Автор работы: k*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:17, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Введение 3
1 Понятие эксперимента, виды, методология, экспериментирование в управлении организациями 5
1.1 Понятие эксперимента, классификация и методология 5
1.2 Возможности экспериментирования в управлении организациями 13
2 Применение метода эксперимента на примере предприятия 18
2.1 Организационная характеристика предприятия и анализ эффективности системы управления на предприятии и определение проблем 18
2.2 Направление совершенствования эффективности системы управления персоналом на примере ООО «Приморские окна» 26
Список литературы 41
Приложение 43
Содержание
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупок необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.
Значимость СУ в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. В связи с этим специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования.
Задачи исследования СУ ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям, поэтому в данном пособии большее внимание будет уделено именно такого вида объектам. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой социально-экономическую систему.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что
Основной целью данной курсовой работы является применение планирования эксперимента для исследования характеристик СУ фирмой.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие эксперимента, классификация и методология;
- рассмотреть возможности экспериментирования в управлении организациями;
- рассмотреть практику применения методов эксперимента на примере предприятия.
Объектом исследования работы является ООО «Приморские окна».
Предмет исследования – планирование метода эксперимента на примере предприятия.
Эксперимент (проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Нередко главной задачей эксперимента служат проверка гипотез и предсказание теории, имеющей принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Изложим
несколько фундаментальных
Таблица 1.1 Фундаментальных правил проведения эксперимента, сформулированные А. Пуанкаре
№ | Содержание |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
3 |
|
Эксперименты в системах управления проводятся с целью оценки возможных последствий от реализации идей или гипотез, программ и проектов по созданию, развитию и реорганизации (реструктуризации, преобразования, трансформации и др.) и систем управления, и управляемых объектов.
Постановка и организация эксперимента определяются его назначением, которое весьма многогранно, что и породило множество признаков различия экспериментов. Рассмотрим основные виды экспериментов, имеющие отношение к исследованию систем управления (приложение 1). [20, с. 271].
В силу сложности экспериментальных исследований, прежде чем приступить к ним, необходимо разработать методологию эксперимента.
Методология эксперимента — это концепция, общие принципы, структура эксперимента, его постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований.
Цель разработки методологии эксперимента — это экономия мысли и труда. Одним из направлений, позволяющим осуществить сформулированную цель, служит применение математических методов планирования эксперимента. По определению В.В. Налимова, «планирование эксперимента — это оптимальное управление экспериментом при неполном знании механизма явления» [20, с. 273]. Математические методы планирования эксперимента позволяют исследовать и оптимизировать сложные системы и процессы, обеспечивая высокую эффективность эксперимента и точность определения исследуемых факторов. Планирование эксперимента рассматривается как одно из направлений кибернетики, так как во многих случаях, приступая к изучению некоторого объекта, исследователь не знает всех тонкостей механизма его функционирования. Тогда, основываясь на принципах кибернетики, объект в целом или его элементы можно представлять в виде «черного ящика». В основу планирования эксперимента положены принципы теории эксперимента, такие как последовательность проведения, рандомизация, оптимальное использование факторного пространства и математическое моделирование (приложение 2).
Логически выстроенная последовательность этапов применения специальных положений, правил, методов, способов и приемов исследования для достижения цели эксперимента отображается в виде методики эксперимента. Число этапов и содержание исследований зависят от способа изучения объекта. Рассмотри основные этапы изучению содержания этапов в понятиях классического и вычислительного экспериментов.
Классический эксперимент. Процесс выполнения классического (материального) эксперимента структурируется в шесть последовательно выполняемых этапов (таблица 1.2) [20, с. 275].
Таблица 1.2 Содержание этапов классического эксперимента
Этап | Содержание |
1 | Постановка проблемы, обоснование целей и задач эксперимента. Содержание первого этапа зависит от того, какой проблемой обусловлен эксперимент, т.е. совершенствование, развитие или реорганизация системы управления. Отметим некоторые его особенности. Обоснование цели и задач эксперимента основывается на анализе собранной информации, выдвинутой гипотезе и теоретических разработках. Цель должна определять ожидаемые результаты исследования, а задачи — промежуточные результаты, которые будут получены по отдельным этапам исследования. |
2 | Формализация
изучаемой реальности. Началом изучения
объекта эксперимента следует считать:
а) построение его структурной модели с использованием принципов кибернетики и процессного подхода; б) сбор, изучение и анализ имеющихся данных об объекте; в) определение входных X (экзогенных) и выходных Y (эндогенных) параметров также параметров преобразования (управляемых переменных) — Z. |
3 | Обоснование средств
и требуемого количества измерений
или наблюдений, которые рассматриваются
в качестве источников сбора информации.
Для измерения в первую очередь
используются стандартные, серийно выпускаемые
приборы и аппараты.
В отдельных случаях возникает потребность в создании уникальных средств измерения. |
4 | Проектирование процесса проведения эксперимента. В начале составляют последовательность (очередность) проведения измерений и наблюдений в приложении к структурной модели объекта. Затем каждую операцию измерения описывают с учетом выбранных измерительных средств. Большое внимание уделяют методам контроля качества операций, записи результатов наблюдений и измерений. |
5 | Планирование эксперимента. Планирование эксперимента необходимо во всех случаях, когда еще перед началом исследования предварительные знания можно представить (задать гипотезу) математической моделью. Планирование эксперимента начинается с выбора варьируемых факторов и установления основных и второстепенных, влияющих на исследуемый процесс. |
6 | Выбор методов
обработки и анализа |
Вычислительный эксперимент. Принципиальное отличие вычислительного эксперимента от классического состоит в том, что он проводится не с реальной системой, а с ее моделью. В этом контексте особенно заслуживают внимания имитационные эксперименты. Под вычислительным экспериментом понимается численный метод проведения экспериментов с математическими и имитационными моделями, описывающими поведение сложных систем в некоторый период времени. В процессе вычислительного эксперимента исследователь имеет дело с тремя основными моделями (рисунок 1): [10, с. 17]
Экспериментирование
Рисунок 1 -. Агрегированная структура вычислительного эксперимента
В понятие «имитационная модель объекта» (или имитация) при вычислительном эксперименте вкладывается широкий смысл. Здесь понимается не только «чисто» имитационная модель, но и комплекс математических моделей, описывающих функционирование системы разной природы. Таким образом, вычислительный эксперимент — это всегда имитация некоторой реальности.
Область применения вычислительных экспериментов в экономике и управлении простирается от имитации конкретных видов деятельности до имитации функционирования корпорации и даже экономики страны с применением различного класса моделей. Об этом свидетельствуют исследования Т. Нейлора и его коллег из Университета социальных систем и имитационного моделирования, а также разработки в области моделирования экономики, управления и практического менеджмента — деловые игры, «case — stade» и практические управленческие задачи [11, с. 17]. Вычислительные эксперименты позволяют исследовать все то, что не подвластно классическому эксперименту, а именно:
а) изучить сложные внутренние взаимодействия подсистем и элементов системы и воздействие на их функционирование различного характера изменений во внешней среде;
б) вскрыть важные особенности в функционировании системы и разработать предложения по ее совершенствованию;
в) получить новые знания, изучить и оценить новые ситуации, располагая неполной информацией о событиях будущего;
г) проработать
варианты стратегий и политики и предсказать
узкие
места и другие трудности до их фактического
применения.
Информация о работе Планирование эксперимента систем управления