Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 87.83 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Департамент науки и профессионального  образования

Кемеровской области

ГОУ СПО "Беловский педагогический колледж"

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста

Выпускная квалификационная работа

Белово

2007

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие связной речи детей  дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка

1.2 Проблема развития связной  речи в трудах педагогов

1.3 Особенности связной речи  детей старшего дошкольного возраста

1.4 Диагностика развития связной  речи дошкольников

Выводы по первой главе

Глава 2. Русские народные сказки как  средство развития связной речи детей  старшего дошкольного возраста

2.1 Виды сказок и их влияние  на развитие связной речи дошкольников

2.2 Особенности восприятия и  понимания русских народных сказок  детьми старшего дошкольного  возраста

2.3 Методы приемы художественного  чтения и рассказывания русских  народных сказок детям старшего  дошкольного возраста

2.4 Анализ программы воспитания  и обучения детей старшего  дошкольного возраста «Планета  сказок»

Выводы по второй главе

Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

3.1 Анализ развития связной речи  детей старшего дошкольного возраста

3.2 Развитие связной речи старших  дошкольников при помощи системы  мероприятий на основе использования  русских народных сказок

3.3 Динамика развития связной  речи детей старшего дошкольного  возраста

Заключение

Список литературы

Приложение А. Методика проведения диагностики уровня связной речи детей

Приложение Б. Конспект занятия  по методике развития речи в старшей  группе

Приложение В. Характеристика монологической речи

Приложение Г. График обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики»

Приложение Д. Конспект проведения беседы

Приложение Е. Характеристика коммуникативных  умений детей

Приложение Ж. График обследования по специально организованной беседе «Русские народные сказки»

Приложение К. Общая диаграмма  развития связной речи у детей  старшего дошкольного возраста

Приложение Л. Общая диаграмма  развития связной речи у детей  старшего дошкольного возраста (сравнительная)

Приложение М. Система воспитательных мероприятий на основе использования  русских народных сказок в воспитательно-образовательном  процессе ДОУ

Введение

Для ребенка хорошая связная  речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Речь - инструмент развития высших отделов психики  человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его  интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений  звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения  звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам  и отвечает на поставленные вопросы  взрослого, но и охотно и подолгу  рассказывает о своих наблюдениях  и впечатлениях.

Согласно определению  А.М.Бородич - "Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей".

Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной  речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это  овладение нормами и правилами  родного языка, определяемыми для  каждого возрастного этапа и  развития его коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики [1].

При разработке проблем  развития речи дошкольников, совершенствования  содержания и методов обучения языку  в психолого-педагогическом аспекте  Ф.А.Сохин выделил три основных направления:

структурное (формирование структурных уровней системы  языка - фонетического, лексического, грамматического);

функциональное (формирование навыков владения языком в его  коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному  осознанию языков и речевых явлений).

Что касается первого  направления, то было установлено, что  наибольшая эффективность в овладении  языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

В исследованиях  второго направления авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности  речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей  связности было принято умение ребенка  структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые  средства связи между предложениями  и частями высказывания.

Исследования  третьего направления были прямо  нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические  представления, понимание того, что  такое слово, предложение, как они  строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание  звукового состава предложения  подводит ребенка к порогу овладения  грамотой и главное - закладывает  основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что  является важной предпосылкой для успешного  школьного обучения.

Практическая  проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к крупным  сдвигам в речевом и общем  умственном развитии дошкольников. У  ребенка формируется высокая  культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность  и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном  речевом творчестве (при сочинении  загадок, сказок, стихов).

Дети даже без  специального обучения с самого раннего  возраста проявляют большой интерес  к языковой действительности, создают  новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном  речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому  необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной  задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного  осознания явлений языка и  речи. Оно закладывает у ребенка  интерес к родному языку и  обеспечивает творческий характер речи.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная  мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

В формировании связной  речи ярко выступает и взаимосвязь  речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных  и литературных произведений в целях  формирования умения строить связное  монологическое высказывание естественно  предусматривает ознакомление детей  с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное  высказывание свидетельствует, насколько  ребенок владеет богатством родного  языка, его грамматическим строем, и  одновременно оно отражает уровень  умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной  речи детей старшего дошкольного  возраста.

Цель исследования: выявление влияния  русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста будет  осуществлять эффективнее, если:

- планомерно, целенаправленно использовать  разнообразные виды русских народных  сказок в воспитательно-образовательном  процессе ДОУ;

- учитывать специфику влияния  русских народных сказок на  развитие связной речи дошкольников;

- определить систему воспитательных  мероприятий на основе использования  русских народных сказок в  воспитательно-образовательном процессе  ДОУ.

Для достижения цели определены задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по данной проблеме;

2) Экспериментально выявить возможность  использования русских народных  сказок на занятиях по развитию  речи и в повседневном общении;

3) Разработать систему мероприятий  для детей старшего дошкольного  возраста на основе использования  русских народных сказок.

Исследование предполагает комплексное  использование таких методов, как:

- анализ психолого-педагогической  литературы;

- анализ календарно - тематического  плана воспитателя;

- эксперимент;

- математическая обработка данных;

- графическая обработка данных.

Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие, формы и функции связной речи

Под связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность  речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или  читателя» [1, с.245]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника

Связная речь - это такая речь, которая  отражает все существенные стороны  своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли  говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь»  употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела  работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание - это и речевая  деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и другие). Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [4, с.44].

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге  и монологе. Каждая из этих форм имеет  свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической  литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане  их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической  природе.

Диалогическая речь представляет собой  особенно яркое проявление коммуникативной  функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового  общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога  является чередование говорения  одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники  всегда знают, о чем идет речь, и  не нуждаются в развертывании  мысли и высказывания. Устная диалогическая  речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная  лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые  и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное  обдумывание. Связность диалога  обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование  шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как  бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П.Якубинский) [1, с.247]. Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь - связное, логически  последовательное высказывание, протекающее  относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более  сложное строение, выражает мысль  одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим [1, с. 248].

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста