Шпаргалка по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:48, шпаргалка

Описание

1.Инновационная деятельность: понятие и предпослыки осуществления
4. Классификация и кодирование инновации
5 Новизна как основной критерий инновации
6.Исследования и разработки в инновационной деятельности
7. формы, фазы и субекты инновационного процесса

Работа состоит из  1 файл

Инновации ответы.docx

— 72.76 Кб (Скачать документ)

1.Инновационная деятельность: понятие  и предпослыки осуществления

    В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия «научно-технический прогресс», «внедрение достижений науки и техники» и т. п., что характерно для централизованно управляемой экономики.

В настоящее время российская экономика продолжает переживать кризис (хотя в последние годы наблюдаются  положительные тенденции), выход  из которого во многом зависит от ориентации на активную инновационную деятельность.

Терминология в области  инновационной деятельности включает такие понятия, как инновация, новшество, научно-технический прогресс и др. (см. глоссарий).

Впервые термин «инновация»  ввел австрийский ученый И. Шумпетер в 30-х гг. ХХ в. Он определил «инновацию»  как «изменение с целью внедрения  и использования новых видов  потребительских товаров, новых  производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности (открытие, изобретение, патент, товарный знак, документация на новый / усовершенствованный продукт, технологию, метод, порядок).

Инновация – конечный результат внедрения новшества.

Таким образом, новшество  становится инновацией с момента  принятия к распространению.

2.различные подходы к определению  понятия инновация

3.Теория длинных волн и инновации. Характеристика современных технологий 

 

Новаторская деятельность предпринимателя  по реализации инноваций рассматривается  как основной фактор, вызывающий динамические изменения волнового характера  в экономике. В соответствии с  теорией длинных волн Н. Кондратьева, научно-техническое развитие происходит волнообразно циклами протяженностью в 50–60  лет каждый.

Известно пять технологических  волн.

Волна 1-я (1785–1835) – технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной  промышленности, использовании энергии  воды.

Волна 2-я (1830–1890) – развитие железнодорожного транспорта и механического  производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Волна 3-я (1880–1940) – использование  электроэнергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, новые открытия в области химии. Появление радиосвязи, телеграфа, автомобиля, самолета.

Волна 4-я (1930–1990) – основана на дальнейшем развитии энергетики с  использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических  материалов. Массовое производство автомобилей, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появление и широкое распространение  компьютеров и программных продуктов. Использование атома в военных  и мирных целях. Организация массового  производства на основе конвейерной  технологии. Господство олигопольной конкуренции, появление транснациональных  и межнациональных корпораций, осуществление  прямых инвестиций на рынках различных  стран.

Волна 5-я (1985–2035) – опирается  на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов. Освоение космического пространства, спутниковой связи и т. п. Переход  от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных  электронной сетью на основе Интернет, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества товаров и услуг, планирования инноваций.

В связи с ускорением научно-технического прогресса в будущем продолжительность  волн будет сокращаться. Таким образом, современные технологии характеризуются  узкой специализацией; быстрой устареваемостью; необходимостью постоянного развития; быстрой распространяемостью и  др.

4. Классификация и кодирование  ииновации

Среди различных видов  инноваций выделяют технологические  и нетехнологические. Под технологическими инновациями понимается совершенно новый или технологически значительно улучшенный продукт или процесс, который предлагается для продажи потенциальному потребителю. Нетехнологические инновации отражают изменения в формах и методах управления, социальные сдвиги и т. д. При этом важно отличать инновацию от изобретения и не смешивать эти два понятия, поскольку изобретение – это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигает рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями.

По своей эффективности  инновации подразделяют на успешные и неудачные. Технологические инновации  могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процессы.

Большое разнообразие видов  и типов инноваций определяет необходимость их кодирования. Процесс  кодирования заключается в присвоении каждой инновации цифрового кода, где каждая цифра означает вид  инновации по конкретному признаку. Кодирование инноваций позволяет  автоматизировать процесс их нахождения и отбора.

5 Новизна как основной критерий инновации

Каждая инновация характеризуется  определенной степенью новизны. Новизна  – это непременное свойство и  самостоятельная ценность любого нововведения, отличающие его от предшествующих новшеств. В соответствии с этим любой новый  продукт всегда отличается по каким-либо признакам от существующего класса подобных продуктов, и это отличие  обладает определенной ценностью.

Новизна как свойство продукта сохраняется лишь определенный период времени, который ограничивается наступлением срока его морального старения (износа). На практике новизну продукта определяют с учетом жизненного цикла, где точным пороговым критерием новизны является момент максимума продаж. Таким образом, в течение всего инновационного периода до достижения максимума продукт считается новым, а после этого момента – традиционным, устаревшим.

Новизна бывает абсолютной и относительной. Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данного новшества. Относительнаяновизна определяется по выбранному признаку: отдельные элементы являются новыми; необычное сочетание ранее известных элементов; более низкие затраты на НИОКР и т. д.

Кроме того, существует псевдоновизна, подразумевающая не улучшение продукта, а его видоизменение.

 

6.Исследования  и разработки в инновационной  деятельности

Исследования и разработки (Research and Development – R&D) являются неотъемлемой частью инновационного процесса. Существуют три возможных направления исследований в зависимости от стратегии и целей предприятия СКСиТ:

1) фундаментальное, или  основное – исследование в  целях приобретения информации (так,  афинский отель «Holiday Inn» не  смог бы провести столь успешных  мероприятий по модернизации  без предварительных исследований  такого типа);

2) применение R&D для создания благоприятствующей перспективы новшества в пределах существующего бизнеса;

3) использование R&D для  открытия нового бизнеса.

Если требуются значительные материальные ресурсы, можно применить  совместные разработки. Например, греческие  турфирмы объединили свои силы и при  активном участии Национальной организации  туризма Греции разработали замечательное  текстовое рекламное обращение  «Афины – центр центров всего  мира»: «В конечном счете, Афины –  это не начало и не конец. Афины  находятся везде. В любой точке  карты. И любая точка карты  находится в Афинах. Потому, что  Афины – центр центров всего  мира...»

Такая тактика  позволяет использовать самых профессиональных и дорогих разработчиков и  одновременно тратить на это минимальные  средства. 

 

 

7. формы,  фазы и субекты инновационного  процесса

Различают три логических формы инновационного процесса: простой  внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы. При  простом межорганизационном инновационном  процессе новшество выступает как  предмет купли-продажи. Такая форма  инновационного процесса означает отделение  функции создателя и производителя  новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный  процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии  производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию  потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум  два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его  производитель и потребитель  могут совмещаться в одном  хозяйственном субъекте. 

 

фазы 

 

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две  его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое в основном включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения (НВ), а также между  производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность  нововведенческих процессов оказывает  определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия  инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Субъекты инновационного процесса 

 

Субъекты инновационного процесса могут быть разделены на следующие группы:

·      новаторы – генераторы научно-технических знаний (индивидуальные изобретатели, исследовательские организации), заинтересованные в получении части дохода;

·      ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие инновацию (пионерские организации), которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок;

·      раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;

·      отстающие – фирмы, запаздывающие с нововведениями, что приводит к производству морально устаревших  товаров и услуг. 

 

10Сопротивление инновациям: природа и методы управления 

 

Еще одна важная проблема в  содержании инновационного менеджмента  – это управление сопротивлением (осознанным или бессознательным  противодействием).

Сопротивление нововведению может исходить из двух источников: внутри самой фирмы и извне. В  этой связи различают соответственновнутрифирменное сопротивление и сопротивление среды:

– сопротивление среды (рыночной и социальной), которое управляется с помощью стратегии продвижения, прежде всего, методами public relations;

– внутрифирменное  сопротивление возможно двоякого рода. Во-первых, это сопротивление персонала, конкретных работников фирмы. Во-вторых, это может быть организационное сопротивление, когда нововведению противодействуют не столько отдельные люди, сколько организационные структуры (характер полномочий, распределение обязанностей и прав, зафиксированные в положениях, уставах и должностных инструкциях).

Существует три основных метода управления сопротивлением: принудительный, адаптивный и кризисный. В реальной практике они редко встречаются  в чистом виде. Каждый метод в  большей или меньшей степени  содержит компоненты других.

Принудительный  метод – наиболее трудоёмкий путь, обладающий серьезным преимуществом перед другими: выигрыш во времени. Поэтому менеджеры иногда вынуждены идти на принудительное нововведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновациям"