Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:55, контрольная работа
Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Сказки - произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения - настолько они просты и естественны. Это - свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.
Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. - На острове Кидане стоит древо - золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет - песню поет, а вниз идет - сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.
Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».
Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»
Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».
В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.
В сказках (особенно в волшебных)
часто встречаются и так
Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного для нас классического стиха Пушкина, Лермонтова, Некрасова с определенным количеством слогов и ударений в стихах и нередко рифмы; слогов же может быть разное количество. Например:
В некотором царстве,
В некотором государстве,
На ровном месте, как на бороне,
Верст за триста в стороне,
Именно в том,
В котором мы живем,
Жил-был царь…
Некоторые сказки рассказывались полностью сказовым стихом. Таковы, например, сказки о козе - белой бороде, вороне-праведнице.
Широко используется
в сказках диалог - разговор между
двумя или несколькими
Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот - Котофей Иваныч, лиса - Лизавета Ивановна, медведь - Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк - «из-за кустов хап», лиса - «на поле краса», медведь - «всем пригнетыш»…
В художественном
произведении поэтические средства
всегда используются целесообразно
и экономно. Они являются и приметами
жанра. Именно поэтому мы не встретим,
например, в сказках о животных
вместо их привычного зачина «Жили - были…»
развернутого, фантастического зачина
волшебной сказки. Это было бы художественно
не целесообразно. Именно поэтому пышные
«формульные» диалоги, которые ведут
между собой персонажи
Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду только сюжеты сказок, то их - более тысячи, а опубликованных записей сказок около пяти тысяч. А сколько хранится в архивах!
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие [1, с.347].
Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность [1, с.348].
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Воспитательная функция
литературы осуществляется особым, присущим
лишь искусству способом - силой
воздействия художественного
Одним словом, сказки - это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…
2.2 Особенности
восприятия и понимания
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.
В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока[1, с.251].
Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.
Пониманию литературных произведений
помогает литературная опора - иллюстрации
к тексту. Для младших дошкольников
важными оказывается те картинки,
которые последовательно
Важным в описании картинки
является вопрос, с которым взрослый
обращается к рисунку. Спрашивая
о том, что изображено, взрослый ориентирует
ребенка на перечисление нарисованных
предметов. Вопрос «Что делают на картинке»?
И приводит ребенка к раскрытию
функциональных связей, то есть действий
персонажей. На просьбу «Расскажи
о событиях, изображенных на картинке»
и ребенок, пытаясь их понять, истолковать,
дает связные высказывания. Он определяет
центр, ядро картинки, устанавливает
пространственное местоположение предметов,
различные видимые и
Если ребенок дает картинке название, выраженное одним - двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.
2.3 Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача - каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос) [5, с.20].
Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.
М.М.Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких
3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
Б) чтение в сочетании с музыкой.
На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
А) оно может быть логически связано с содержанием занятия;
Б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций [5, с.348].
Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, чем на предыдущей возрастной ступени, так как в большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их воспитателю нелегко.
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.
1. Воспитатель помещает
в книжном уголке новую книгу,
если есть возможность, - отдельно
рисунки художников к этому
произведению. Дети, рассматривая иллюстрации,
пытаются определить, что это
за книга, о чем она. В
начале занятия педагог
2. Педагог демонстрирует
игрушки, предметы, имеющие отношение
к содержанию сказки и
3. Воспитатель проводит
специальное речевое