Планирование эксперимента систем управления

Автор работы: k*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание

Введение 3
1 Понятие эксперимента, виды, методология, экспериментирование в управлении организациями 5
1.1 Понятие эксперимента, классификация и методология 5
1.2 Возможности экспериментирования в управлении организациями 13
2 Применение метода эксперимента на примере предприятия 18
2.1 Организационная характеристика предприятия и анализ эффективности системы управления на предприятии и определение проблем 18
2.2 Направление совершенствования эффективности системы управления персоналом на примере ООО «Приморские окна» 26
Список литературы 41
Приложение 43

Работа состоит из  1 файл

Планирование эксперимента СУ (курс).doc

— 503.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 
 

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

     В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупок необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

     Значимость СУ в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. В связи с этим специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования.

     Задачи  исследования СУ ставятся в подавляющей  части случаев применительно  к хозяйственным организациям, поэтому в данном пособии большее внимание будет уделено именно такого вида объектам. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой социально-экономическую систему.

     Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что

     Основной  целью данной курсовой работы является применение планирования эксперимента для исследования характеристик СУ фирмой.

     Исходя  из цели работы, были определены следующие  задачи:

     - рассмотреть понятие эксперимента, классификация и методология;

     - рассмотреть возможности экспериментирования  в управлении организациями;

       - рассмотреть практику применения методов эксперимента на примере предприятия.

     Объектом  исследования работы является  ООО  «Приморские окна». 

     Предмет исследования – планирование метода эксперимента на примере предприятия.

 

1 Понятие эксперимента, виды, методология, экспериментирование  в управлении организациями 

    1.1 Понятие эксперимента, классификация и методология

 

     Эксперимент (проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Нередко главной задачей эксперимента служат проверка гипотез и предсказание теории, имеющей принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

     Изложим несколько фундаментальных правил проведения эксперимента, сформулированных выдающимся французским математиком и теоретиком науки А. Пуанкаре (1854-1912) [20, с. 270] (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Фундаментальных правил проведения эксперимента, сформулированные А. Пуанкаре

Содержание
1
  1. Если установлено какое-либо правило, то, прежде всего, мы должны исследовать те случаи, в которых это правило имеет больше всего шансов оказаться неверным.
2
  1. В эксперименте, уходя далеко в пространстве и во времени, мы должны ожидать, что наши обычные правила там совершенно рушатся. И именно это великое разрушение часто может помочь нам лучше усмотреть и понять те небольшие изменения, которые могут происходить вблизи нас сейчас и привести к разрушению в будущем.
3
  1. Исследователь должен сосредоточить свое внимание главным 
    образом не столько на сходствах и различиях, сколько на тех аналогиях, которые часто скрываются в кажущихся различиях.
3
  1. Исследователь должен сконцентрировать много опытов, много 
    мыслей в небольшом объеме.
 

      Эксперименты  в системах управления проводятся с  целью оценки возможных последствий  от реализации идей или гипотез, программ и проектов по созданию, развитию и реорганизации (реструктуризации, преобразования, трансформации и др.) и систем управления, и управляемых объектов.

      Постановка  и организация эксперимента определяются его назначением, которое весьма многогранно, что и породило множество признаков различия экспериментов. Рассмотрим основные виды экспериментов, имеющие отношение к исследованию систем управления (приложение 1). [20, с. 271].

     В силу сложности экспериментальных исследований, прежде чем приступить к ним, необходимо разработать методологию эксперимента.

     Методология эксперимента — это концепция, общие принципы, структура эксперимента, его постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований.

     Цель  разработки методологии эксперимента — это экономия мысли и труда. Одним из направлений, позволяющим осуществить сформулированную цель, служит применение математических методов планирования эксперимента. По определению В.В. Налимова, «планирование эксперимента — это оптимальное управление экспериментом при неполном знании механизма явления» [20, с. 273]. Математические методы планирования эксперимента позволяют исследовать и оптимизировать сложные системы и процессы, обеспечивая высокую эффективность эксперимента и точность определения исследуемых факторов. Планирование эксперимента рассматривается как одно из направлений кибернетики, так как во многих случаях, приступая к изучению некоторого объекта, исследователь не знает всех тонкостей механизма его функционирования. Тогда, основываясь на принципах кибернетики, объект в целом или его элементы можно представлять в виде «черного ящика». В основу планирования эксперимента положены принципы теории эксперимента, такие как последовательность проведения, рандомизация, оптимальное использование факторного пространства и математическое моделирование (приложение 2).

     Логически выстроенная последовательность этапов применения специальных положений, правил, методов, способов и приемов  исследования для достижения цели эксперимента отображается в виде методики эксперимента. Число этапов и содержание исследований зависят от способа изучения объекта. Рассмотри основные этапы изучению содержания этапов в понятиях классического и вычислительного экспериментов.

     Классический  эксперимент. Процесс выполнения классического (материального) эксперимента структурируется в шесть последовательно выполняемых этапов (таблица 1.2) [20, с. 275].

Таблица 1.2 Содержание этапов классического эксперимента

Этап Содержание
1 Постановка  проблемы, обоснование целей и  задач эксперимента. Содержание первого этапа зависит от того, какой проблемой обусловлен эксперимент, т.е. совершенствование, развитие или реорганизация системы управления. Отметим некоторые его особенности. Обоснование цели и задач эксперимента основывается на анализе собранной информации, выдвинутой гипотезе и теоретических разработках. Цель должна определять ожидаемые результаты исследования, а задачи — промежуточные результаты, которые будут получены по отдельным этапам исследования.
2 Формализация  изучаемой реальности. Началом изучения объекта эксперимента следует считать:

а) построение его структурной модели с использованием принципов кибернетики и процессного подхода;

б) сбор, изучение и анализ имеющихся данных об объекте;

в) определение входных X (экзогенных) и выходных Y (эндогенных) параметров также параметров преобразования (управляемых переменных) — Z.

3 Обоснование средств  и требуемого количества измерений  или наблюдений, которые рассматриваются  в качестве источников сбора информации. Для измерения в первую очередь  используются стандартные, серийно выпускаемые приборы и аппараты.

В отдельных  случаях возникает потребность  в создании уникальных средств измерения.

4 Проектирование  процесса проведения эксперимента. В  начале составляют последовательность (очередность) проведения измерений и наблюдений в приложении к структурной модели объекта. Затем каждую операцию измерения описывают с учетом выбранных измерительных средств. Большое внимание уделяют методам контроля качества операций, записи результатов наблюдений и измерений.
5 Планирование  эксперимента. Планирование эксперимента необходимо во всех случаях, когда еще  перед началом исследования предварительные  знания можно представить (задать гипотезу) математической моделью. Планирование эксперимента начинается с выбора варьируемых факторов и установления основных и второстепенных, влияющих на исследуемый процесс.
6 Выбор методов  обработки и анализа экспериментальных  данных. Обработка данных сводится к систематизации всех чисел, классификации и анализу. Результаты экспериментов должны быть сведены в удобные формы записи — таблицы, графики, формулы, номограммы, позволяющие быстро сопоставить полученные результаты. Особое внимание должно быть уделено математическим методам обработки опытных данных — аппроксимации каким-либо видом эмпирической зависимости, проверке адекватности модели, нахождению критериев и доверительных интервалов

     Вычислительный  эксперимент. Принципиальное отличие вычислительного эксперимента от классического состоит в том, что он проводится не с реальной системой, а с ее моделью. В этом контексте особенно заслуживают внимания имитационные эксперименты. Под вычислительным экспериментом понимается численный метод проведения экспериментов с математическими и имитационными моделями, описывающими поведение сложных систем в некоторый период времени. В процессе вычислительного эксперимента исследователь имеет дело с тремя основными моделями (рисунок 1): [10, с. 17]

  1. реальным объектом (система);
  2. имитационной моделью объекта;
  3. информационно-вычислительной системой (ИВС).

     

     Экспериментирование

     Рисунок 1 -. Агрегированная структура вычислительного эксперимента

     В понятие «имитационная модель объекта» (или имитация) при вычислительном эксперименте вкладывается широкий  смысл. Здесь понимается не только «чисто»  имитационная модель, но и комплекс математических моделей, описывающих функционирование системы разной природы. Таким образом, вычислительный эксперимент — это всегда имитация некоторой реальности.

     Область применения вычислительных экспериментов  в экономике и управлении простирается от имитации конкретных видов деятельности до имитации функционирования корпорации и даже экономики страны с применением различного класса моделей. Об этом свидетельствуют исследования Т. Нейлора и его коллег из Университета социальных систем и имитационного моделирования, а также разработки в области моделирования экономики, управления  и практического менеджмента — деловые игры, «case — stade» и практические управленческие задачи [11, с. 17]. Вычислительные эксперименты позволяют исследовать все то, что не подвластно классическому эксперименту, а именно:

а) изучить сложные внутренние взаимодействия подсистем и элементов системы и воздействие на их функционирование различного характера изменений во внешней среде;

б) вскрыть важные особенности в функционировании системы и разработать предложения по ее совершенствованию;

в) получить новые знания, изучить и оценить новые ситуации, располагая неполной информацией о событиях будущего;

г) проработать варианты стратегий и политики и предсказать узкие 
места и другие трудности до их фактического применения.

Информация о работе Планирование эксперимента систем управления