Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:48, шпаргалка
1.Инновационная деятельность: понятие и предпослыки осуществления
4. Классификация и кодирование инновации
5 Новизна как основной критерий инновации
6.Исследования и разработки в инновационной деятельности
7. формы, фазы и субекты инновационного процесса
1.Инновационная деятельность: понятие и предпослыки осуществления
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия «научно-технический прогресс», «внедрение достижений науки и техники» и т. п., что характерно для централизованно управляемой экономики.
В настоящее время российская экономика продолжает переживать кризис (хотя в последние годы наблюдаются положительные тенденции), выход из которого во многом зависит от ориентации на активную инновационную деятельность.
Терминология в области инновационной деятельности включает такие понятия, как инновация, новшество, научно-технический прогресс и др. (см. глоссарий).
Впервые термин «инновация» ввел австрийский ученый И. Шумпетер в 30-х гг. ХХ в. Он определил «инновацию» как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности (открытие, изобретение, патент, товарный знак, документация на новый / усовершенствованный продукт, технологию, метод, порядок).
Инновация – конечный результат внедрения новшества.
Таким образом, новшество становится инновацией с момента принятия к распространению.
2.различные подходы к
3.Теория длинных волн и инновации. Характеристика современных технологий
Новаторская деятельность предпринимателя по реализации инноваций рассматривается как основной фактор, вызывающий динамические изменения волнового характера в экономике. В соответствии с теорией длинных волн Н. Кондратьева, научно-техническое развитие происходит волнообразно циклами протяженностью в 50–60 лет каждый.
Известно пять технологических волн.
Волна 1-я (1785–1835)
– технологический уклад, основанный
на новых технологиях в
Волна 2-я (1830–1890) – развитие железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
Волна 3-я (1880–1940) – использование электроэнергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, новые открытия в области химии. Появление радиосвязи, телеграфа, автомобиля, самолета.
Волна 4-я (1930–1990) – основана
на дальнейшем развитии энергетики с
использованием нефти и нефтепродуктов,
газа, средств связи, новых синтетических
материалов. Массовое производство автомобилей,
самолетов, различных видов вооружения,
товаров народного потребления.
Появление и широкое
Волна 5-я (1985–2035) – опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов. Освоение космического пространства, спутниковой связи и т. п. Переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернет, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества товаров и услуг, планирования инноваций.
В связи с ускорением научно-технического
прогресса в будущем
4. Классификация и кодирование ииновации
Среди различных видов инноваций выделяют технологические и нетехнологические. Под технологическими инновациями понимается совершенно новый или технологически значительно улучшенный продукт или процесс, который предлагается для продажи потенциальному потребителю. Нетехнологические инновации отражают изменения в формах и методах управления, социальные сдвиги и т. д. При этом важно отличать инновацию от изобретения и не смешивать эти два понятия, поскольку изобретение – это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигает рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями.
По своей эффективности инновации подразделяют на успешные и неудачные. Технологические инновации могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процессы.
Большое разнообразие видов
и типов инноваций определяет
необходимость их кодирования. Процесс
кодирования заключается в
5 Новизна как основной критерий инновации
Каждая инновация
Новизна как свойство продукта сохраняется лишь определенный период времени, который ограничивается наступлением срока его морального старения (износа). На практике новизну продукта определяют с учетом жизненного цикла, где точным пороговым критерием новизны является момент максимума продаж. Таким образом, в течение всего инновационного периода до достижения максимума продукт считается новым, а после этого момента – традиционным, устаревшим.
Новизна бывает абсолютной и относитель
Кроме того, существует псевдоновизна, подр
6.Исследования и разработки в инновационной деятельности
Исследования и разработки
(Research and Development – R&
1) фундаментальное, или
основное – исследование в
целях приобретения информации (так,
афинский отель «Holiday Inn» не
смог бы провести столь
2) применение R&D для создания благоприятствующей перспективы новшества в пределах существующего бизнеса;
3) использование R&D для открытия нового бизнеса.
Если требуются значительные материальные ресурсы, можно применить совместные разработки. Например, греческие турфирмы объединили свои силы и при активном участии Национальной организации туризма Греции разработали замечательное текстовое рекламное обращение «Афины – центр центров всего мира»: «В конечном счете, Афины – это не начало и не конец. Афины находятся везде. В любой точке карты. И любая точка карты находится в Афинах. Потому, что Афины – центр центров всего мира...»
Такая тактика позволяет использовать самых профессиональных и дорогих разработчиков и одновременно тратить на это минимальные средства.
7. формы, фазы и субекты инновационного процесса
Различают три логических
формы инновационного процесса: простой
внутриорганизационный (натуральный),
простой межорганизационный (товарный)
и расширенный. Простой ИП предполагает
создание и использование новшества
внутри одной и той же организации,
новшество в этом случае не принимает
непосредственно товарной формы. При
простом межорганизационном инновационном
процессе новшество выступает как
предмет купли-продажи. Такая форма
инновационного процесса означает отделение
функции создателя и
фазы
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое в основном включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный
эффект перераспределяется между производителями
нововведения (НВ), а также между
производителями и
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Субъекты инновационного процесса
Субъекты инновационного процесса могут быть разделены на следующие группы:
· новаторы – генераторы научно-технических знаний (индивидуальные изобретатели, исследовательские организации), заинтересованные в получении части дохода;
· ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие инновацию (пионерские организации), которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок;
· раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;
· отстающие – фирмы, запаздывающие с нововведениями, что приводит к производству морально устаревших товаров и услуг.
10Сопротивление инновациям: природа и методы управления
Еще одна важная проблема в содержании инновационного менеджмента – это управление сопротивлением (осознанным или бессознательным противодействием).
Сопротивление нововведению
может исходить из двух источников:
внутри самой фирмы и извне. В
этой связи различают соответственно
– сопротивление среды (рыночной и социальной), которое управляется с помощью стратегии продвижения, прежде всего, методами public relations;
– внутрифирменное сопротивление возможно двоякого рода. Во-первых, это сопротивление персонала, конкретных работников фирмы. Во-вторых, это может быть организационное сопротивление, когда нововведению противодействуют не столько отдельные люди, сколько организационные структуры (характер полномочий, распределение обязанностей и прав, зафиксированные в положениях, уставах и должностных инструкциях).
Существует три основных метода управления сопротивлением: принудительный, адаптивный и кризисный. В реальной практике они редко встречаются в чистом виде. Каждый метод в большей или меньшей степени содержит компоненты других.
Принудительный метод – наиболее трудоёмкий путь, обладающий серьезным преимуществом перед другими: выигрыш во времени. Поэтому менеджеры иногда вынуждены идти на принудительное нововведение.