Автор работы: k*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:17, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Введение 3
1 Понятие эксперимента, виды, методология, экспериментирование в управлении организациями 5
1.1 Понятие эксперимента, классификация и методология 5
1.2 Возможности экспериментирования в управлении организациями 13
2 Применение метода эксперимента на примере предприятия 18
2.1 Организационная характеристика предприятия и анализ эффективности системы управления на предприятии и определение проблем 18
2.2 Направление совершенствования эффективности системы управления персоналом на примере ООО «Приморские окна» 26
Список литературы 41
Приложение 43
Схема основных этапов вычислительного эксперимента, составленная с учетом рекомендаций из публикаций, приводится на рис. 2.
Дадим краткое пояснение выделенным на рисунок 2 этапам вычислительного эксперимента. Как и любое исследование, вычислительный эксперимент начинается с формулировки проблемы (этап I) и ясного изложения целей эксперимента. Цели эксперимента задают в виде [13, с. 13]:
Построению базовой модели всегда предшествует принятие гипотезы об особенностях функционирования исследуемой системы (этап II), например она динамическая или статическая, детерминированная или вероятностная, характер ее функционирования непрерывный или дискретный.
Рисунок 2 - Содержание и последовательность этапов вычислительного эксперимента
При построении имитационной модели системы (этап III) возникает несколько проблемных вопросов [4, с. 9]:
3) об
адекватности модели
Разработка программного обеспечения эксперимента (этап IV) включает создание комплекса программ компьютерной имитации, организацию данных и начальных условий функционирования системы, а также генерирование недостающих данных.
Наиболее сложная задача, выполняемая на этапе V, связана с планированием вычислительного эксперимента, так как тип плана эксперимента всегда зависит от поставленной цели и исследуемого объекта. В теории планирования эксперимента есть два важных понятия: фактор и реакция. Оба термина относятся к переменным. Фактор — экзогенная или управляющая переменная, реакция — эндогенная (выходная) переменная. Анализ факторов при выполнении вычислительных экспериментов производится по следующей общепринятой схеме [15, с. 12].
Планирование вычислительного эксперимента проводится с целью сокращения числа вычислительных прогонов и их продолжительности, количества наблюдаемых переменных, шагов изменения параметров и т.д. Не исключаются случаи, когда исследователь отказывается строго фиксировать схему проведения эксперимента. Принимаемая им стратегия предусматривает возможность принятия решений в зависимости от результатов, получаемых на отдельных этапах исследования. Например, исследователь, в зависимости от априорных сведений и ранее полученных результатов, прибегает последовательно к различным методам нахождения решения: линейному приближению, описанию полиномами второго, а иногда и третьего порядка и т.д. Здесь каждый последующий шаг определяется ранее полученными результатами. Планирование вычислительного эксперимента сопровождается рядом таких проблем, как «проблема объема» или проблема слишком большого количества факторов, проблема выбора плана эксперимента в соответствии с его целью, проблема многокомпонентной реакции, порождающая проблему оценки результатов имитационного моделирования. Планирование вычислительного, как и любого другого, эксперимента заслуживает специального изучения.
Выработка решений по управлению экспериментом (этап VI) основана на оценке исходной гипотезы о поведении исследуемой системы и отладке имитационной модели и построении алгоритма (блок-схемы) организации эксперимента [16, с. 22].
Имитационный эксперимент (этап VII) — это проведение серии имитационных расчетов в системном масштабе времени и по разработанному алгоритму. Каждая реализация модели отличается от другой только в одном изучаемом аспекте. Таким образом, в результате имитационного эксперимента образуются ряды статистических данных (выборки), обработка которых требует определенных знаний.
После того как эксперимент проведен и получены результаты, возникает задача — представить эти результаты в компактной форме, выдать рекомендации и сделать заключение (этапы VIII и IX). Основным требованием к обработке (редукции) выходных данных служит извлечение максимума информации. К основным методам обработки данных относятся методы математической статистики: дисперсионный анализ (критерий F, методы множественных сравнений упорядочения), спектральный анализ и эвристические процедуры, основанные на оценке параметров статистических распределений. Применение идей и методов математической статистики резко сокращает объем экспериментальных исследований и, что самое главное, увеличивает четкость суждений исследователя о полученных результатах в ходе эксперимента.
Каждый
рассмотренный этап классического
и вычислительного
Экспериментирование в управлении организациями с использованием имитационного моделирования получило развитие в таких формах, как:
Возможности,
которые открываются с
а) принятии наилучшего решения в конкретных ситуациях бизнеса с учетом множества разнообразных факторов;
б) повышении качества проектирования новых и реконструкции действующих предприятий;
в) научном исследовании проблем управления, анализе поведения сложных производственных систем и разработке научно обоснованных прогнозов развития отдельных направлений управленческой деятельности.
Каждый выделенный инструмент имеет приоритетную ориентацию.
Деловые игры представляют собой специальный вид компьютерной имитации бизнес-ситуаций с активным участием человека на отдельных этапах принятия решений [20, с. 284]. Приемы игрового моделирования много веков используются в военных играх как средство обучения армии. В экономике и управлении их применение началось с 1950-х гг. с разработки в 1956 г. Американской ассоциацией управления модели, известной под названием Top Management Decision Game. С тех пор разработаны сотни деловых игр, которые используются в качестве аппарата для практических исследований и как метод изучения целого ряда дисциплин, таких как управление предприятием и персоналом, коммерция, теория организации, психология, финансы, торговля.
Деловая игра как экспериментальный метод исследования и метод обучения включает следующие процедуры:
Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие решений осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым правилам.
Игровые действия определяются целевым аспектом эксперимента. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссером, фасилитатором) игры, нормативными документами, моделями или же формироваться игроками в интерактивном режиме в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Моделирование в игре — это имитационный эксперимент с использованием различного класса моделей: статических и динамических, детерминистических и стохастических, а также алгоритмов принятия решений и поведения.
Многообразие
разработанных деловых игр
Задачи деловых игр заключаются в следующем:
Примерами распространенных в настоящий период деловых игр, ориентированных на имитационное моделирование, могут служить следующие компьютерные системы [10, с. 12]:
Метод хозяйственных ситуаций, известный в международной практике как метод «case — stade», применяется для решения широкого круга управленческих задач и нацелен в основном на оптимизацию потенциала групповой и командной работы менеджеров. Метод хозяйственных ситуаций, отличающихся «изобилием неопределенности и противоречий», ориентирован на изучение и имитацию реальных конкретных событий, вариантность, высокую скорость проведения эксперимента. К типовым ситуационным задачам управления относятся [15, с. 17]:
•оценка потенциала структурного подразделения и др.
Метод решения практических задач управления предусматривает разработку и реализацию на основе имитационного моделирования алгоритмов решения типовых задач организационного проектирования, планирования и анализа деятельности предприятия. Алгоритмизация предполагает разработку детерминистических и стохастических моделей отдельных процедур (показателей, параметров) с рефлексивной увязкой процесса решения задачи. К наиболее распространенным задачам управления, решение которых достигается многовариантной проработкой и многокритериальной оценкой разрабатываемого решения, относятся следующие:
В заключение главы процитируем слова профессора Лондонской школы экономики и политологии И.О. Энджела: «Организация должна находиться в постоянном процессе экспериментирования и изучения результатов эксперимента для того, чтобы справиться с непредсказуемыми и непланируемыми последствиями поведения системы... Менеджмент посредством изучения и экспериментирования играет решающую роль» [19, с. 16].
Информация о работе Планирование эксперимента систем управления