, требуется сформировать организационную структуру управления инновациями и «встроить» её в организационную структуру общего менеджмента предприятия, создать систему внешних коммуникаций с партнёрами, потребителями и прочими заинтересованными сторонами.

Проектирование  инновационной стратегии – это  непрерывный, динамический процесс, в  основе которого лежит выбор потенциально успешного стратегического положения  предприятия. Этот выбор предполагает сравнительный анализ альтернатив путём соотнесения потребностей клиентов и возможностей предприятия по их удовлетворению. И именно стратегическая инновация играет решающую роль в становлении такого стратегического положения, в котором предприятие может расширить занимаемую долю рынка или создать новые рынки. Предварительным условием появления такой, «разрушающей» рынок, инновации служит идентификация тенденций, наблюдаемых на рынке, особенно – возможных переломов, предшествующих кризису ситуаций. Проведение мониторинга индикаторов стратегического положения может рассматриваться в качестве эффективного инструмента идентификации рыночных тенденций. Значимым условием при разработке и внедрении стратегического нововведения, является создание организационной культуры, готовой его принять, восприимчивой к разнообразным изменениям, противодействующей стагнации. Наличие такой организационной культуры стимулирует творческий поиск на предприятии, экспериментирование с новыми идеями для выявления потенциала инновации.

Следовательно, в процессе проектирования инновационной  стратегии можно выделить такие  направления:

- идентификация  реального стратегического положения  предприятия;

- реализация  конкурентных преимуществ этого  положения; достижение успеха  и превосходства над конкурентами;

- параллельный  поиск и постепенная реализация  нового, обладающего большим конкурентным  потенциалом, стратегического положения;

- одновременное  управление в рамках обоих  (реального и потенциального) стратегических  положений;

- постепенное  смещение к потенциальному положению  по мере тщательной проработки  и постепенного отказа от «старого»  [12, с. 98].

Требования к  успешной инновационной стратегии  заключаются в следующем: она  должна содержать ясные директивы  и временные ориентиры, быть гибкой, поддерживаться организационным дизайном и коррелировать с общей корпоративной стратегией. Залогом успешности инновационной стратегии является её постоянное совершенствование.

Стратегическое  положение, к которому стремится  предприятие, характеризуется достаточно большой степенью неопределённости. Это касается и шансов на успех той или иной инновации, и потенциальной значимости отдельных основных компетенций. Инструментом преодоления этой неопределённости является «рыночное» экспериментирование, цель которого – установить дееспособность и степень успешности альтернативных инновационных стратегий. Формирование портфеля товаров и услуг должно помочь предприятию выбрать ту инновационную стратегию, которая снизит риск инновационной деятельности, станет источником долговременной успешности.

Проведенное исследование предпосылок, условий разработки инновационной  стратегии, факторов её успешности позволяет  сделать следующие выводы, представленные ниже.

Высокий темп и  масштабность перемен, происходящих во всех сферах общественной жизни, обуславливают необходимость переосмысления экономических стратегий. Организационные изменения, готовность компании к преобразованиям становятся сегодня фактором корпоративной жизнеспособности и конкурентоспособности.

Организационные и технологические инновации являются одновременно причиной и следствием постоянного усовершенствования компании. Требуется кардинальное изменение общеорганизационной стратегии путём включения в неё инновационной составляющей.

Динамичный инновационный процесс инициируется руководством, приверженным принципам лидерства, и поддерживается организационной культурой, которая способствует вовлечению в этот процесс всех сотрудников компании и стимулирует их творческую активность.

Для выбора адекватной инновационной стратегии компании необходимо непрерывно осуществлять мониторинг и диагностику степени соответствия ресурсного и интеллектуального потенциала компании постоянно меняющимся потребностям рынка.

Особенно актуален поиск адекватных методов и инструментов адаптации стратегической инновации к требованиям стратегии развития предприятия, основанной на принципах эффективности и устойчивости.

Информация о работе Инновационная политика и стратегия предприятия