Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:02, курсовая работа
Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Переход к рынку не только заострил проблемы занятости, но и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного. Но рассматривать безработицу только как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе, и с социальным статусом самого работника.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1.Общее определение безработицы и рынка труда………….……..……5
1.1. Понятие безработицы, виды, формы и причины ее образования…………5
1.2. Сущность и причины безработицы………………...………………….…...13
1.3. Рынок труда: сущность, содержание и структура ..……………………....20
Глава 2. Анализ состояния безработицы в РФ……….………………………..26
2.1. Особенности формирования российского рынка труда……...…………..26
2.2. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы……………………………………………………………………...29
2.3. Современное состояние рынка труда в РФ…………………...…………...34
Глава 3. Состояние уровня безработицы в РБ и меры по ее снижению……..38
3.1. Современное состояние рекомендации по снижению безработицы в РБ.38
3.2. Проблемы и перспективы безработицы в Бурятии…………………...…..40
Заключение……………………………………………………………...………..45
Список литературы…………………………………………...47
Директора
государственных предприятий
Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
В-третьих, многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
В-четвертых, рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
В-пятых, наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя безработица по своей сути мало напоминает безработицу в ее классическом понимании, когда характер безработицы связан, прежде всего, с перепроизводством различных товаров и услуг, падением спроса на них. Наша страна находится в условиях хронического перепроизводства практически большинства жизненно необходимых населению товаров и услуг. И видимое их изобилие определяется относительно небольшим спросом, связанным с низким жизненным уровнем подавляющей части населения и наполнением местных рынков товарами зарубежного производства. Уровень безработицы, с одной стороны, непосредственно отражает масштабы и глубину кризисных явлений в том или ином регионе, а с другой – оказывает определяющее воздействие на обострение социално-политической напряженности и, следовательно, требует первостепенного учета при разработке государственной региональной политики. Кроме того следует принять во внимание и некоторые важные особенности российского рынка труда, для которого характерны:
1.3. Рынок
труда: сущность, содержание и структура
Рынок труда исторически
В последнее время в работах
многих ученых, посвященных проблемам
рынка труда наметилось
Государственная
политика рынка труда в западных странах
исходит из того, что активная жизненная
позиция, стремление к развитию и самоутверждению,
присущая корпорации, предприятию и любому
трудящемуся, возникает не под влиянием
директивных указаний со стороны и не
под давлением каких-то внешних сил. Напротив,
подобные устремления зарождаются не
только как следствие внутренних побуждений
и реализуются путем самостоятельных
решений и действий. Для этого необходима
конкурентная среда и наличие для всех
примерно равных возможностей достижения
наилучших результатов. Задача государства
состоит в обеспечении наиболее благоприятных
экономических, в т. Ч. Налоговых, социальных
и культурных возможностей развития страны.
Эффективность подобной
О жизненной важности рынка
труда для современного общества свидетельствуют
масштабы текущих государственных затрат
на его развитие. Только на реализацию
социальных программ в рамках рынка труда
во многих западных странах ежегодно выделяются
средства в объеме 2-3% валового национального
продукта.
Рынок труда финансируется
государством через министерство труда
по трем самостоятельным направлениям
– трудоустройство ищущих работу, обучение
пользующимся спросом специальностям
необходимой квалификации; профессиональная
реабилитация и обеспечение работой лиц,
требующих особого социального внимания
(люди с ограниченной трудоспособностью,
инвалиды, иммигранты, молодежь без полного
школьного образования и специальности).
Анализ динамических
изменений рынка труда
Все население Российской Федерации можно
разделить на две группы:
Экономически активное население
Данная группа включает
ту часть населения, которая обеспечивает
предложение рабочей силы для производства
товаров и услуг. В свою очередь она делится
на следующие категории:
1.Занятые. Выполняют работу по найму за
вознаграждение на условиях полного или
неполного рабочего времени;
2. Временно отсутствуют на работе из-за
болезни, отпуска, работы по специальному
графику, отпуска по беременности, обучения,
забастовки, по другим причинам;
3. Самостоятельно обеспечивают себя работой
4.Безработные
5.Не имеют работу (доходного занятия);
6.Занимаются поиском работы (обращались
в службы занятости, использовали объявления,
обращались к работодателю и т.п.)
7.Готовы приступить к работе
Экономически неактивное
население: данная группа включает в себя
людей, не входящих в состав рабочей силы:
учащиеся и студенты, посещающие дневные
учебные заведения; Лица, получающие пенсии
по старости, на льготных условиях, по
инвалидности; Лица, занятые ведением
домашнего хозяйства, уходом за детьми;
Отчаявшиеся найти работу и прекратившие
ее поиск; Другие лица, у которых нет необходимости
работать
Границы рынка труда определяются
следующей частью экономически активного
населения России:
- Незанятые, но ищущие рабочее место
- Занятые, но неудовлетворенные работой
и подыскивающие другую работу или дополнительное
рабочее место
- Занятые, но рискующие потерять рабочее
место
Вышеперечисленные группы
образуют предложение труда. Владельцы
рабочих мест формируют спрос на труд,
складывающийся из числа вакансий и должностей
тех работников, которым работодатель
ищет замену.
Трудящийся, лишенный собственности
на свою рабочую силу и возможности распоряжаться
своим профессиональным потенциалом,
во многом теряет интерес к труду, сохранению
и развитию качеств труженика, созидателя
и перестает стремиться к их лучшему использованию.
Ослабевают нравственные, духовные связи
со сферой труда и обществом, исчезает
интерес к благополучию и развитию предприятий,
национальной экономики страны. А это
как бумеранг бьет в итоге по материальному
благосостоянию населения и приостанавливает
его духовный и культурный рост.
Масштабы и интенсивность
расходов на развитие, и профессиональную
подготовку трудовых ресурсов непрерывно
нарастают и определяются уровнем поставленных
перед обществом текущих и долговременных
задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком
подобных программ выступают, как правило,
ведущие корпорации страны.
Прямое субсидирование воспитания
и культурного развития трудящихся, наряду
с вознаграждением за труд, имеет целью
формирование трудовых ресурсов творческого
типа и осуществляется в общей сложности
на протяжении по сути дела всей жизни
человека в следующих направлениях:
1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение,
среднее специальное, высшее и научное
образование (примерно 80-90% за счет государства,
частного капитала и общественных организаций).
2. Заработная плата (соответствующая уровню
образования и квалификации, полновременная
минимальная выше прожиточного минимума).
3. Субсидирование «пожизненно» подготовки
и переподготовки (в среднем на 90% за счет
государства и частного капитала).
4. Пособия по безработице и различные
виды социального вспомоществования (минимум
– обеспечение текущих жизненных расходов;
максимальная длительность – бессрочное
вспомоществование; на 75-80% за счет государства
и частного капитала).
5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии
трудового стажа – государственное всеобщее;
при наличие его не менее 15 лет –двойное
или тройное выше официального прожиточного
минимума; на 90-100% за счет государства
и частного капитала).
6. Финансирование на восстановление и
укрепление здоровья и культурное развитие
(на 70-80% за счет государства, частного
капитала и общественных организаций).
Расходы на развитие трудовых
ресурсов, поступающие из
Глава 2.
Анализ состояния безработицы в РФ
2.1.
Особенности формирования российского
рынка труда
В нашей стране формирование рынка рабочей силы находится на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая сила в России не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.
Главное отличие нашего рынка труда – это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочей силы и многие другие. К этому можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и др. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован. Отмечу лишь основные его черты:
Информация о работе Безработица, ее роль в экономическом механизме рынка труда