Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:48, шпаргалка
1.Инновационная деятельность: понятие и предпослыки осуществления
4. Классификация и кодирование инновации
5 Новизна как основной критерий инновации
6.Исследования и разработки в инновационной деятельности
7. формы, фазы и субекты инновационного процесса
§ Американская ассоциация содействия развитию науки.
Большинство структур
финансируется из федерального бюджета.
Государство стимулирует
По данным Национального
научного фонда США, на современном
этапе НТП возросла в НИР доля
малого бизнеса. Мелкие и средние
фирмы (с численностью до 500 человек)
за последние два десятилетия
выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений
на одного занятого или доллар затрат,
чем крупные корпорации (с численностью
занятых более
10 тысяч человек).
Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.
Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры.Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов,поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного регулирования следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР».
В США большое внимание
уделяется прогнозированию и
экспертизе инновационных проектов,
ведению государственной
100 лет. Неудивительно, что страна занимает
первое место в мире по уровню конкурентоспособности.
16.3. Государственное управление инновационной политикой в Японии
Ключевую роль в инновационной деятельности играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Имеется долговременная программа инновационного развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований закупок лицензий за рубежом.
На смену вытеснению иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.
Долгосрочная цель государственной
политики Японии – превращение страны
из «имитатора» и «
Государство не только определяет
стратегию общего и отраслевого
развития промышленности и внешней
торговли, но и имеет в своем
распоряжении достаточно большой арсенал
средств и методов, позволяющих
конкретизировать эту стратегию. Помимо
традиционных экономических и
а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;
в) контроль за научно-техническим
обменом с зарубежными
Японская модель
интеграции науки и производства,
научно-технического прогресса предполагает
строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредот
По мнению американского
специалиста по японским технополисам
Ш. Тацуно, стратегия технополисов – это
стратегия прорыва в новые сферы деятельности
высшего технологического уровня, а тем
самым – это стратегия интеллектуализации
всего японского хозяйства.
Государственное регулирование
инновационными процессами в Японии
также характеризуется
Японское правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования. Например, существует соглашение об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники.
В результате активной инновационной
деятельности Япония занимает первое
место в мире по уровню ВВП на
душу населения, эффективности использования
ресурсов, темпам экономического роста
среди промышленно развитых стран,
продолжительности жизни
16.4. Инновационная деятельность в странах ЕС
Германия, Англия, Франция – эти страны являются ведущими в составе Евросоюза. Особенностями стран Евросоюза являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации кооперирования производства. И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.
Евросоюз большое внимание
уделяет активизации
? выработка единого антимонопольного законодательства;
? использование системы ускоренной амортизации оборудования;
? льготное налогообложение НИОКР;
? поощрение малого наукоемкого бизнеса;
? прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
? стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий»,принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном уровне, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана – «Кооперация между странами в области инноваций» – предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями – специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.
Второй раздел плана посвящен координации реализации инновационной политики. Третий – созданию системы передачи информации по инновациям и технологиям, совершенствованию патентной системы, унификации и стандартизации. Четвертый – мероприятиям по повышению инновационного потенциала менее развитых стран (Греция, Ирландия).
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.